Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, поскольку она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки [2; 3]. Так какой же механизм включается в работу при стрессе, который помимо других процессов начинает разрушать и память? Известно, что длительная выработка кортизола и других стероидных гормонов, под воздействием стресса, стимулирует метаболическую активность большинства клеток организма, особенно – нейронов, которые очень чувствительны к долгим нагрузкам. Так, например, становится повышенной метаболическая активность в гиппокампе – основной области головного мозга, связанной с хранением памяти, что, при длительном воздействии, вызывает разрушение нервных клеток этой области [1]. Такое явление носит необратимый характер и проявляется, прежде всего, в нарушениях кратковременной памяти. Долговременная память, как правило, не страдает.
Кроме того, американские исследователи из Университета штата Огайо, также сообщают в своей статье в The Journal of Neuroscience, что достаточно длительный стресс плохо сказывается на кратковременной памяти. То есть события прошлых лет мы будем помнить, в то время как недавно полученные знания, изученные сведения будут вылетать из головы под действием длительного психологического напряжения. Американское исследование заключалось в следующем. Ученый Джонатан Гадбоут и его коллеги учили мышей самостоятельно находить выход из лабиринта, и после того, как животные запоминали, куда им идти, к ним в клетку несколько раз подряд подсаживали более крупного и более агрессивного «гостя». После этого вскоре у лабораторных мышей возникали достаточно характерные признаки психологического стресса: все они становились тревожными, явно избегали социальных контактов. Но, что самое главное - они забывали путь из лабиринта. Те же мыши, кому стресс не устраивали, как и прежде хорошо помнили правильную дорогу. Проблемы с памятью у мышей, подвергшихся стрессу, длились ещё несколько недель после того, как их переставали пугать наглым и сильным соседом. Одновременно в мозге стрессированных животных возникали явные признаки воспаления – в частности, увеличивалось число иммунных клеток макрофагов. Особое внимание учёные уделяли гиппокампу – той области мозга, которая служит одним из главных центров памяти, где кратковременная переходит в долговременную. Кроме того, гиппокамп одновременно участвует в эмоциональных реакциях [5]. Вот почему связь между психологическим стрессом и памятью, в первую очередь, ученые искали именно в нём. Затем в течение некоторого времени после стресса в гиппокампе появлялось меньше новых нейронов, чем обычно. Если же мышам давали противовоспалительное средство, то проблемы с памятью исчезали, и число макрофагов в гиппокампе уменьшалось, хотя депрессивное поведение и проблемы с новыми нервными клетками сохранялись [5].
Из данных исследований можно сделать следующий вывод: вероятно, что стресс через иммунную систему повышает воспалительный фон в мозге, что, в свою очередь, приводит к ослаблению кратковременной памяти – по крайней мере, той её части, которая касается ориентации в пространстве. Эту взаимосвязь между стрессом и воспалением сейчас вообще активно исследуют всеми возможными методами, поскольку любая воспалительная реакция, пусть не очень сильная и вялотекущая, может причинить много неприятностей, повышая вероятность самых разнообразных болезней.
Однако стоит отметить, что в 2013 году ученые из Калифорнии проводили исследование на крысах, в ходе которого было выявлено, что резкий, но не слишком длительный стресс не разрушал, а наоборот, стимулировал выработку новых нейронов в гиппокампе [5]. Это может говорить о том, что стресс может как разрушать память, так и стимулировать развитие новых клеток.
Таким образом, влияние стресса на память может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от длительности стрессора – фактора, вызывающего стресс. Чем продолжительнее и интенсивнее воздействие, тем больший разрушающий эффект оно оказывает на память.
Список литературы:
Александров Ю.Б. Психофизиология. СПб.: Питер, 1998. 482 с.
Вейн А. М., Каменецкая Б. И. Память человека. М.: Наука, 1973. 4 с.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 242-257 с.
Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 4-5 с.
Daniel B. McKim, Anzela Niraula, Andrew J. Tarr, Eric S. Wohleb, John F. Sheridan and Jonathan P. Godbout. Journal of Neuroscience 2 March 2016, 36 (9) 2590-2604; DOI