И только попадая в старинные города с их улочками из деревянных частных домов, вдруг отмечаешь необыкновенную красоту внешнего оформления дома деревянной резьбой. И уже не можешь оторвать взгляд. Стоишь, поражённый увиденным. Душу начинает переполнять чувство гордости, восторга, преклонения перед теми мастерами, которые смогли сотворить такую красоту. Невольно начинаешь задаваться вопросами: как и когда возникло это ремесло, какими инструментами пользовались мастера-резчики, что их вдохновляло на создание своих наличников.
Если вслушаться в слово «наличник», то можно заметить, что слово это созвучно словосочетанию «находящийся на лице», а фасад дома и есть его лицо, которое должно быть чистым и красивым, поэтому каждый хозяин своего дома старался защитить и украсить свой дом, чтобы обеспечить его жителей теплом и безопасностью. Наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы, поэтому и украшались они чаще, чем другие элементы постройки[3]. Так резьба носила символический характер и являлась оберегом, хотя со временем значение многих символов резьбы наличников было утрачено, некоторые из них дошли до нас в виде фрагментов на фасадах старинных «бабушкиных домов».
Традиция украшать деревянными узорами элементы конструкции жилых домов возникла достаточно давно. Мотивы рисунков несли в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, сюжетами которых обычно являлся растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей [4].
Наличники из разных областей России отличаются друг от друга в зависимости от местности, образа жизни людей, погодных условий, наличия лесов и рек. Все факторы складываются в единый образ, который демонстрируется в оконных наличниках. Мастера, словно сообща, выбирают символы определенной группы, но нельзя найти два одинаковых наличника. В каждом есть частичка души мастера, собственный «почерк», стиль, чувство меры и красоты рисунка резьбы.
Ознакомившись с символикой деревянной резьбы, было сделано множество интересных снимков деревянных домов в Нижегородской области, сохранивших красоту деревянного декора на наличниках. Сгруппировав фотографии по районам и областям, оказалось, что в каждом районе города и области присутствует свой особенный стиль домовой резьбы. Наиболее распространенные теории появления декора на деревянных наличниках в России, по мнению исследователей Скворцова А.И., Филипповой Е.П., Рыбакова Б.А., Ткаченко Н.Н. - языческая, европейская, корабельная и церковная. Можно по разному относится к исследованиям в области теории появления стилей на деревянных наличниках, но то, что эти теории имеют место быть, не вызывает сомнений.
Так, самая первая и самая распространенная теория появления наличников – это языческая теория. Раньше окно считалось некой связью с богами. Через окно подавали бедным милостыню, что значило «Богу подать». Люди, торопясь поделиться вестью, не заходили в дом, а сообщали все, что хотели, прямо через окно. Вести, полученные таким способом, всегда были самыми важными.
Другая версия носит название европейская. Сторонники этой теории утверждают, что вся домовая резьба по дереву есть повторение увиденного в камне и связывают активное развитие резьбы по дереву по всей стране с возвращением российской армии из Франции после победы над Наполеоном в начале XIX века. Русские солдаты прошли через всю Европу, были в Париже и других крупных западных городах того времени. Вернувшись, некоторые из них решили воплотить на родине все, что увидели. Но каменное зодчество не было широко распространено в России, как в Европе, поэтому дома стали украшать наличниками и другими характерными для каменной архитектуры деталями декора из подручного материала – древесины. Следует отметить, что европейская теория происхождения домовой резьбы находит своих сторонников и по сей день.
Еще одна теория – корабельная – предполагает, что вся домовая резьба распространилась из Поволжья, где издавна жили мастера, украшающие своей резьбой корабли. Первым заметил связь корабельной резьбы с домовой знаток русской старины Владимир Иванович Даль. Его сын архитектор Лев Владимирович Даль подтвердил это. На Волге суда, украшенные деревянной резьбой, были самыми красивыми. Но с середины XIX века на Волгу пришло промышленное судоходство вместе с металлическими кораблями. Услуги мастеров в украшении кораблей перестали пользоваться популярностью. В это время появилась и достигла расцвета традиция украшать резьбой жилые дома [6].
И правда, техника резьбы в Поволжье существенно отличается от других регионов. На этой территории сохранилось гораздо больше образцов более древней глухой резьбы. Здесь встречаются сказочные (невиданные в других регионах) орнаменты резьбы: фантастические берегини-русалки, птицы-сирин, львы, драконы и другие звери.
Все это могло появиться под влиянием рассказов возвратившихся с Востока путешественников. И немудрено – ведь вся эта символика перекочевала на стены и наличники жилых домов непосредственно с кораблей. И несла она ту же функцию, что и на бортах кораблей. Все эти волшебные существа призваны были охранять человека от всего плохого, что существует в мире.
И последней версией считается церковная теория. Ее сторонники считают, что наличники и вся домовая резьба – это лишь слабые отголоски церковной резьбы, а все мастера – это отошедшие от дел церковные труженики [7].
В храмовой резьбе заложены все основные принципы поволжской домовой резьбы: вазоны с произрастающими из них побегами, волнообразно бегущие по фризу растительные завитки и солнечные розетки, то тесно вплетающиеся в листву, то рельефно выступающие на карнизе. Факты говорят сами за себя – если внимательно присмотреться к резьбе на наличниках, многие их них напоминают оклады для иконостаса.
Районы города Особенности |
Нижегородский |
Сормовский |
Московский |
Канавинский |
Преобладающий вид резьбы |
Преобладает геометрическая глухая резьба |
Мотивы корабельной резьбы |
Мотивы храмовой резьбы |
Мотивы каменной резьбы |
Сравнивая наличники между собой, можно оценить уровень мастерства и фантазии резчика. Мастера резьбы гордились своей работой и с уважением относились к изделиям других, потому что знали, насколько это долгий, кропотливый и требующий большого упорства и вдохновения труд.
В Нижнем Новгороде существуют районы с деревянными домами, которые можно отнести к памятникам старины. В каждом районе нашего города есть такие дома, но, как видно по фотографиям, самым богатым районом на такие сокровища является Сормовский район. С давних времён на улицах Сормова жили корабелы, в том числе и мастера – резчики по дереву. В прошлом эти люди были строителями деревянных волжских судов, а с появлением пароходов перенесли свое мастерство на строительство и оформление домов. Если в верхней части Нижнего Новгорода резчики по дереву подчинялись замыслам архитекторов при украшении строящихся зданий, то в Сормове мастера-резчики работали так, как им позволяла фантазия и согласие хозяина дома. Орнаменты сормовских наличников всегда отличались разнообразием, привнесенным бывшими корабельными мастерами.
Наличники Сормовского района г. Нижнего Новгорода |
|||
Радищева, 48 |
Свободы, 127 |
Кима, 42 |
Радищева, 61 |
Радищева, 37 |
Свободы, 113 |
Хальзовская, 69 |
Хальзовская, 71 |
Наличники Нижегородского района г. Нижнего Новгорода |
|||||||
Малая Ямская, 41 |
Малая Ямская, 29 |
Маслякова, 28 |
Маслякова, 14 |
||||
Наличники Канавинского района г. Нижнего Новгорода |
|||||||
Зелёная, 26 |
Зелёная, 36 |
Зелёная, 28 |
Зелёная, 59 |
||||
Наличники Московского района г. Нижнего Новгорода |
|||||||
Красных Зорь, 159 |
Красных Зорь, 142 |
Деревянные резные наличники – это, бесспорно, достояние русской культуры. Но не всегда к ним относятся с должным вниманием, не всегда замечают. Нередко исторически ценные дома с образцами уникальных наличников сносят или растаскивают по фрагментам. И так больно смотреть на старые покосившиеся деревянные дома с остатками домовой резьбы! Из них словно ушла душа, вложенная при их создании. Памятники нашей культуры не должны кануть в лету. Надо задуматься о том, как сохранить шедевры русской деревянной резьбы, пока еще есть, что беречь. Это наша история, наша жизнь. Нельзя допустить, чтобы будущие поколения не увидели настоящее русское чудо!
Городец является примером того, как надо беречь наследие русских мастеров и развивать современную деревянную резьбу. Городецкая глухая резьба особенно ярко представлена в «Городе мастеров», созданном в 2009 году. В его постройке принимали участие такие мастера, как: С.Ф. Соколов, Д.В. Щербаков, В.Н. Галибин и др.
Особенно сильное впечатление остаётся от оформления Терема русского самовара. Наличники этого здания выполнены в технике искусной сквозной резьбы.
Рис.1. Городец. «Город мастеров». Александровская набережная, 1 |
Рис.2. Городец. Терем русского самовара, Набережная Революции, 11 |
Городец превратился в музей. И каждый приезжающий сюда обязательно пройдется по старинным улицам и полюбуется деревянной резьбой и разнообразными по выполнению прекрасными наличниками на окнах домов.
Радостно, что современные городецкие мастера прекрасно владеют не только техникой резьбы, но каждый из них имеет свой стиль и направление. Например, Сергей Соколов изображает былинные сюжеты, любит темы сказок и мифов. Михаил Логинов любит в орнаменте крупные стебли и детали (чтобы было видно издалека), но при этом ему не изменяет чувство меры и красоты. Городецкий резчик Стариков отличается любовью к сказочным персонажам. Известный мастер Андрей Колов увлекается сюжетными композициями, но никогда не перегружает изделие деталями. Как всегда: «Мера и красота».
Про себя мастера-резчики говорят, что инструменты у них: молоток да стамеска, а еще талант т восторг художника, граничащий с «хулиганством» [8].
Большинство наличников Городца окрашено в белый цвет. Это делается, чтобы особо выделить их на фоне однотонных стен и подчеркнуть их изящество и воздушность. Но иногда встречаются и редкие исключения, когда наличник покрашен в другой цвет. Что лучше – судить Вам!
Наличники Нижегородской обл. г.Городец |
|||
Кирова, 8 |
Набережная революции, 7 |
Рублёва, 13 |
Рублёва, 11 |
Набережная революции, 8 |
Городец. «Город мастеров». Александровская набережная, 1 |
Рублёва, 12 |
Искусно вырезанные мастерами наличники меняют облик всей улицы. В этом и есть назначение домовой резьбы – украшать не только сам дом, но и преображать все вокруг.
Рассмотрим два совершенно разных наличника. Первый наличник украшает окно дома на улице Хальзовская Сормовского района Нижнего Новгорода, а второй «Город мастеров» на улице Александровская набережная города Городца.
Оба этих наличника из Нижегородской области, но они совершенно разные, как по технике исполнения, так и по использованию символов и орнаментов в оформлении. Но, несомненно, эти наличники каждый по-своему украшают дома. Мастер, изготовивший городецкий наличник, черпая своё вдохновение из окружающего мира, придал оконному оформлению парадность, изобразив на его ставнях вытянутые вазы с цветами, а сказочная птица-сирин в верхней части наличника призвана защищать дом от темных сил. Для выполнения нижегородского наличника, мастеру понадобилось показать все свое мастерство в технике прорезной резьбы, сохранив легкость в деревянном ажуре.
Рис.3.Нижегородский наличник |
Рис.4.Городецкий наличник |
И в данной работе были предприняты попытки повторить мотивы деревянного декора в технике «плоского» макета. Так получилась имитация сквозной и глухой резьбы, которая дала возможность воссоздать красоту деревянных наличников, хотя и в бумажном варианте.
Рис.5. Макет Нижегородского наличника |
Рис.6. Макет Городецкого наличника |
Наличники Нижегородской области по праву можно считать шедевром старинной домовой резьбы. Особенное географическое расположение нашего города дало возможность максимально разнообразить техники и стили домовой резьбы.
И не важно, как резные наличники пришли в нашу жизнь, важно, что они стали частью нашей жизни. Пора задуматься, как сохранить эту красоту и продлить ее существование на долгие столетия. Но тут уже каждый человек решает для себя сам, как он может этому помочь.
Список литературы:
Василенко, В.М . Русская народная резьбаиросписьпо деревуXVIII - XX вв./ В.М. Василенко. –М.: Изд-во Моск.ун-та,1960. – 180с.
2. Комплексный методический подход к проектированию в исторической среде : метод. рекомендации для студентов, выполняющих ВКР(выпуск. квалификац. работу) бакалавров по специальности «Архитектура» 270100 / сост. А.А. Худин, О.В. Орельская ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т, Фак. архитектуры и градостр-ва, Каф. архитектур. проектирования. – Нижний Новгород : ННГАСУ, 2011. – 44 с. : ил.
3. Мастеровой. Резьба по дереву [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://forum.woodtools.ru/index.php?topic=57949.0
4. Колосова, И.И. Этапы становления и развития декора в деревянной архитектуре Томска (на примере наличников)/ И.И. Колосова, Е.А. Остроухова// Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2013. – Вып. 4. – С.118-131.
5. Мошков Н.В. Нижегородская домовая резьба: загадки, поиски, находки: фотоальбом / Н.В. Мошков, В.В. Фёдоров. – Нижний Новгород: Литера, 2014. – 296 с., ил.
6. Марухина, Е.С. Геометрические сопряжения в мотивах деревянного кружева / Е. С. Марухина, Л. В. Павлова // IV Всероссийский фестиваль науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2014. – Вып. 4. – С. 156 – 159.
7. Обзор теорий происхождения резных наличников // http://russkaya-sloboda.ru/biblioteka/nalichniki/index.html
8. Чуянов С.П. Древо красоты / С.П. Чуянов. – Н.Новгород: Наследие, 2002. – 126с.: илл.
9. Городецкий район: Иллюстрированный каталог памятников истории и культуры / [Отв. Ред. А.В.Лисицына]. – Н. Новгород: Кварц, 2011. – 504 с.: ил. (Объекты культурного наследия Нижегородской области)
10. Ярошук, Е.Д. Применение геометрических построений при восстановлении утраченных фрагментов деревянного декора / Е.Д. Ярошук, Л. В. Павлова // V Всероссийский фестиваль науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Нижний Новгород, 2015. – Вып. 5. – С. 254– 257.