В разных странах и на разных континентах сырцовый кирпич изготавливался из различных материалов. Так, например, в Египте его делали из глинистого ила с добавлением соломы и гальки для прочности материала.
Надо отметить, что широкое распространение получил обожженный кирпич, который отличался своей прочностью и долговечностью. С его использованием строились многие храмы и дворцы.
Археологические исследования памятников древнерусского зодчества позволяют представить картину кирпичного производства. Судя по этнографическим данным, опытный мастер изготавливал за рабочий день до 1500 штук сырцов. Формовка кирпичей производилась не круглый год, а лишь во время строительного сезона. Об этом достаточно ясно свидетельствуют этнографические факты, согласно которым сезон формовки кирпичей продолжался примерно с 20 мая до 1 сентября, т.е. включал около 900-1000 рабочих дней. Наиболее вероятно, что кирпичи, необходимые для строительства небольшого храма, заготавливали в течение одного сезона[1].
Производство кирпича требовало больших знаний и опыта. Не всякая глина была пригодна для изготовления хороших кирпичей. В глине должно содержаться определенное количество песка, чтобы она не потрескалась при обжиге и имела необходимую прочность. Анализ кирпичей древнерусских памятников показал, что в XI в. для изготовления кирпичей использовали каолиновую глину. Такие кирпичи обычно имели розовый или светло-желтый цвет К концу XI в. стали применять и другие сорта глины для изготовления кирпича. В XII для его изготовления повсеместно пользовались только местной глиной [1].
Глину разминали в ямах и набивали в деревянную форму-рамку, а затем излишек срезали деревянным ножом (правИлом) до уровня верхнего края рамки. Следы подобной формовки отлично прослеживаются на многих кирпичах. Верхняя поверхность кирпичей обычно гладкая и зачастую имеет легкие царапины вдоль длинной оси – следы скольжения правила. Нижняя поверхность кирпичей обычно слегка шероховатая; это отпечаток подкладной доски, которая лежала на формовочном столе.
Рис. 1 Знак на постелистой стороне кирпича. Полоцк. Церковь на Рву.Кирпич с клеймом. Смоленск. Церковь на Большой Краснофлотской улице (http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm) |
На многих древнерусских кирпичах-плинфах имеются знаки. Классификацию их предложил И.М. Хозеров. По его терминологии, все выпуклые изображения на кирпичах называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, - клеймами[2]. В дополнение к данной, классификации Л. А. Беляев предложил ввести термин "метки" для обозначения знаков, проведенных пальцем или каким-либо инструментом. Все эти знаки различны не только по рисунку и технике выполнения, но и по широте распространения в различных строительных центрах Руси. |
Более того, как выяснилось, они различны и по назначению. Наиболее широкое применение имели знаки на торцах кирпичей. Они употреблялись в черниговском, рязанском, смоленском, полоцком, гродненском зодчестве. Сопоставление знаков с процессом изготовления кирпичей привело к выводу, что данные знаки - производственные. Ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов для того, чтобы определять день формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи [2].
На более поздник кирпичах стали появляться оттиски с клише мастера, который изготавливал кирпичи. Такие кирпичи и были обнаружены во время проведения реставрационных работ церкви Трех Святителей – одной из немногих, оставшихся в Нижнем Новгороде с середины XIX века.
Как было указано в немногочисленных источниках, данные кирпичи были изготовлены на заводе, который был открыт в Нижнем Новгороде на ул. Александровской, 85 крестьянином Иваном Афанасьевичем Костиным, вероятнее всегов 1859 году. На это указывает кирпич с клише « И.А. Костин», а также архивные записи, в которых сказано, что начало строительства церкви Трех Святителей датируется 1859 годом.
Рис. 2. Кирпич, найденный во время реставрационных работ в Трехсвятской церкви, с клише «И.А. Костин» г. Нижний Новгород(фото автора) |
|
Рис. 3. Кирпич, найденный во время реставрационных работ в Трехсвятской церкви, с клише « И.К.съ Пм»» ( И.Костин с племянниками) г. Нижний Новгород (фото автора) |
Завод работал 290 дней в году, производство кирпича было сезонным. На две тысячи рублей завод закупал для своих печей растительное топливо, судя по всему торф. Работало на заводе 35 человек. Товарооборот составлял 15.335 рублей в год. Кирпичи были ручной работы и производились в количестве 36000 штук в неделю.
Продукция завода пользовалась большим спросом, производство расширялось быстрыми темпами.
Как указано в справочнике «Фабрично заводские предприятия Российской Империи на 1909 год», к 1860 годузавод был переименован в торговый дом гончарного завода «Костин И.А. с племянниками» и располагал основным капиталом в 50.000 рублей. К этому времени на заводе уже имелся локомобиль мощностью в 25 лошадиных сил и работало на заводе уже более 75 человек. Кирпичи изготавливались вручную примерно до1885 года. С появлением машин для производства кирпичей, количество глины, которую можно было превратить в кирпич, значительно увеличилось. В связи с этим увеличивались и производственные мощности.
Найденные кирпичи светло-желтого цвета, первый кирпич с клише «И.А. Костинъ» имеет форму трапеции, в центре хорошо просматривается клише мастера. Видимо кирпичи такой формы использовались для кладки оконных проемов, а именно кладки кирпичной перемычки арочной формы (рис.2). Сечение у такого кирпича не прямоугольное, а трапецеидальное. Второй кирпич имеет прямоугольную форму с клише «И.К.съ Пм»», предположительно этот кирпич 1860 года, когда завод и был переименован в торговый дом «Костин И.А. с племянниками» (рис.3).
Каменная церковь, в которой во время реставрации и были обнаружены кирпичи, была построена в 1859-1860 гг. на окраине тогдашнего Нижнего Новгорода при епископе Антонии (Павлинском) находится на ул. Короленко Нижегородского района (бывшая ул. Канатная). Устроен храм был «тщанием нижегородского купца Луки Максимовича Коптева и по виду представлял собою церковь византийского стиля» с пятью большими куполами и главами. В ней были три расположенные в ряд престола: главный (средний) – во имя Трех святителей российских Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; и придельные – на правой стороне во имя Апостола Иассона и Святителя Николая, на левой – во имя Св. Евангелиста Луки и Преподобного Андрея Критского (небесных покровителей лиц, принимавших наиболее деятельное участие в построении церкви). Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто.
Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851-1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф.В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».
Архитектором церкви стал Н. И. Ужумедский-Грицевич, в апреле 1859 года состоялась закладка фундаментов храма. На следующий год каменная церковь была полностью построена: внутри здания пол был выстлан белым камнем, поставлены три резных иконостаса, своды расписаны фресками, а стены затянуты холстами с написанными на них ликами святых. Семь колоколов на колокольне церкви Московских святителей радовали жителей Нижнего Новгорода своим звоном. К исходу 1860 года в Синод сообщалось, что каменная Трехсвятская церковь в Нижнем Новгороде возведена «во всех частях прочно, стройно и чисто».
1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки[7].
Рис.4. Фотография храма 1930 года (https://pastvu.com/p/418554) |
В XX веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1930 году церковь "приспособили" под клуб, правда, клуб в ней просуществовал недолго: вскоре ее "переоборудовали" под жилые помещения, а потом церковь долгое время стояла разоренной и заброшенной [8]. |
Наконец, в 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма.
Рис.5. Современный вид храма (http://www.ipnn.ru/trix-svyat.html) |
11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября[8]. |
Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского.
Найденные в ходе реставрационных работ и изученные нами строительные артефакты позволяют представить масштабы производства кирпича в XIX в. в Нижнем Новгороде. А также позволяют понять, какие строительные материалы использовались при строительстве храмов. Очень интересно подержать такие кирпичи в руках, прикоснуться к истории и постараться сохранить их для будущих потомков.
Список литературы:
1. Бакланов Н.Б. Техника каменного производства на Руси в X-XIIвеках. М., 2005 (повторное издание). 277с.
Беляев Л.А. Архитектура Древней Руси. М., 2001. 223с.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. 186с.
Рыбаков Б.А. Русская система мер длины. М., 1982. 81с.
http://www.russiancity.ru/books/b36c.htm
http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm
http://www.stroypraym.ru/2011-07-04-13-26-35/doma-i-kottedzhi/1698-drevnerusskoe-derevyannoe-stroitelstvo.html
http://nne.ru/
https://text.ru/rd/aHR0cDovL25uaHJhbS0yOS5jZXJrb3YucnUv