СТРОИТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ, НАЙДЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ В ЦЕРКВИ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРОИТЕЛЬНЫЕ АРТЕФАКТЫ, НАЙДЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ В ЦЕРКВИ ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Алешугин М.С. 1, Павлова Л.В. 2
1МАОУ «Школа №55», г. Нижний Новгород
2Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что одним из самых древних материалов для строительства считается кирпич, люди использовали кирпичи для строительства в течение более чем четырех тысяч лет. Высушенные на солнце сырцовые кирпичи, представляли собой бруски, изготовленные из глины, которые выкладывались в деревянные рамки, а затем помещались на солнечный свет для закалки.

В разных странах и на разных континентах сырцовый кирпич изготавливался из различных материалов. Так, например, в Египте его делали из глинистого ила с добавлением соломы и гальки для прочности материала.

Надо отметить, что широкое распространение получил обожженный кирпич, который отличался своей прочностью и долговечностью. С его использованием строились многие храмы и дворцы.

Археологические исследования памятников древнерусского зодчества позволяют представить картину кирпичного производства. Судя по этнографическим данным, опытный мастер изготавливал за рабочий день до 1500 штук сырцов. Формовка кирпичей производилась не круглый год, а лишь во время строительного сезона. Об этом достаточно ясно свидетельствуют этнографические факты, согласно которым сезон формовки кирпичей продолжался примерно с 20 мая до 1 сентября, т.е. включал около 900-1000 рабочих дней. Наиболее вероятно, что кирпичи, необходимые для строительства небольшого храма, заготавливали в течение одного сезона[1].

Производство кирпича требовало больших знаний и опыта. Не всякая глина была пригодна для изготовления хороших кирпичей. В глине должно содержаться определенное количество песка, чтобы она не потрескалась при обжиге и имела необходимую прочность. Анализ кирпичей древнерусских памятников показал, что в XI в. для изготовления кирпичей использовали каолиновую глину. Такие кирпичи обычно имели розовый или светло-желтый цвет К концу XI в. стали применять и другие сорта глины для изготовления кирпича. В XII для его изготовления повсеместно пользовались только местной глиной [1].

Глину разминали в ямах и набивали в деревянную форму-рамку, а затем излишек срезали деревянным ножом (правИлом) до уровня верхнего края рамки. Следы подобной формовки отлично прослеживаются на многих кирпичах. Верхняя поверхность кирпичей обычно гладкая и зачастую имеет легкие царапины вдоль длинной оси – следы скольжения правила. Нижняя поверхность кирпичей обычно слегка шероховатая; это отпечаток подкладной доски, которая лежала на формовочном столе.

Рис. 1 Знак на постелистой стороне кирпича. Полоцк. Церковь на Рву.Кирпич с клеймом. Смоленск. Церковь на Большой Краснофлотской улице

(http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm)

На многих древнерусских кирпичах-плинфах имеются знаки. Классификацию их предложил И.М. Хозеров. По его терминологии, все выпуклые изображения на кирпичах называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, - клеймами[2]. В дополнение к данной, классификации Л. А. Беляев предложил ввести термин "метки" для обозначения знаков, проведенных пальцем или каким-либо инструментом. Все эти знаки различны не только по рисунку и технике выполнения, но и по широте распространения в различных строительных центрах Руси.

Более того, как выяснилось, они различны и по назначению. Наиболее широкое применение имели знаки на торцах кирпичей. Они употреблялись в черниговском, рязанском, смоленском, полоцком, гродненском зодчестве. Сопоставление знаков с процессом изготовления кирпичей привело к выводу, что данные знаки - производственные. Ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов для того, чтобы определять день формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи [2].

На более поздник кирпичах стали появляться оттиски с клише мастера, который изготавливал кирпичи. Такие кирпичи и были обнаружены во время проведения реставрационных работ церкви Трех Святителей – одной из немногих, оставшихся в Нижнем Новгороде с середины XIX века.

Как было указано в немногочисленных источниках, данные кирпичи были изготовлены на заводе, который был открыт в Нижнем Новгороде на ул. Александровской, 85 крестьянином Иваном Афанасьевичем Костиным, вероятнее всегов 1859 году. На это указывает кирпич с клише « И.А. Костин», а также архивные записи, в которых сказано, что начало строительства церкви Трех Святителей датируется 1859 годом.

Рис. 2. Кирпич, найденный во время реставрационных работ в Трехсвятской церкви,

с клише «И.А. Костин» г. Нижний Новгород(фото автора)

 
   

Рис. 3. Кирпич, найденный во время реставрационных работ в Трехсвятской церкви,

с клише « И.К.съ Пм»» ( И.Костин с племянниками) г. Нижний Новгород

(фото автора)

Завод работал 290 дней в году, производство кирпича было сезонным. На две тысячи рублей завод закупал для своих печей растительное топливо, судя по всему торф. Работало на заводе 35 человек. Товарооборот составлял 15.335 рублей в год. Кирпичи были ручной работы и производились в количестве 36000 штук в неделю.

Продукция завода пользовалась большим спросом, производство расширялось быстрыми темпами.

Как указано в справочнике «Фабрично заводские предприятия Российской Империи на 1909 год», к 1860 годузавод был переименован в торговый дом гончарного завода «Костин И.А. с племянниками» и располагал основным капиталом в 50.000 рублей. К этому времени на заводе уже имелся локомобиль мощностью в 25 лошадиных сил и работало на заводе уже более 75 человек. Кирпичи изготавливались вручную примерно до1885 года. С появлением машин для производства кирпичей, количество глины, которую можно было превратить в кирпич, значительно увеличилось. В связи с этим увеличивались и производственные мощности.

Найденные кирпичи светло-желтого цвета, первый кирпич с клише «И.А. Костинъ» имеет форму трапеции, в центре хорошо просматривается клише мастера. Видимо кирпичи такой формы использовались для кладки оконных проемов, а именно кладки кирпичной перемычки арочной формы (рис.2). Сечение у такого кирпича не прямоугольное, а трапецеидальное. Второй кирпич имеет прямоугольную форму с клише «И.К.съ Пм»», предположительно этот кирпич 1860 года, когда завод и был переименован в торговый дом «Костин И.А. с племянниками» (рис.3).

Каменная церковь, в которой во время реставрации и были обнаружены кирпичи, была построена в 1859-1860 гг. на окраине тогдашнего Нижнего Новгорода при епископе Антонии (Павлинском) находится на ул. Короленко Нижегородского района (бывшая ул. Канатная). Устроен храм был «тщанием нижегородского купца Луки Максимовича Коптева и по виду представлял собою церковь византийского стиля» с пятью большими куполами и главами. В ней были три расположенные в ряд престола: главный (средний) – во имя Трех святителей российских Петра, Алексия и Ионы, митрополитов Московских; и придельные – на правой стороне во имя Апостола Иассона и Святителя Николая, на левой – во имя Св. Евангелиста Луки и Преподобного Андрея Критского (небесных покровителей лиц, принимавших наиболее деятельное участие в построении церкви). Район Крестовоздвиженской площади (современная площадь Лядова) и улицы Полевой (современная улица Горького) начал активно застраиваться с середины XIX столетия. Жители вновь застроенной части города стали настойчиво требовать от духовных властей возведения в этом районе храма, ибо ближайшей оставалась одна Покровская церковь, куда из-за глубоких оврагов и бурных проток в весенне-осеннее время добраться было непросто.

Желание прихожан поддержал епископ Иеремия (1851-1857), в свою очередь обратившийся к военному губернатору Ф.В. Анненкову с просьбой об определении места строительства для нового храма. Церковь решили строить на пересечении Канатной и Немецкой улиц. Епископ же Иеремия определил посвящение будущего храма с тем, «чтобы местность сия и храм на ней Господень были посвящены имени празднуемых здесь Первопрестольников Российских, хранителей апостольских преданий, православия наставников и заступников любезнейшаго Отечества нашего Петра, Алексия и Ионы».

Архитектором церкви стал Н. И. Ужумедский-Грицевич, в апреле 1859 года состоялась закладка фундаментов храма. На следующий год каменная церковь была полностью построена: внутри здания пол был выстлан белым камнем, поставлены три резных иконостаса, своды расписаны фресками, а стены затянуты холстами с написанными на них ликами святых. Семь колоколов на колокольне церкви Московских святителей радовали жителей Нижнего Новгорода своим звоном. К исходу 1860 года в Синод сообщалось, что каменная Трехсвятская церковь в Нижнем Новгороде возведена «во всех частях прочно, стройно и чисто».

1 декабря 1860 года Нижегородский епископ Нектарий (1860-1869) освятил главный престол храма в честь Петра, Алексия и Ионы, Московских чудотворцев, 14 декабря - правый придел в честь апостола Иасона и Николая Чудотворца, 16 декабря - левый придел в честь евангелиста Луки[7].

Рис.4. Фотография храма 1930 года (https://pastvu.com/p/418554)

В XX веке Трехсвятскую церковь постигла судьба большинства храмов России. После революции 1917 года храм был разорен, а в молельном зале устроено общежитие. В 1930 году церковь "приспособили" под клуб, правда, клуб в ней просуществовал недолго: вскоре ее "переоборудовали" под жилые помещения, а потом церковь долгое время стояла разоренной и заброшенной [8].

Наконец, в 1998 году на средства Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началась реставрация храма.

Рис.5. Современный вид храма (http://www.ipnn.ru/trix-svyat.html)

11 июня 2004 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения главного придела во имя святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев, день памяти которых празднуется 18 октября[8].

Престолы: главный - в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена; правый - в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и в честь апостола от 70-ти Иасона; левый - в честь святого апостола и евангелиста Луки и преподобномученика Андрея Критского.

Найденные в ходе реставрационных работ и изученные нами строительные артефакты позволяют представить масштабы производства кирпича в XIX в. в Нижнем Новгороде. А также позволяют понять, какие строительные материалы использовались при строительстве храмов. Очень интересно подержать такие кирпичи в руках, прикоснуться к истории и постараться сохранить их для будущих потомков.

Список литературы:

1. Бакланов Н.Б. Техника каменного производства на Руси в X-XIIвеках. М., 2005 (повторное издание). 277с.

  1. Беляев Л.А. Архитектура Древней Руси. М., 2001. 223с.

  2. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986. 186с.

  3. Рыбаков Б.А. Русская система мер длины. М., 1982. 81с.

  4. http://www.russiancity.ru/books/b36c.htm

  5. http://www.rusarch.ru/rappoport2.htm

  6. http://www.stroypraym.ru/2011-07-04-13-26-35/doma-i-kottedzhi/1698-drevnerusskoe-derevyannoe-stroitelstvo.html

  7. http://nne.ru/

  8. https://text.ru/rd/aHR0cDovL25uaHJhbS0yOS5jZXJrb3YucnUv

Просмотров работы: 525