НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСАМ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Стегленко Н.А. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время стремительно растет поток информации, которую современный человек должен быстро усвоить и использовать с пользой для себя, и только образованный человек сможет с этим справиться. В Федеральном Законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Обобразованиив Российской Федерации»дошкольное образованиестало первой ступенью общего образования. Это можно рассматривать как признание значимостидошкольного образования в развитии ребенка, и как повышение требований к дошкольному образованию. Так, во ФГОС ДО выделены направления развития детей дошкольного возраста такие, как художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое, познавательное и речевое развитие.

Одно из направлений «Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени и др. Решение данной задачи педагогами дошкольных образовательных организаций осуществляется в рамках сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

О значение сенсорного воспитания прописано не только в нормативных документах. Эта тема широко освещалась в работах выдающихся зарубежных ученых в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, и известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и других. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Так, что же такое сенсорное воспитание? Сенсорное воспитание по определению Н.Н. Поддьякова – это целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов, таких как ощущение, восприятие, представление. Сенсорное воспитание направленно на, то что бы научить детей точно, в полной мере, и расчленено воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и др.).

Стремительное развитие современного общества ставит перед педагогами особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий, методов и форм работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Нормативно-правовая база выдвигает ряд требований к профессиональной компетентности педагога ДОО – это и умение проектировать и корректировать образовательный процесс исходя из особенностей и интересов воспитанников, и умение разрабатывать современные психолого-педагогические технологии, основанные на законах развития личности и поведения в реальной среде, готовность осваивать и внедрять инновации, владение информационно-коммуникативными компетенциями.

Компетентность – наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) - качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным.

Современный педагог ДОО должен быть не только профессионально компетентным, но и находиться в поиске необходимой информации с целью разрешения тех или иных профессиональных проблем, постоянно самообразовываться. В детском саду перед педагогами стоит задача – обеспечить наиболее полное развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Отличительная особенность работы с детьми младшего дошкольного возраста - это низкая эффективность вербальных методов воспитания. Словесные инструкции, объяснения правил часто оказываются безрезультатными, не только потому, что дети еще плохо понимают их, но и потому, что им пока трудно регулировать свое поведение с помощью слова. Слова педагога обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Основная задача педагога состоит не в том, чтобы научить детей правильному способу действий, показать или подсказать правильное решение, а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать ребенка. Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Так А.К. Бондаренко ввела представление о дидактической игре, как о многоплановом, сложном педагогическом явлении: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух направлениях: игра – занятие и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятиям использует разнообразные игровые приемы, вносит элемент соревнования. С помощью игр – занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, но и учит детей играть. Дидактическая игра используется в воспитание сенсорной культуры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и свободное время вне организованной деятельности. Дидактическая игра - явление сложное, в ней просматривается определенная структура. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Вторым элементом является содержание. Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый элемент - игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре. Пятый элемент дидактической игры – результат.

Так, на примере дидактических игр: «С какого дерева листок?», «Цветные ежики», «Подбери форму», «Закрой окошки», «Геометрическая мозаика», «Рыбаки и рыбки», «Собери пирамидку» и др. дети младшего дошкольного возраста могут познакомиться с цветами и их названиями, учиться чередовать предметы по цвету и величине, подбирать фигуры к геометрическим образцам и тд. «Посади бабочку на цветок», «Собери чайный сервиз», «Подбери котятам миски» - попарно объединять идентично окрашенные разнородные объекты в условиях их неполного пространственного сближения и др.

С помощью дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей действительности. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов. Сенсорное воспитание может осуществляться в разных видах деятельности – в действиях с предметами в игре, рисовании, лепке, занятиях со строительным материалом и др. Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, то есть ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

  2. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

  3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: Н.В. Микляева; Микляева Ю. В. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55845 –Загл. с экрана

  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального обюразования [электронный ресурс]. - доступ-http:// www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 195