КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СИСТЕМА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПЕДАГОГА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СИСТЕМА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПЕДАГОГА.

Ишимова О.А. 1, Юревич С.Н. 2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образованияМАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.И. НОСОВА
2ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Конкурентоспособность педагога, как и любого специалиста, развивается на основе формирования личностных качеств и связывается с востребованностью на рынке труда.

Наивысший показатель конкурентоспособности педагога – это способность создавать качественный продукт, обеспечивающий результативность освоения образовательных программ и качественное представление материалов из опыта работы, которое так необходимо при участии в конкурсах профессионального мастерства.

Именно конкурсные мероприятия могут создать благоприятную мотивационную среду для профессионального развития, повлиять на инновационные процессы, вывить творческих и инициативных педагогов и развить в педагоге такое качество, как конкурентоспособность.

Государство диктует новые требования к личности педагога как ключевой фигуры изменений в сфере образования. В связи с этим осуществляется поиск таких форм и методов работы, которые способствуют повышению уровня педагогической компетентности каждого педагога и коллектива в целом. И среди таких форм, получивших признание и распространение в педагогическом сообществе, существенная роль принадлежит конкурсам профессионального мастерства.

Педагогические конкурсы зародились в России в 20-х годах XX века. Изначально мотивом участия педагога в конкурсе было его стремление продемонстрировать свое профессиональное преимущество. В наше время сформирована система конкурсного движения на городском, областном и российском уровнях, как механизм развития профессиональной компетентности педагога

Анализ практики развития конкурсов профессионального мастерства свидетельствует, что до 1996 года преобладали тенденции педагогического праздника. В последующие годы усилились тенденции профессионального соревнования, влияния конкурса на мотивацию профессионального роста, повышение педагогической компетентности его субъектов. Сегодня сложившаяся система конкурсов профессионального мастерства нацелена на выявление и поддержку талантливых, высококвалифицированных педагогов и руководителей образовательных организаций. Всё это способствует расширению активного профессионального общения, утверждению приоритетов образования в обществе, становлению педагогической компетентности, которая понимается как интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, определяющая его готовность и способность выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами.

Конкурс ставит педагога в позицию исследователя, формирует у него новый взгляд на социальную значимость профессии воспитатель, расширяет круг общения педагогов, развивает их интеллектуальный и творческий потенциал.

Конкурсные мероприятия способствуют развитию у педагогов:

- активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию, самопознанию, самоактуализации;

- информационной компетентности, которая включает в себя умение вести самостоятельный поиск информации;

- совершенствуется методика проведения различных форм работы с детьми;

- развиваются навыки публичного выступления;

- по итогам конкурса у педагогов формируется критическая оценка результатов деятельности;

- проявляется готовность к самоизменению к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту;

- зарождается конкурентоспособность, как осознание себя одним из лучших.

Поэтому конкурсы нужны, прежде всего, людям неравнодушным, тем, кто стремится к личностному и профессиональному росту, т.к. подготовка к конкурсу педагогического мастерства и собственно сам конкурс являются творческим процессом. Во время подготовки к конкурсу педагог всесторонне анализирует свою деятельность:

- приводит в систему свои педагогические наработки, документацию,

- совершенствует своё профессиональное мастерство,

- а во время испытаний – демонстрирует свой уникальный опыт.

Но есть и издержки в конкурсах профессионального мастерства:

- проблемы в организации трудового дня: педагогу приходится уплотнять свой рабочий день и использовать массу личного времени для подготовки к конкурсу;

- стрессовость, напряженность ситуации, которая может принести не только признание и успех, но и неудачу;

- негативное отношение к участникам конкурсов со стороны некоторых коллег, вместо создания атмосферы открытости, взаимопомощи и дружеского расположения;

- отсутствие служб оказывающих помощь в психологической готовности участников к конкурсу;

Именно в это время, происходит прогнозирование дальнейшей деятельности педагога, возможная перспектива изменений «Я» - концепции, утверждение профессиональной позиции, более глубокое осмысление личностных ценностей, необходимость роста профессиональной успешности.

У каждого из участников в этот период присутствует одновременно удовлетворённость и недовольство своими успехами, рефлексия собственных достижений в сравнении с результатами других. Большинство из них по окончании конкурса готовы к вступлению в клубы и ассоциации творческих учителей, утверждаются в желании транслировать свой опыт, но не владеют методами работы с равными себе по статусу педагогами.

Поэтому задача методической службы – создание системы сетевых педагогических сообществ, которые занимаются развитием профессионального потенциала педагогов и осуществляют консультационное и методическое сопровождение их деятельности.

Основой научно-методического сопровождения должен стать деятельностный подход, обеспечивающий:

- сохранение позитивного опыта в приобретенной стратегии профессиональной деятельности конкурсанта;

- восполнение имеющегося дефицита знаний, обогащение методологического и технологического инструментария;

- корректировка негативных профессиональных установок.

Есть и другая проблема, заключающаяся в привлечении специалистов к участию в конкурсах профмастерства. Наблюдения показывают, что педагоги, обладающие устремлённостью к постоянным поискам нового, стремятся, «делиться опытом», и потому часто становятся в своей среде неудобными, надоедливыми, докучливыми. Они живут в противоречии между стремлением отдать и развить найденные новые способы и формы обучения и неготовностью среды, в которой они работают, к принятию этого нового, обсуждению и анализу предлагаемых новшеств, инноваций, оригинальных практик. Профессиональные конкурсы могут стать таким местом и такой формой общения педагогов, где эти противоречия разрешаются. И наша задача выявить этих людей, готовых представить свои находки, принять идеи других, вступить в диалог, обсуждение представляемого и привлечь их к участию в конкурсах педагогического мастерства.

Но, тем не менее, современный педагог – это человек, который постоянно учится и растёт сам.

С точки зрения науки, современный педагог,– это специалист,

- владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления,

- вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики,

- стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда.

Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему быть успешным, конкурентоспособным профессионалом в своей сфере. В решении этой задачи, конечно же, не последнюю роль играют конкурсы педагогического мастерства.

Именно профессиональные конкурсы позволяют педагогу «выходить» за пределы замкнутого пространства группы, образовательного учреждения, осмысливать происходящее в российском образовании.

Просмотров работы: 727