МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

Дохленко В.И. 1, Химич М.Н. 2
1Ростовский Государственный Университет Путей Сообщения
2РГУПС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мотивация является важной стержневой характеристикой спортсмена. Так как тренировки зачастую связаны с дискомфортом, болью, преодолением себя, утомлением, напряжением. Мерой выносливости к действию факторов нагрузки будет сила мотивов, побуждающих его к деятельности.

Спортсмен с высоким уровнем мотивации эффективнее реализует свой потенциал и способен на отдачу всех сил, если этого требует достижение поставленной цели.

Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Выделяют следующие виды мотивации:

. Внешняя мотивация

. Внутренняя мотивация

. Положительная мотивация

. Отрицательная мотивация

. Устойчивая мотивация

. Неустойчивая мотивация

В формировании деятельности человека участвуют одновременно несколько мотивов, из которых один является ведущим, а остальные - подчиненными, второстепенными, которые могут играть роль в дополнительной ее стимуляции. Ведущие мотивы определяют субъективный личностный смысл деятельности человека. Одновременное сосуществование в деятельности нескольких мотивов характеризуется сложными взаимоотношениями между ними - антагонистическими и синергическими. От мотивов существенно отличается мотивировка - объяснение своих действий, поступков. Мотивировка может не совпадать с мотивами и даже целенаправленно искажать их. Различают мотивировку низшую (безусловную, биологическую, первичную) и высшую (социальную, идеальную, сложную). Первая обусловлена вещественными предметами, соответствующими элементарным потребностям человека, вторая - социальными факторами.

Спортивные психологи выделяют также более конкретные варианты мотивации, связанной с занятиями различными видами спорта:

  • обеспечение цикличности;

  • управление движением;

  • ситуативное противоборство.

Обеспечение цикличности спортивных движений в ходьбе, беге, плавании, гребле, велоспорте, а также в соревновательных упражнениях других видов предполагает четыре основных группы мотивов: реализация естественной координации движений, спринтерско-стайерский выбор, оптимизация энерготрат, синергизм.

Управление движением предполагает иные акценты мотивации: обеспечение высочайшей сложности координации, оптимизацию движения по таким параметрам, как быстрота, сила, точность, реализацию предоставленной попытки и многоборных качеств. К данной группе относится большинство технических видов состязаний, в которых спортсмены вместе с экипажами выступают как рулевые (пилоты, шкиперы), а также виды, связанные с точностью управления оружием, парашютом.

Ситуативное противоборство как проявление специфики мотивов более всего сопряжено с использованием арсенала приемов и контрприемов, обеспечением переменной интенсивности, освоением стратегии и тактики, а также с прогнозированием, в котором ведущее место принадлежит мгновенной оценке вероятности следующего действия соперника и партнеров по команде.. Данная группа мотивов более всего характерна для единоборств и игровых видов спорта.

Таким образом, блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:

является пусковым механизмом деятельности;

поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов..

Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности.

Мотивы - это "стержневое качество спортсмена", регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели.

Просмотров работы: 309