ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аймурзина С.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет Старооскольский филиал Город Старый Оскол, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инклюзия — это процесс разви­тия предельно доступного образо­вания для каждого в образователь­ных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных ба­рьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимально­го раскрытия его потенциала. Поэ­тому и выстраивать работу необхо­димо таким образом, чтобы инклю­зией были охвачены дети с пробле­мами в развитии, начиная с самого раннего возраста.

Учреждения инклюзивного обра­зования (по возрастной градации):

Инклюзивное образовательное пространство основано на предо­ставлении вариативных форм обу­чения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Разработка проблемы инклюзив­ного дошкольного образования по­казывает, что главным направле­нием в деятельности детского сада становится

ориентир на включение детей с ограничен­ными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающих­ся сверстников и взрослых на пра­вах «равных партнёров». В этом случае педагогический поиск заклю­чается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, ко­торые будут интересны и доступ­ны каждому из участников груп­пы. Педагог лишь создаёт условия, в которых ребёнок может само­стоятельно развиваться во взаимо­действии с другими детьми. На за­нятиях игры и упражнения выбира­ются с учётом индивидуальных про­грамм обучения. В данной модели могут гармонично сочетаться раз­вивающие и коррекционные подхо­ды в обучении. Опыт работы пока­зывает, что дети, посещавшие ин­клюзивный детский сад, способны к дальнейшему успешному включе­нию в общество.

По уровню включения ребён­ка в образовательный процесс ус­ловно обозначают следующие виды инклюзии: точечную, частичную, полную.

Точечная инклюзия — это вклю­чение ребёнка в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратко­временно в играх или на прогулке.

Частичная инклюзия — предпо­лагает включение ребёнка в режи­ме половины дня или неполной не­дели, например, когда ребёнок на­ходится в группе сверстников ос­ваивая непосредственно учебный материал в ходе индивидуальной работы, но участвует в занятиях по изобразительной деятельности, физической культуре, музыке и др. вместе с другими детьми.

Вариант полной инклюзии — посещение ребёнком с ограни­ченными возможностями здоро­вья возрастной группы в режи­ме полного дня самостоятельно или с сопровождением. Ребё­нок занимается на всех заняти­ях совместно со сверстниками. При этом выбираются задания раз­личного уровня сложности, допол­нительные игры и упражнения.

На современном этапе становления инклюзивного образования необходимо опереться на тот опыт интегративного образования, который к

этому времени сложился в специализированных учреждениях, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями,

поскольку здесь есть специалисты, созданы специальные условия и методики, учитывающие индивидуальные особенности детей. Эти учреждения надо рассматривать как ресурс для тех, кто хочет включиться в инклюзию. Должны быть продуманы специальные мероприятия по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями.

В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными стартовыми условиями инклюзивного образования. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт предоставляет большую возможность для перехода к совместному обучению здоровых и детей с ограниченными возможностями здоровья. Введение ФГОС направлено на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Концепцией модернизации российского образования определены приоритеты образовательной политики в области специальной (коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2002 года Министерством образования РФ было инициировано развитие вариативных форм дошкольного образования на основе кратковременного

пребывания воспитанников в детском саду. В рамках этой программы были созданы положения об организации Консультативного пункта, Службы ранней помощи, Лекотеки, группы «Особый ребенок», также предусматривающих образовательную интеграцию детей с ОВЗ.

Инклюзивное образование является естественным продолжением программы интегрированного образования и учитывает созданные условия.

На сегодняшний день для инклюзивного образования существуют

следующие стартовые условия:

Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады комбинированного вида – дети разных категорий и

дети возрастной нормы, специалисты, специально организованная предметно-развивающая среда.

Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы ранней помощи, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, предметно-развивающая среда.

Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

Массовые детские сады, в которых создаются инклюзивные группы – специалисты, предусмотренные штатным расписанием общеобразовательного ДОУ – пока нет юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и наличия

специалистов в штатном расписании.

Для реализации инклюзивной практики в ДОУ компенсирующего вида существуют разные формы инклюзии. Для категорий детей со сложной структурой дефекта разработана форма социальной инклюзии – создание на базе сада дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, организованы мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы города(посещение театров, музеев, цирка, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).

В ДОУ комбинированного вида созданы комбинированные группы, являющиеся аналогом инклюзивной группы, для которой законодательно определены штат, финансирование, образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с ДОУ компенсирующего вида.

В ДОУ, в которых созданы службы, реализовывается модель на основе организации вариативных условий для разных детей. В зависимости от образовательных потребностей такой детский сад предлагает семьям

различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, детско-родительские группы, консультации родителей, группы для родителей,

детские группы, как кратковременного пребывания, так и 10, 12, часового пребывания. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных потребностей детей и создание разнообразных условий в соответствии с ними. В таком саду за счет привлеченных в службы специалистов обеспечено медико-психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.

ДОУ с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к ДОУ со службами, поскольку также предлагают разные образовательные услуги в зависимости от образовательных потребностей детей с ОВЗ. Главное, что для таких групп предусматриваются специалисты, способные обеспечить образовательные потребности особых детей. Инклюзия в таких ДОУ происходит за счет участия детей в общих мероприятиях сада, взаимных посещений групп детей друг другом, объединения детей на занятиях по дополнительному образованию в подгруппах.

Детские сады, в которых открываются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут обеспечивать образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать разноуровневые образовательные программы и программы по социализации детей.

Детские сады, где есть по 2–3 ребенка с ОВЗ, которые по составу не могут открыть инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов Ресурсных центров, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОУ по вопросам диагностики и составления образовательных планов для детей с ОВЗ.

При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:

- наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады;

- психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;

- наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов) или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Центров психолого-педагогического развития и коррекции ППМС центров;

- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе без барьерной среды;

- возможность повышения квалификации педагогов.

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

– создание уютного, комфортного пространства для всех

– создание среды, способствующей гармоничному развитию личности

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения

– создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на по-требностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество

– формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Если детский сад решил включить в образовательный процесс ребенка с особыми образовательными потребностями, то на первом этапе людям, принимающим ответственность за этот шаг, необходимо продумать, что нового внесет своим появлением тот или иной ребенок, каких изменений это

потребует от учреждения. Приход такого ребенка в детский сад или школу подразумевает составление образовательного проекта, в котором предусматриваются особенности ребенка и планируются изменения образовательной среды.

Если приходит ребенок с нарушениями физической сферы – планируется весь маршрут передвижения ребенка по детскому саду, все режимные моменты и их обеспечение (посещение туалета, сидение за партой или за столом, прогулки, двигательные занятия); планируются педагогические действия по организации обучения и взаимодействия ребенка с другими детьми. Если приходит ребенок с особенностями эмоционально-

волевой сферы – планируется деятельность воспитателя, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению этого ребенка в группу детей. Если ребенок не слышит инструкцию, не понимает, как ее надо выполнять, следует своим насущным потребностям и не подчиняется указаниям воспитателя, то возможно тогда проект должен включать разработку и проведение с ребенком предварительного тренинга, формирующего необходимое поведение. Если приходит ребенок с нарушениями умственной сферы – необходимо продумать программу по развитию и коррекции, соответствующую его возможностям и формы организации разноуровневых программ при построении занятий в группе.

Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, освоены воспитателями. Практика воспитания детей от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, должна быть перестроена с учетом индивидуальности детей, составляющих группу. Это требует новых компетенций от воспитателя. При сложившейся педагогической практике фронтального обучения и воспитания нельзя от педагогов требовать того,

чего они делать не умеют. Чтобы сформировать новые профессиональные компетенции педагоги обучаются на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Успешн6ость инклюзивной практики ОУ зависит от решения ряда задач:

- разработке образовательной программы, учитывающей государственные требования и особенности инклюзивного процесса;

- создание методического обеспечения образовательного процесса:

- создание вариативной формы для реализации инклюзивного образования;

- повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;

- создание междисциплинарной команды педагогов и специалистов для решения задач индивидуальной и групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых образовательных планов;

- создание предметно-развивающей среды;

- разработке новой структуры управления инклюзивным образовательным учреждением;

- выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.

Таким образом, инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта. Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, воспитанники в детском саду находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогом творчески решать образовательные проблемы.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Список Литературы

1. Авдеева, Н. Коррекция нарушения образа себя в раннем возрасте /

Н. Авдеева // Дошкольное воспитание. – №3-2003. - С. 47-52.

  1. Гаврилушкина, О. П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / О.П. Гаврилушкина //Дошкольное воспитание. – 1998. – №2 – С. 67-71.

  2. Дети с отклонениями в развитии: методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей / авт.-сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 2001. – 128с. – Библиогр.: с. 125-127.

  3. Екжанова, Е. А., Стребелева, Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее.

  4. Забрамная, С. Д. Изучаем обучая: рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью : из опыта работы [Текст]. / Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.. - М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2002. - 47,[1] с., [32] л. цв. ил.: ил; 23 см. - Библиогр.: с. 47-48.

Просмотров работы: 3212