АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ

Митин А.А. 1
1Юго-западный государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Социально ориентированная политика государства - один из важнейших вопросов внутриполитической деятельности. Однако, стоить отметить многогранность и сложность этого вопроса, требующего тщательного подхода к каждой составляющей социальной политики.

Что касается вопроса социального жилья, то его можно назвать одним из насущных, поскольку, имея собственное жилье, человек имеет возможность чувствовать себя полноценной социальной единицей, а так же это повышает уровень урбанизации общества, к которому стремится современная политика государства.

Наличие жилья является одной из первичных потребностей населения. Среди социально незащищённых слоёв населения же этот вопрос особо актуален, поскольку большинство из них не могут позволить себе собственного жилья за собственные средства.

Современная политика государства предусматривает различные варианты поддержки таких слоёв посредством внедрения программ «материнского капитала», «программы помощи молодым семьям», программы «предоставления жилья детям-сиротам» и других. Однако, данные программы, в своём подавляющем большинстве, способны лишь частично восполнить покупку жилья, что, безусловно, имеет и положительную сторону, но чаще всего, такой помощи недостаточно либо сбор нужных документов и ожидание очередей занимает слишком много времени.

Annotation

Socially oriented policy of the state - one of the important issues of Nation-domestic activities. However, it is worth noting the diversity and complexity of the issue requires a careful approach to each component of social policy.

With regard to social housing, it can be called one of the most urgent, as having their own homes, a person has the ability to feel a full-fledged social unit, as well as it increases the level of urbanization of society towards which the modern state policy.

Availability of housing is one of the primary needs of the population. Among socially disadvantaged segments of the population as this question is particularly relevant, since most of them can not afford their own homes at their own expense.

Current government policy provides a variety of support options such layers through the implementation of programs "maternity capital", "assistance program for young families" program "to provide housing for orphans," and others. However, these programs, in their vast majority, can only partially compensate for the purchase of housing, which certainly has a positive side, but more often, this assistance is not enough either to collect the necessary documents and waiting queues takes too much time.

Ключевые слова: социально незащищенные слои населения; социальная политика; строительство; предоставление; финансирование

Keywords: socially vulnerable strata of the population; social politics; buindig; provision; financing

Основная часть

УДК 365.286

Введение

Социально ориентированная политика в Российской федерации зародилась еще во времена СССР. 30 июля 1991 года Министерство социального обеспечения граждан стало частью Министерства здравоохранения и социального обеспечения РСФСР, а после распада СССР, вновь приобрела автономный статус. Тогда же, по одобрению председателя Правительства РФ, Виктора Черномырдина, было издано постановление Правительства РФ №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27.07.1996 года, согласно которому данная социальная группа населения могла получить в безвозмездное пользование квартиру, участок земли для ИЖС, а так же создание реабилитационных/адаптационных условий для инвалидов.

Актуальность

Основополагающим фактором появления такой политики в любой стране является корректный анализ уровня жизни граждан, количественная составляющая социально незащищенных граждан, а так же анализ уровня их материального достатка. На сегодняшний день, уровень находящихся за чертой бедности граждан в России по данным Министра труда и социальной защиты составляет около 19 миллионов граждан. Однако, неофициальная статистика насчитывает число близкое к 23 миллионам человек. Так же, в стране насчитывается около 12,42 миллиона инвалидов, 482 тысячи детей-сирот, 3,4 миллиона ветеранов Великой Отечественной Войны. Все вышеуказанные граждане являются правомерными претендентами на получение, в случае необходимости, государственного жилья. Однако, следует упомянуть и трудоспособное население, часть которого является и гражданами, находящимися за чертой бедности.

Уровень жизни в Российской Федерации, не смотря на официальные данные, продолжает понижаться. В качестве примера можно привести соотношение удорожания цен на жилье, продукцию, уровень роста инфляции с уровнем роста заработных плат населения.

Цели, задачи, материалы и методы

Основополагающей целью данной статьи является анализ современных государственных программ, направленных на решение вопроса социального жилья. Для достижения поставленной цели в статье решены следующие задачи:

1) проведен анализ современного уровня жизни в Российской Федерации;

2) изучен спектр социальных программ и подпрограмм, направленных на решение установленной проблемы;

3) проведен анализ эффективности действующих программ и подпрограмм.

В процессе выполнения задач руководствовался материалами из постановлений Правительства РФ, гражданского кодекса РФ, жилищного кодекса РФ, федеральных законов, постановлений пленума Верховного Суда, указов Президента РФ.

Научная новизна

На 2016 год в Российской Федерации был зарегистрирован уровень инфляции равный 5,4%, а уровень заработных плат упал на 2,1%. Не смотря на пониженную покупательскую способность граждан, недвижимость в стране выросла за год почти на 3% за квадратный метр. Данные показатели наглядно указывают на существенное ухудшение уровня жизни граждан, ставя под сомнение и корректность определения нуждающихся в жилье либо нуждающихся в помощи по приобретению жилья.

Для поддержки некоторых слоёв граждан были изданы ФЗ №256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006, а так же постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе “Жилище”» от 17.12.2010 с целью улучшения материального положения граждан в вопросах приобретения жилья, а так же удовлетворении иных потребностей.

Что касается программы социального жилья, то после распада СССР она пребывает бессрочно в стадии реструктуризации и адаптации к современным экономическим и другим требованиям. На данный момент времени, в качестве социального проекта в правительстве ведётся работа по созданию «Фонда социального жилья», который, по предпосылкам, должен будет отвечать за финансирование программ строительства и выдачи собственникам жилья. Аналогичная модель ранее существовала в качестве «Федерального фонда социального жилья» и была одним из институтов ПФР, деятельность которого, не смотря на своё название, была ориентирована на извлечение максимальной выгоды из сдаваемого в социальный наём жилья. Таким образом, бюджетная организация занималась чаще коммерческими вопросами, нежели социальными, в связи с чем получила статус неэффективной.

На данный момент существует множество программ, среди которых есть «Программа выдачи жилья детям-сиротам», на основании которой сироты вне очередности должны получать жильё. Однако, даже в этой сфере социальной политики государственную деятельность смело можно охарактеризовать, как провальную. За прошлый год число нуждающихся в жилье и не обеспеченных им детей-сирот в стране выросло на 21%, а административный аппарат, отвечающий за данный вопрос, продолжает приобретать вторичное жилье, не смотря на то, что по данным Росстата средняя стоимость квадратного метра в новостройках по стране составляет 51,3 тысячи рублей, а на рынке вторичного жилья- 56,1 тысячу рублей, что ведёт к необоснованным перерасходам, меньшей эффективности освоения средств, а так же вовлекает в данный вопрос и коррупционную составляющую.

Что касается ветеранов Великой Отечественной войны, то здесь ситуация несколько лучше. В прошедшем году по данным министра строительства и ЖКХ потребность регионов в финансировании вопроса жилья нуждающимся ветеранам составили 10,42 миллиарда, 9,2 из которых профинансировало государство. Таким образом, из почти 11 тысяч нуждающихся обеспечили жильем 8 тысяч человек.

Заключение, результаты, выводы

На основании выше изложенных материалов следует сделать вывод о малой эффективности деятельности государства в вопросах социального жилья.

По данному вопросу для более эффективной работы данной программы следует создать полноценную материально-техническую и нормативно-правовую базы для обеспечения положительной динамики в вопросе социального жилья. Так же следует провести инвентаризацию и корректирование уже имеющихся законов, постановлений, указов и других актов для их соответствия нынешним требованиям внутренним экономической и политической ситуациям. На уровне министерства строительства и ЖКХ следует разработать проект создания департамента строительства социального жилья, наделенного полномочиями по распределению и контролю за освоением финансов, ведению мониторинга численности нуждающегося населения, а так же разработке проектных решений по осуществлению строительства либо долевого участия государства в строительстве и предоставлении жилья, создании на основании проектов конкурсной основы для компаний - застройщиков и привлечении инвесторов.

Так же следует разработать нормативно – правовой акт, запрещающий покупку вторичного жилья, что избавит финансы от их нерационального использования и оградит нуждающихся граждан от получения жилья, непригодного для проживания.

Список используемых источников

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 2.07.2009 г.

2. Постановление Правительства РФ №315 «Об утверждении типового договора социального найма жилого помещения» от 21.05.2005 г.

3. Постановление Правительства РФ №901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27.07.1996 г.

4. Постановление Правительства РФ №1050 «О федеральной целевой программе “Жилище”» от 17.12.2010 г.

5. Статья №671 ГК РФ «Договор найма жилого помещения».

6. ФЗ №189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 г.

7. ФЗ №250 «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации» от 29.12.2006 г.

8. ФЗ №256 «О дополнительный мерах поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г.

9. ФЗ №5 «О ветеранах» от 12.01.1995 г.

10. Указ Президента РФ №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» от 07.05.2012 г.

Просмотров работы: 319