ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Агаронян Д.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные нейрофизиологические и нейропсихологические исследования говорят о том, что в первые 10-12 лет жизни ребенка постепенно одно из полушарий выделяется в качестве ведущего. И хотя в обработке информации, в процессе мышления, в формировании эмоциональной сферы и поведенческих реакций принимают участие оба полушария, преобладать будут те стратегии, которые определяются ведущим полушарием. Таким образом, складывается латеральный фенотип человека. Крайние лево- и правополушарные фенотипы встречаются в человеческой популяции довольно редко, но практически всегда можно выделить преобладание лево- или правополушарной доминанты. При этом, в сознании человека выстраиваются довольно четкие ориентиры, сверяясь с которыми человек может достаточно быстро и адекватно отвечать на воздействие окружающей среды. Если этого не происходит, то человеку трудно принять правильное решение, он чаще становится жертвой обстоятельств [2; 4].

Исследования по функциональной асимметрии полушарий головного мозга позволяют специалистам лучше понять объективные причины и механизмы, лежащие в основе нарушений и отклонений в познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Известно, что каждое полушарие вносит свой вклад, играя свою собственную роль в когнитивном развитии ребенка. Тесная взаимосвязь двух полушарий является необходимым условием для обеспечения нормального функционирования мозга, для обеспечения всех видов ведущей деятельности в каждом возрастном периоде.

Для детей с задержкой психического развития характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаточный уровень развития познавательной сферы. Кроме того, у младших школьников вышеуказанной категории наблюдается повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивость внимания, недостаточно развитые мнемические процессы, отчетливо проявляется недостаточный уровень сформированности операций анализа, синтеза, обобщения и др.

Данные электрофизиологического анализа функциональной специализации полушарий и их взаимодействия в процессе разных видов деятельности позволяют выявить особенности структурно-функциональной организации мозга у детей с нормальным и задержанным психическим развитием [6]. Кроме того, учеными проводились исследования вызванных потенциалов в проекционных и ассоциативных структурах левого и правого полушарий, возникающих в ответ на предъявление целевых (значимых) и нецелевых (незначимых) зрительных структурированных стимулов. Возможность выделения значимого целевого стимула в ряду предъявленных сигналов характеризует познавательные возможности ребенка, его способность к целенаправленному, адаптивному поведению, умению выделить существенную информацию [4]. Иная картина наблюдается у детей с задержкой психического развития, у которых выявлены существенные отличия от нормы при разных формах перцептивной деятельности. Так, например, у них наблюдается ослабление включения в деятельность ассоциативных структур левого полушария. Кроме того, выделение значимых сигналов, оценка значимости сигнала, судя по сдвигам амплитудно-временных параметров вызванных потенциалов, осуществляются у таких детей, в основном, в структурах правого полушария. В левом полушарии не выявлено существенных отличий вызванных потенциалов на значимые и незначимые сигналы.

У детей с задержкой психического развития наблюдается более замедленный прием и переработка сенсорной информации, но в то же время у них нет нарушений элементарных сенсорных процессов, а именно: абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения такие же, как у нормально развивающихся детей. Отличия от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью координированной работы отдельных систем внутри анализаторов [7].

Особенности мозговой интеграции сенсорной информации у детей с разным уровнем умственного развития установлены также при анализе взаимодействия левого и правого полушарий в процессе зрительного восприятия. Так, группой ученых, проводился эксперимент, который был поставлен таким образом, что позволял одновременно регистрировать вызванные ответы не только в том полушарии, куда поступали сигналы, то есть в стимулируемом полушарии, но и в контрлатеральном полушарии, где вызванные потенциалы появлялись вследствие передачи информации по межполушарным связям (в первую очередь, по каллозальным путям мозолистого тела). Это давало возможность анализировать передачу информации из одного полушария в другое, оценивать время передачи информации, характер межполушарного взаимодействия [2; 5].

В итоге, у детей с задержкой психического развития, судя по характеристикам вызванных потенциалов, активация левого полушария при стимуляции правого полушария значительно ослаблена по сравнению с нормой. Это отражает, по-видимому, снижение реактивности левого полушария на информацию, приходящую по каллозальным путям из правого полушария. Анализ времени межполушарной передачи информации в процессе восприятия указывают на замедление развития вызванных потенциалов в структурах правого полушария при стимуляции левого полушария, что отражает в известной степени замедление передачи информации из левого полушария в правое. По данным психолого-педагогических исследований, у детей с задержкой психического развития нет нарушения элементарных сенсорных процессов, однако прием и переработка сенсорной информации замедлены. Абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слуха и зрения таковы же как у нормально развивающихся детей. Отличия от нормы выявляются при усложнении восприятия, что объясняется, в частности, несформированностью координированной работы отдельных систем внутри анализаторов [3; 8].

Недостаточность функций преимущественно левого полушария, выявленная при электрофизиологическом исследовании функциональной организации мозга, находит подтверждение в ряде психологических исследований. Так, Т.В. Егоровой было показано, что при сохранности возможностей развития интеллекта у данного контингента детей наблюдается недостаточная сформированность умственных операций, отставание в развитии словесно-логического мышления [4]. По мнению М. Гросс и У. Вильсон, трудности школьного обучения детей с задержкой психического развития обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный характер, а дефицитарность функций левого полушария создает затруднения в их адекватной переработке [1].

Таким образом, проводимые ранее психологические исследования специфики познавательной сферы детей с задержкой психического развития фактически полностью охватывали изучение их познавательных процессов, но характеризовались локальностью, так как исследования, как правило, касались отдельно взятых функций без учета их взаимосвязи с типами профилей латеральной организации мозга.

Список литературы:

  1. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга / А.С. Батуев. Л.: Наука, 1981. 255 с.

  2. Белый Б.И. Особенности зрительной перцепции у детей 8-12 лет // Вопросы психологии. 1982. №6. С. 115.

  3. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование. Л., 1985. С. 34.

  4. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии / Т.В. Егорова. М.: Педагогика, 1973. 152 с..

  5. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960. С. 17.

  6. Маркосян А.А.. Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков. М., 1969. С. 44.

  7. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А.Р. Лурия. М., 1956, т. I. С. 52.

  8. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

Просмотров работы: 443