ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

Ахметова Г.З. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Девиация является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка [1, с. 89].

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от установленных норм и стандартов поведения, принятых в данном обществе [3, с. 56]. Его можно определить как отдельные поступки, входящие в противоречие с принятыми в обществе юридическими, моральными и социальными нормами. Девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. [2, с. 5].

Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное, капризы, истерики и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности [1 с. 245].

В отечественной литературе под девиантным поведением понимают:

  • поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам [3, с. 34].

В первом значении девиантное поведение является преимущественно предметом общей и возрастной психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предметом социологии и социальной психологии.

Ряд ученых считает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма – это совершенно здоровый человек; в педагогике – успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни – отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, своеобразный эталон поведения.

В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так же существенные изменения наблюдаются в анатомо – физиологическом развитии. В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно. Перед младшим школьником стоит задача освоить довольно широкий свод норм, правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношение с учителями, родителями и сверстниками.

Большие возможности открывает младший школьный возраст для воспитания отношений в коллективе. Взаимоотношения детей в классе не возникают сами собой, они имеют свою логику изменения и развития.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте происходит много новообразований, как в анатомо – физиологическом так и в личностном развитии ребенка. Особое место в системе отношений является дружба. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.

Детям младшего школьного возраста присущи такие признаки девиантного поведения как:

  • нарушение правил поведения в школе (срывы занятий, прогулы, отказ от выполнения заданий)

  • побеги из дома

  • грубость и сквернословие

  • курение

  • хулиганство

  • воровство

  • критика взрослых

  • отрицательное отношение к занятиям

  • драки, нанесение телесных повреждений.

Таким образом, девиантное поведение обозначает один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения. Девиантое поведение младших школьников является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте, младших школьников, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, педагоги и психологи называют трудными или трудновоспитуемыми. Типичные причины девинтного поведения младших школьников: недостаточный уровень социальной зрелости ребенка, неспособность освоиться с социальной ролью ученика, с требованиями и нормами школьной жизни, отсутствие психологического настроя на учение, повышенная утомляемость, высокая истощаемость деятельностью, как следствие психосоматической ослабленности, трудности в учении, неспособность справиться с учебной нагрузкой, «смысловые барьеры» в отношении с учителем, не престижное положение среди одноклассников.

Литература:

1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239.

2. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Я.И. Гилинский. - Социс. -1991.

3. Гуревич П.С. Психология. - М: Знание, 1999.

4. Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XXвв.): Тенденции и социологическое осмысление. – СПб., 2000. – с. 56-60.

Просмотров работы: 2431