ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЖИЗНЕУСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Рахматуллина А.Н. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья играет важную роль в жизни любого человека, поскольку она является важнейшим институтом социализации ребенка. Семья – это естественная и необходимая среда, которая обеспечивает интеграцию ребенка в систему социальных отношений и создает условия его успешной жизнедеятельности. Роль семьи в жизни каждого ребенка имеет большое значение, поскольку это заложено в подсознании человека, а именно желание жить и воспитываться в благополучной семье.

В настоящее время существующие социально-экономические проблемы Российской Федерации затронули многие семьи, которые негативно повлияли на способность выполнять предписанные ей функции и социальные обязанности. Произошла девальвация семейных ценностей, в результате этого наблюдается нарушение функций и структуры семей, создаются негативные условия для воспитания детей, а также увеличивается количество агрессивного поведения, жестокого обращения с детьми в семье. Кроме того, увеличилось количество семьи, которые не занимаются воспитанием собственных детей. Данная проблема в нашей стране способствует развитию социального сиротства, возникающие как в благополучных, так и в неблагополучных семьях. Все больше усилий государство прилагает к тому, чтоб сохранить ребенка в кровной семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственные учреждения. В тоже время в ряде нормативных документов сказано о том, что у каждого ребенка есть право на воспитание в семье, даже при отсутствии родителей он может быть взят на воспитание в замещающую семью. Поэтому учитывая актуальные тенденции в области социальной политики детства, принимаются значительные меры в сохранении каждого ребенка в семье. Для осуществления данной задачи внедряется идея жизнеустройства детей, которая считается одной из сложнейших и общепризнанных социальных и научных проблем современности.

Жизнеустройство считается одним из основных вызовов нашего времени.

Под понятием жизнеустройство понимается – помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в биологическую семью после исправления трудной жизненной ситуации и (или) прохождения медицинской и психолого-педагогической реабилитации; в семьи родственников ребенка или иных граждан с целью содержания, воспитания и образования приемных детей, защиты их прав и интересов; а если такой возможности нет, определение их в учреждения для детей-сирот на полное государственное обеспечение с учетом возраста, состояния здоровья и юридического статуса ребенка.

Современная социальная политика Российской Федерации ориентирована на осуществление работ по жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].

Пути социализации и вхождения данных детей в полноценную жизнь нелегка и противоречива общепризнанным нормам общества. Международный, в том числе и российский, опыт демонстрируют наличие разнообразных научных концепций возможных путей жизнеустройства детей, а также практических форм восстановления кровных семей.

В настоящее время в России существуют три формы жизнеустройства детей-сирот, детей без попечения родителей и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

  1. Семейные формы жизнеустройства (усыновление, опека и попечительство, приемная семья);

  2. Государственные формы жизнеустройства(дом ребенка, детский дом, социальный приют, реабилитационный центр, интернат);

  3. Инновационные формы жизнеустройства(детские деревни SOS и др).

В настоящее время проблему жизнеустройства детей решают учреждения социальной защиты детства, одним из которых является социальный приют.

По мнению И.Б.Цилюгиной, социальный приют – это специализированное детское заведение стационарного типа, которое представляет собой самостоятельное учреждение, призванное оказыватьсоциальную, правовую, медико-психолого-педагогическую помощь безнадзорным детям, ограждать их от влияния асоциальной и преступной среды, проводить комплекс мер по всесторонней реабилитации, дальнейшему жизнеустройству детей [4, с. 221].

Приют – это государственное учреждение временного пребывания ребенка, а также новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Основной целью и задачей приютов является оказание несовершеннолетним социальную поддержку, организацию их временного проживания и содержания, оказание медико-психолого-педагогической помощи, реабилитация и дальнейшее жизнеустройство.

Приоритетом деятельности учреждения является восстановление социального статуса несовершеннолетних, содействие органам опеки и попечительства в их жизнеустройстве, отдающие предпочтение к возвращению детей в кровные семьи.

Главной особенностью приютов является то, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы. Очень часто специалисты приюта сталкивается с проблемой дальнейшего жизнеустройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в кровную семью.

Основанием для осуществления вопроса жизнеустройства воспитанников социального приюта, является постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", которая регулирует условия способствующие создание в учреждении семейной обстановки и обязывает учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей реформироваться по семейному типу, а также заниматься семейным устройством ребенка — в первую очередь в кровную семью или семью родственников, а если это невозможно, то в замещающую семью.

Важно, что семейное устройство является приоритетным для детей, только что утративших родительское попечение. Если раньше в такой ситуации ребенок непременно попадал в приют, то теперь органы опеки и попечительства обязаны сделать все, чтобы меньше детей попадало в государственные учреждения. Если же семья не нашлась быстро, то ребенок попадает в организацию для детей-сирот, и уже она обязана реализовать его право на семейное устройство — желательно в течение полугода. В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, на каждого ребенка должен быть составлен индивидуальный план развития и жизнеустройства, с обязательной переоценкой этого плана каждые полгода, а также совместный план работы с органами опеки и попечительства. Общей задачей реформы можно назвать попытку сохранить психическое и физическое здоровье ребенка, оказавшегося в сиротском учреждении. Если реформа получится, то в учреждения будут попадать меньше детей, а в семьи уйдет больше.

Данное постановление предназначено для детей, временно живущих в специализированных учреждениях, у которых условия жизни должны быть приближены к обычным домашним: в группах не больше 6-8 разновозрастных детей — как в семье.

Таким образом, исходя из вышеизложенного следует, что жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и в зарубежных странах играет одну из основных ролей в жизни человека и общества в целом. Анализируя важность научной и практической значимости проблемы жизнеустройства детей-сирот, выявили наиболее распространенные формы семейного и государственного жизнеустройства.

Список литературы:

  1. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"

  2. Гайсина, Г.И. Семейное устройство детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежныйопыт: научно-популярное издание [Текст] / Г.И. Гайсина. – Уфа: БГПУ, 2013. – 149 с.

  3. Фазлыева А.Ф. Социальный приют как условие ранней социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст] / А.Ф. Фазлыева // Внешкольник. – 2014. – №6. – С. 45–48.

  4. Цилюгина И.Б. Социальный приют как институт социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних [Текст] / И.Б.Цилюгина // Культура и образование. – 2009, №10, 221 – 226.

6

Просмотров работы: 763