ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузина Е.Л. 1, Тагильцева Ю.А. 2, Худякова Ю.А. 3
1Кафедра «Менеджмент качества» Института пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МИИТ) Москва, Россия;
2Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС) г. Ростов-на-Дону, Россия
3Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС) Московского государственного университета путей сообщения имени Императора Николая II (МГУПС(МИИТ)) Москва, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Транспортный комплекс России по-прежнему остается одним из самых значительных факторов, загрязняющих окружающую среду по сравнению с другими отраслями экономики. Его воздействие многообразно и проявляется прежде всего в загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод, воздействии шума, вибраций на здоровье населения, в отчуждении значительных площадей под строительство объектов транспортной инфраструктуры. [1] Защита окружающей среды от чрезмерных экологических нагрузок со стороны транспорта является одной из первостепенных задач государства.

В масштабах России вклад транспортного комплекса в сброс вредных веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты и в образование промышленных отходов невелик и составляет всего лишь 2—3%. В то же время в шумовом воздействии на население роль транспорта является ведущей: его доля среди всех источников шума на различных территориях достигает 80—95%. Значительно влияние транспорта и на загрязнение атмосферы. В среднем по России вклад транспорта в загрязнение атмосферного воздуха составляет 40— 45%, а в крупных городах — до 90%.

Несомненно, становится актуальной задачей вопросы социо-эколого-экономической оценки предприятий транспортной отрасли.

Таким образом, ключевая цель нашего исследования – оценить имеющуюся систему управления предприятий железнодорожной отрасли с точки зрения ее социо-эколого-экономической результативности и эффективности функционирования.

Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:

- провести анализ сложившейся практики проведения природоохранных мероприятий и финансового возмещения нанесенного ущерба окружающей среде в России в целом, и в Ростовской области в частности;

- определить круг проблем, возникающих при управлении системы природопользования на железнодорожном транспорте.

- обосновать пути решения сложившихся проблем с помощью создания перерабатывающего предприятия, как источника инвестиций в развитие экономики.

Итак, экологические платежи – установленная Законом "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду, которую вносят организации и физические лица, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (или плата за загрязнение окружающей среды) является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде. Экологические платежи перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и

передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные

объекты;

- размещение отходов.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 установлены два вида нормативов платы по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), с учетом степени опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах допустимых нормативов;

  • за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;

  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

  • за сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

При загрязнении окружающей природной среды в результате аварии по вине природопользователя плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод: мы сначала загрязняем окружающую среду, а впоследствии оплачиваем ущербы нанесенные природе.

Посмотрим на данные об экологической ситуации в России (Рис. 1), представленные в докладе министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского «Об итогах работы Минприроды России за 2015 год и задачах на 2016 год».

Рис. 1. Экологическая ситуация в России [2]

Выводы очевидны, направленность природоохранных мероприятий на сокращение выбросов в окружающую среду дают свои положительные результаты, однако количество образующихся отходов растет с каждым годом. За 10 лет объем образующихся отходов вырос в 2 раза. Обратим также внимание, что по сравнению с 2013 годом, в 2014 отсутствует прирост выброса отходов, что, в свою очередь, может объясняться и сложившейся экономической ситуацией в стране и сокращения объемов производства по экономическим причинам.

Необходимо отметить, что в настоящий момент идет процесс реформирования подходов к проведению природоохранных мероприятий и финансовому возмещению нанесенного ущерба окружающей среде. Приоритетные направления совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации выделяет в 3 этапа, в настоящий момент реализуется первый (2015-2018 гг). На первом этапе предлагается решить следующие задачи: издание подзаконных актов; постановка предприятий на государственный учет; введение экономического стимулирования; публикация справочников НДТ.

Второй этап перехода на новую систему нормирования (2019-2022гг) предполагает выдачу комплексных экологических разрешений и переход на НДТ в пилотном режиме для 300 действующих и всех новых предприятий и увеличение платы за негативное воздействие с превышением нормативов. И только на третьем этапе (2022-2030 гг.) предприятиями будут реализовываться программ экологической модернизации.

Резюмируя, программа перехода рассчитана до 2030 года, т.е. на ближайшие 15 лет и в рамках этой программы схема «сначала загрязняем - потом платим» не изменяется. Учитывая, что на первом этапе планируется разработка нормативно-правовой базы, считаем, что внедрение инновационного подхода к процессу принятия управленческих природоохранных решений позволит добиться «бережливого производства» до нанесенного ущерба окружающей среде. [3]

Обратимся к региональной программе Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 595.

Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования на территории Ростовской области. Одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.

Анализ состояния атмосферного воздуха за последние годы выявил неуклонный рост объемов выбросов загрязняющих веществ. Ежегодно в Ростовской области увеличивается количество автотранспорта, и в настоящее время он является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. Объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от стационарных источников, составляет 37,1 процента от общего объема выбросов, тогда как доля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств в Ростовской области достигла 62,9 процента от общего объема выбросов.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года определена цель подпрограммы – повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных экосистем. В рамках реализации ключевой цели предполагается решение задачи «Оценка состояния окружающей среды с целью принятия своевременных управленческих решений по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», которая предусматривает выполнение мероприятий по мониторингу и контролю качества окружающей среды.

Показателем решения данной задачи является количество проб состояния окружающей среды, полученных на основании мониторинговых исследований, поступающих для анализа в Минприроды Ростовской области.

Таким образом, мы вновь принимаем подход «сначала загрязняем - потом платим», однако стоит отметить, что Правительством Ростовской области предполагается использование исследований проб состояния окружающей среды при принятии управленческих решений. При этом, требуется разработка методических рекомендаций по повышению эффективности принимаемых управленческих природоохранных решений. [4]

Итак, выделим круг проблем, которые на наш взгляд могут решится путем применения инновационного системного подхода к принятию управленческих природоохранных решений.

Во-первых, количество образующихся отходов растет с каждым годом и требуют финансовых ресурсов и инвестиций по их переработке.

Во-вторых, подход «сначала загрязняем – потом платим» дает только временный результат и увеличивает сбор за нанесенный ущерб, однако никак не предотвращает его.

В третьих, отсутствуют методические рекомендации принятия эффективных природоохранных управленческих решений, как на региональном уровне, так и в стране в целом.

Для применения инновационного подхода на предприятиях железнодорожной отрасли обратим внимание на эколого-экономические показатели деятельности СКЖД – филиала ОАО «РЖД» в период 2012-2015 гг. (Рис. 2.)

Рис.2. Динамика текущих эколого-экономических затрат Северо-кавказской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» (составлен авторами)

Соотношение количества самостоятельно использованных отходов в технологических процессах и переданных для утилизации другим организациям можно представить в среднем за 4 года 10% на 90%, при этом рост текущих затрат на оплату утилизации сторонними организациями растет, темп прироста в 2012-2015 годах составляет от 2 до 12%. Данные факты свидетельствуют о необходимости смены концепции при принятии управленческих природоохранных решений и совершенствования системы управления природоохранной деятельностью.

Сумма экологических платежей, начисленных ОАО "РЖД" за загрязнение окружающей среды, составила в 2015 году 226,1 млн. руб. Доля сверхнормативных платежей в целом по ОАО "РЖД" составила в 2015 году 47,1 млн.руб. или 20,8 % от суммы внесенных платежей. [5] Наибольшую долю в экологических платежах, как за допустимое, так и за сверхнормативное воздействие окружающую среду, занимает плата за размещение отходов. таким образом экономически целесообразно рассмотреть вопрос о переработке образовавшихся промышленных отходов самостоятельно для использования в дальнейшем в системе функционирования предприятия.

Идея заработать на том, что буквально валяется под ногами, никогда не утратит своей актуальности. Сегодня она воплощается в концепции создания завода по переработке отходов. Это довольно перспективный вид деятельности, так как мусороперерабатывающий завод остается довольно экзотической для России сферой производства, в то время как с сырьевой базой проблем не возникает.

Составляя бизнес-план предприятия по переработке отходов, стоит остановиться на основных моментах, которые делают этот вид предпринимательской деятельности весьма прибыльным.

Во-первых, высокая рентабельность бизнеса. Она может достигать 60-70%. Во-вторых, мусороперерабатывающий завод является предприятием так называемой «социальной направленности», поскольку способствует улучшению экологии региона, таким образом, мы даем возможность не только представителям бизнеса но и обычному обывателю проявить заботу природе. В-третьих, большие перспективы развития. Они в данном виде бизнеса весьма впечатляющие, так как мусора в городах области меньше не становится, а затраты на его утилизацию возрастают. В недалеком будущем выгоднее и полезнее для окружающей природы будет перерабатывать мусор, нежели утилизировать его на специализированных полигонах.

Привлекательность создания перерабатывающего предприятия на территории Ростовской области очевидна.

Проведенное исследование показывает, что такой вид бизнеса, как создание Завода по мусоропереработке, является сверхприбыльным, с умеренными рисками создания, перспективный. Одним из главных условий его функционирования является наличие достаточного количества инвестиционных средств, а также государственной и муниципальной поддержке строительства, организации процесса переработки, что связано с объективными экономическо-финансовыми обстоятельствами. Открытие Завода по мусоропереработке потребует от руководителя проекта самоотдачи, высокого напряжения волевых усилий, знаний, тактических манипуляций при оформлении лицензии и иной бюрократической документации, а также осознания того, что данный вид бизнеса требует тщательной проработки и значительных капитальных вложений. Если руководитель проекта понимает, и берет на себя ответственность за создание предприятия такого масштаба и характера, берет на себя ответственность за жизни людей, участвующих в производственном процессе, то его интеллектуальные, финансовые и личные вложения будут приносить прибыль, а предприятие выполнять свою непосредственную задачу, необходимую экономике и обществу в течение десятилетий. [6]

Вместе с тем, в рамках первого этапа перехода на новую систему нормирования предполагается введение экономического стимулирования, одним из способов реализации которого предлагаем оптимизировать систему налогообложения предприятия-природопользователя с предоставлением льгот по уплате налогов в бюджет при проведении эффективных природоохранных мероприятий и заключении взаимовыгодных контрактов на использование вторичного переработанного мусора в дальнейшей хозяйственной деятельности.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации, определена стратегическая цель государственной политики в области экологического развития – это решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды. Ростовская область не исключение, исследования показали, что решение руководителя предприятия должно быть взвешенным и оцениваться с учетом экологической перспективы, оценка эффективности управленческих природоохранных решений позволит снизить негативную нагрузку на окружающую среду, повысить инвестиционную привлекательность предприятий и сформировать имидж экологически ответственного региона.

Список литературы:

1. Мачерет Д.А., Измайкова А.В. Экономическая оценка инноваций, направленных на комплексное повышение веса и скорости поездов // Экономика железных дорог. 2015. № 5. С. 17-33.

2. Доклад министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского «Об итогах работы Минприроды России за 2015 год и задачах на 2016 год» // [Электронный ресурс] www.mnr.gov.ru, (дата обращения 22.02.2017)

3. Кузина Е.Л. Алгоритм эколого-экономической оценки функционирования предприятий-природопользователей // Интернет-журнал Науковедение. - 2012. - № 3 (12) (Электронный ресурс).

4. Кузина Е.Л. Эколого-экономическая оценка деятельности предприятия-природопользователя // Известия Ростовского государственного строительного университета. - 2011. - № 15. - С. 113-120.

5. Терешина Н.П., Галабурда В.Г., Соколов Ю.И. Методические подходы к оценке внетранспортного эффекта работы железнодорожных компаний // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-2 (21). С. 167-170.

6. Дроздов Н.А. Социо-эколого-экономическая эффективность как системный фактор деятельности железнодорожного транспорта // Методология устойчивого экономического развития в условиях новой индустриализации сборник трудов международной научной конференции. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского. - 2016. - С. 364-367.

Просмотров работы: 318