ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Воронюк В.Я. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Принимая ребенка в семью, большинство замещающих родителей, не всегда задумываются о том, какие изменения будут происходить с семьей, когда в ней появится новый человек, как будет вести себя ребенок в новых условиях. Им кажется, что самое главное - справиться с подготовкой документов и пройти все процедуры, чтобы ребенок побыстрее оказался дома, однако в жизни это только полдела.

Основной целью замещающей семьи является наилучшее обеспечение интересов ребенка и его права жить и воспитываться в семье: питание, одежда, условия проживания, познание мира, эмоциональное принятие, любовь, корректные и понятные границы, возможность общения, познание себя. Для выполнения этой цели необходимо построить гармоничные детско-родительские отношения в замещающей семье.

Процесс формирования гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями очень сложный и долговременный. И на протяжении всего этого процесса семья сталкивается с большим количеством проблем и трудностей.

Рассмотрим наиболее сложные проблемы, с которыми сталкивается замещающая семья, по блокам:

  • трудности периода адаптации;

  • возрастные кризисы развития детей;

  • проблемы с учебной деятельностью;

  • эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи;

  • проблемы несоответствия ожиданий реальности.

Адаптация в новой семье процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребенку, оказавшемуся в новой обстановке, и всем членам семьи - к изменившимся условиям. Как показывает практика, адаптация друг к другу может происходить тяжело и болезненно [3, с. 78].

Процесс адаптации ребенка в приемной семье проходит через ряд периодов, на каждом из которых возникают социальные, психологические, эмоциональные и педагогические барьеры [1, с. 71].

В адаптации приемного ребенка в семье выделяют следующие периоды [5, с. 72]:

1. «Медовый месяц» - период, когда ребенок пытается зарекомендовать себя с положительной стороны. Основная цель - остаться в семье, изучить новую территорию, порядки, людей, их сильные и слабые стороны, найти свое место.

2. «Выпускание коготков» - период, когда ребенок более или менее уверен в своем положении, не боится показать свои отрицательные качества, пытается установить собственные правила, проверяет, что можно и что нельзя.

На успешность адаптации ребенка в семье, влияют следующие факторы [5, с. 73]:

  • умение родителей справляться с обычными проблемами детей без паники и экстремальных дисциплинарных мер;

  • понимание сути психологических проблем, лежащих в основе проблемного поведения;

  • педагогическая компетентность родителей;

  • готовность родителей кооперироваться с социальными работниками;

  • отсутствие у родителей строгих формальных и религиозных ориентаций;

  • способность воспринимать потребности ребенка как приоритетные;

  • способность относиться к приемному ребенку как к индивидуальности;

  • рождение матери первой в собственной кровной многодетной семье.

Длительность адаптационного периода и сложность преодоления проблем, возникающих в это время, зависят от индивидуальных особенностей приемных детей и родителей, также многое определяется качеством подбора кандидатов в замещающие родители и большое значение имеет подготовленность, как самого ребенка к изменениям в жизни, так и родителей к особенностям детей [7, с. 336].

Следующий блок проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи – это возрастные кризисы. Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни, они закономерны и необходимы для развития.

Кризисы развития являются очень трудным периодом в процессе формирования детско-родительских отношений, а в новой семье, непривычных условиях переживать данные кризисы в разы сложнее.

Замещающие родители берут на воспитание в семью детей разных возрастов, и чтобы предупредить осложнение процесса формирования их отношений с ребенком они должны знать о различных проявлениях кризисных периодов детей и понимать их.

Родители должны быть готовыми к оказанию помощи в случае проявления негативизма и своеволия у детей 3-х лет, утраты непосредственности, кривлянию и паясничеству детей 7-ми лет, быстрых изменений в физиологии и психологии ребенка в 12-14 лет и проявлению самостоятельности и независимости детей 15-16 лет.

Следующий блок проблем замещающей семьи связан с отправлением ребенка в школу. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка и замещающих родителей весьма нелегким опытом.

Ребенок, переданный в замещающую семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Проблемы возникают со стороны социального окружения – грубые или ошибочные комментарии, низкий социометрический статус в классе. Родители не знают, рассказывать ли учителям историю жизни ребенка, и если рассказывать, то как и о чем именно. У самого ребенка могут начаться проблемы в развитии идентичности, когда он видит свои отличия от сверстников и получает от школьного окружения вербальные или невербальные сообщения о том, что его положение – в лучшем случае, «необычное» [8, с. 115].

Ключевыми фигурами, которые могли бы изменить положение дел в школе, являются классный руководитель, социальный педагог, школьный психолог. Однако на данный момент в ходе обучения в вузе будущие учителя не получают достаточно знаний о таких важных аспектах жизни детей как усыновлении и других формах семейного устройства. В результате используемая ими лексика, планы некоторых уроков, их собственные взгляды могут обижать детей, способствовать закреплению искаженных стереотипов и давать понять, что некоторые семьи (в данном случае – образованные узами биологического родства) «более нормальны», чем другие.

Некоторые задания для приемных детей могут оказаться сложными (эмоционально и/или в плане практического выполнения) для детей, живущих не с кровными родителями, а некоторые – полностью неподходящими, требующими радикального изменения с учетом жизненных реалий детей, оставшихся без попечения родителей. Например, создание «Генеалогического древа», рассказы о семейной истории или создание стенгазет с использованием детских фотографий детей.

Следующие проблемы, которые мы рассмотрим, это эмоциональные трудности взаимоотношений членов замещающей семьи.

При появлении приемного ребенка все члены семьи переживают эмоциональные трудности. Дети переносят на замещающих родителей обиды, накопившиеся на биологических родителей, по тем или иным причинам оставивших их. Они бывают в силу своего прежнего воспитания и опыта проживания в асоциальной среде склонны к агрессии, лжи, воровству и различным девиациям. Замещающие родители испытывают чувство вины, так как их чувства к приемным детям, по крайней мере, на первых порах очень амбивалентны. Постепенно приемный ребенок воспринимает нормы и стиль поведения, установленные в данной семье [2, с. 247].

Кроме этого, рядом авторов выделяются различные страхи и опасения замещающих родителей, что в свою очередь накладывает отпечаток и на детей. Например, «приемный ребенок окажет негативное воздействие на родных детей и жизнь семьи в целом», «поведение кровных родителей ребенка», «отношение к семье со стороны ближайшего окружения (соседей, друзей и т. д.)», «как сложатся отношения между детьми (приемными и родными)», «недостаток отдыха», «отказ от ребенка» и т.д. [4, с. 39].

Главными источниками психологических проблем взаимодействия приемных детей и родителей являются [6, c. 56]:

  • отсутствие ценностных ориентиров и правил построения взаимоотношений в семье;

  • степень принятия ребенка;

  • дезадаптивная атмосфера в семье;

  • не соответствие ребенка ранее сформировавшимся представлениям родителей;

  • ограничение активности и самостоятельности ребенка;

  • эмоциональная холодность;

  • отсутствие опыта взаимодействия;

  • отсутствие специальных «традиций» у самого ребенка.

Также существует такой блок проблем как несоответствие ожиданий реальности.

Приемные родители не всегда оказываются готовы принять детей такими, какие они есть на самом деле, предъявляют завышенные, неадекватные требования к приемному ребенку, не принимая во внимание его предыдущие переживания. В результате возникают кризисные ситуации: противоречия, недоверие, неудовлетворенность друг другом. К сожалению, в кризисных ситуациях некоторые приемные родители не справляются с проблемами, и единственным выходом для них становится возвращение ребенка обратно в интернатное учреждение.

У детей, воспитывавшихся в интернатных учреждениях, формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание мамы с папой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, совместных игр. Взрослые же, занятые повседневными проблемами, порой не находят для ребенка времени, оставляют его наедине с собой, считая его большим и вполне самостоятельным, способным найти себе занятие. Иногда, наоборот, они чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг. Все это усложняет процесс вхождения ребенка в новую для него социальную среду и появление эмоциональной привязанности к приемным родителям.

Такое несоответствие между ожиданиями и реальностью с обоих сторон приводит к торможению или невозможности формирования гармоничных детско-родительских отношений.

Таким образом, в процессе формирования детско-родительских отношений замещающая семья сталкивается с рядом проблем: трудностью адаптации к новой жизни замещающей семьи, прохождению возрастных кризисов, проблемы, связанные с учебной деятельностью и эмоциональными трудностями взаимоотношений приемного ребенка, а также проблемы, касающиеся несбывшихся ожиданий замещающих родителей и детей.

Все это свидетельствует о важности подготовки родителей к жизни в замещающей семье приемного ребенка, а также о необходимости профессионального социально-педагогического и психологического сопровождения замещающей семьи.

Литература

  1. Бобылева, И.А., Заводилкина, О.В., Иванова, Н.П. Оценочные показатели благополучия ребенка в разных формах замещающей семьи с учетом возрастных стандартов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / П.А. Бобылева, О.В. Заводилкина, Н.П. Иванова; под общ. ред. Н.П. Ивановой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2006. - 96 с.

  2. Диагностика и консультирование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [Текст]: методическое пособие / под редакцией Савицкой Б.М. – Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. - 302 с.

  3. Довгалевская, А.И. Семейное воспитание приемных детей [Текст] / А.И. Довгалевская. – Москва, 1998. – 122 с.

  4. Захарова, Ж.А., Осипова, И.И. Замещающая семья: Методическое пособие [Текст] / Ж.А. Захарова, И.И. Осипова. – Москва–Кострома, 2005. – 95 с.

  5. Осипова, И.И. Замещающая семья в России [Текст] / И.И. Осипова // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 2. - С. 70-81.

  6. Радина, Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье [Текст] / Н.К. Радина // Вопросы психологии. – 2000. - № 3. - С. 56-67.

  7. Целуйко, В.М. Вы и ваши дети: психология семьи [Текст] / В.М. Целуйко. – Р-н-Д: Феникс, 2004. – 448 с.

  8. Шульга, Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска [Текст] / Т.И. Шульга. - М.: Издательство МГОУ, 2010. – 199 с.

Просмотров работы: 1876