Сложно говорить о любви научными терминами. В монографии «Философия для аспирантов» наука определяется через указание на процедуры, наблюдения, классификации, описания, экспериментальные исследования и теоретические объяснения естественных явлений. И такое естественное явление как любовь тоже можно наблюдать, классифицировать, описывать, анализировать и обобщать. [5]
Приведу количественную характеристику. По итогам 2016 года самым популярным хэштегом в мире стал # LOVE. А это качественный показатель: Ева Смирнова, звезда шоу «Лучше всех», поздравляя страну с наступающим Новым годом, говорила: «В новый год хочется для всех попросить любви…». Это такие простые слова.
Профстандарт педагогов, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н, конкретизирует трудовые действия педагогов, знания и умения. В документе указывается на необходимость соблюдения правовых, нравственных и этических норм. Обязательны:
- умение разрабатывать, осваивать и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде;
- умение общаться с детьми, признавать их достоинство, понимать и принимать их.
Слова «любовь» - в этом документе нет. Мы много говорим о ИКТ-компетентности и почти ничего про компетентность - любить.
Поиск свежих решений в системе образования мотивируют множественные вызовы современности:
– демографический сдвиг, ресурсное сжатие, региональные различия, политический контекст, информационно-технологический бум;
– нон-стоп-реформирование, запаздывание результатов образовательных реформ, необходимость повышения эффективности, замена догоняющей модели развития на стимулирующую;
– уменьшение финансирования, сокращение профессорско-преподавательского состава, появление стейкхолдеров, давление общественного мнения.
Появляются новые акценты: понятие «воспитание» рассматривается как процесс развития; концепция учитель – ученик меняется на концепцию человек – человек, все чаще говорят о детско-взрослой целостности и равности; предпочтение отдается гуманным методам и подходам; воспитание и образование рассматриваются в единстве; креативность и творчество становятся базовыми условиями воспитания нравственного и компетентного гражданина.
Все большим становится напряжение от многозначности, многозадачности, темпа и ответственности. Как с этими проблемами справиться учителю? Противоречие между унификацией, стандартизацией, с одной стороны, и необходимостью в самостоятельности, открытости и мобильности, с другой, приводит к творческой фрустрации.
Не такая уж и редкость, когда фоновым психоэмоциональным состоянием педагога, является усталость или, как в фильме Годфри Реджио «Койяанискаци», - настроение полного хаоса от жизни вне равновесия, в беспорядке, под прессом условий существования и бесконечно-текущего времени.
Решением могут стать гибкость и вариативность, интегративные процессы. И еще, именно психоэмоциональное состояние любви, счастья и принятия, как базовый фон жизни человека, является основой для ощущения себя здоровым и благополучным. Внутренняя уверенность, спокойствие, сбалансированность, гармония, душевное равновесие, легкость бытия, телесный и эмоциональный комфорт, энергия и радость жизни – вот маркеры подлинных потребностей человека и подтверждение конструктивности в рамках процессов воспитания и образования.
Небольшой тест: отметьте, пожалуйста, значение, соответствующее вашему психоэмоциональному состоянию:
Настроение сейчас |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
Фон жизни |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Таблица 1. Шкала психоэмоционального настроения и жизненного фона.
Как это привычно – выбрать среднее значение. А что скрывается за уcредненной нормальностью? Что мы обычно отвечаем на вопрос: «счастлив ли?» Мы привыкли не думать об этом.
Академик В.А. Сластенин сказал: «Счастье не в обладании счастьем, а в ощущении движения к нему». Становление всесторонней и гармоничной личности предполагает биопсихосоциодуховное развитие. Образованный человек, тем более педагог, должен уметь гармонизировать свое психическое и физическое здоровье, показывать пример счастливой жизни в любви и согласии с собой, людьми и миром. Важно обретение духовного смысла. Апостол Иоанн Богослов [2] сказал: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому, что Бог – есть любовь».
Истина не в разделении и противопоставлении, а в развитии интегративных процессов, в соединении и любви. Примером может стать рождение новых отраслей научных знаний на основе объединения понятийных фундаментов нескольких наук.
«Нейропедагогика – теория и технология воспитания и обучения детей, молодежи, взрослых на основе использования данных современных нейронаук... Нейропедагогика учитывает достижения классической педагогики; отбирает, уточняет и развивает ее наиболее эффективные методы и методики… Нейропедагогика включает в себя психологические исследования. Представляется более правильным говорить и понимать новую отрасль педагогических знаний как нейропсихопедагогику». [4] Нейропедагогика демонстрирует целостный и системный подход в воспитании и образовании.
Приведу несколько примеров важности изучения для педагога нейропедагогики.
Бенджамин Либет, нейрохирург, показал, что знание о мире и о себе ребенок безоценочно получает от человека, с которым у него сформирована связь; у взрослого человека есть только 200 миллисекунд свободы, чтобы остановить свой привычный автоматизм реагирования. [7]
Исследования функциональной асимметрии мозга формулируют проблему природных способностей человека и его творческой деятельности. У левополушарных людей отмечается направленность на детализированные и развернутые ассоциации, у правополушарных – на целостный образ. [6]
Парадоксальная теория эмоций Джеймса – Ланге как «периферического» отражения действительности.
Эмпатическое сопереживание – это врожденная способность мозга, во многом опосредованная зеркальными нейронами.
Внешний мир (отношения с другими людьми, отношения в социуме, взаимоотношения с природой, характер проявления своих психоэмоциональных состояний и процессов во вне), во многом является отражением внутреннего мира человека – мира мыслей, мира телесных ощущений и микродвижений, мира чувств и эмоций, и отражением внутренней сути самого человека, его «искры Божьей».
Игумен Георгий (Шестун) пишет: «Характер учительского труда можно в полной мере осмыслить только как служение. Труд учителя направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на то, что есть наиболее возвышенного в человеке, на открытие в ребенке образа Божьего, что вернее всего содействует истинному благу людей». [3]
Учителям и педагогам-психологам полезны эти сведения, в первую очередь для формирования собственной зрелости. Список черт, присущих зрелой личности, (по Абрахаму Маслоу) включает: принятие себя и других такими, какие они есть; адекватное восприятие действительности и интерес к неизведанному; спонтанность проявлений, простота и естественность; деловая направленность на свою жизненную задачу; позиция отстраненности по отношению ко многим событиям; автономия и независимость от окружения; свежесть восприятия: нахождение каждый раз нового в уже известном; чувство общности с человечеством в целом; демократичность в отношениях, готовность учиться у других; устойчивые внутренние моральные нормы, острое чувство добра и зла; «философское» чувство юмора; креативность.
Биоэнергетическая модель структуры личности Александра Лоуэна демонстрирует, что сегодня уже есть интегративные технологии и методики работы на всех уровнях личности человека. Внешний слой личности, Эго, включает психологические защиты: отрицание, недоверие, обвинение, проекция, рациональзация и интеллектуализация. Мышечный слой –слой хронических мышечных напряжений, сдерживающих нижние слои подавленных чувств и эмоций. Эмоциональный слой включает подавленные чувства гнева, паники, ужаса, отчаяния, боли, печали, того, что человек себе запрещает. И в середине – суть, сердце из которого исходит способность любить и быть любимым.
В глубине своей природы каждый человек хочет жить в любви и счастье, но во внешнем мире мы общаемся сквозь призму своих адаптационных схем, возникших из нашего детства.
Рисунок 2. Александр Лоуэн. Биоэнергетическая модель структуры личности. [8]
Технологии, методы, методики практической психологии целесообразны и для применения в педагогике. Педагогу необходимо непрерывное повышение своей компетентности не только в содержательно-деятельной и интеллектуальной сфере, но и в мотивационно-эмоциональной и коммуникативно-технологической. Именно такой подход развивает умение педагога быть счастливым, здоровым, благополучным и эффективным.
Учителю важно не только умение управлять своим настроением, но и формирование устойчивого фона своего психоэмоционального состояния в направлении любви и контакта со своей истинной природой. Вопрос «Кто Я? Кто Я в глубине своей личности? Какой Я настоящий?» не простой вопрос. Практическая психология предлагает эффективные технологии и методики в ответ на такие запросы.
Например. Балинтовские группы – это профессиональный метод повышения навыков общения, гармонизации взаимоотношений, снижения уровня эмоционально и физического напряжения, развития стрессоустойчивости, профилактики конфликтных ситуаций на работе и в семье, улучшения качества жизни.
Еще пример. Авторская методика М.В. Белокуровой «Телесно-ориентированная инсайт-терапия», как возможность индивидуации и самоактуализации. Это системная, конгруэнтная и аутентичная технология, учитывающая равноценность и согласованность всех частей внутренней системы человека: тело (телесность, бессознательное); эмоции (чувства, состояния, ощущение, экологичность выражения эмоций во вне); разум (когнитивная, ментальная, рациональная, интеллектуальная составляющие); воля (волеизъявление). Базовые темы программы: поступки и действия, эмоции и чувства, гиперответственность, страхи и тревоги, творчество, социальные сценарии, рождение, личный миф, социализация. [1]
Философия, что все люди ОК (о-кей), предложенная Эриком Берном, предполагает, что каждый человек может решить стать счастливым, любимым и любящим, благополучным. [9]
В наше сложное время общечеловеческие ценности любви и принятия по-прежнему актуальны. Можно и нужно об этом говорить и в научных статьях, и в монографиях, и на конференциях, и просто в общении друг с другом, и у доски в классе перед своими учениками, студентами, и наедине с самим собой, в глубине своей сути.
ЛИТЕРАТУРА
1. М.В. Белокурова, Е.А. Арапова «Телесно-ориентированная инсайт-терапия: преимущества и достоинства метода», сетевой научный журнал Психосоматика и саморегуляция, № 2(6) 2016, стр. 30-39
2. Библия от Иоанна 1 ин. 4: 7-8
3. Игум. Георгий (Шестун) Призвание учителя как духовный дар // Образовательный портал Слово. Педагогика http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/37899.php
4. И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, В.Г. Степанов «Нейропедагогика: новая отрасль научных знаний», журнал «Педагогика и психология образования», № 2.2016, стр.8-17
5. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 17с. (Серия "Высшее образование")
6. В.Г. Степанов «Мозг и эффективное развитие детей и взрослых», Академический проект, Москва, 2013, стр. 49
7. Гоулман Тара Беннет «Алхимия эмоций», Будущее Земли, С-П, 2004, стр. 177-178
8. Лоуэн Александр «Биоэнергетика», http://www.aquarun.ru/psih/soma/soma13.html
9. Ян Стюарт, Вэнн Джойнс «Современный транзактный анализ», Социально-психологический центр, С-П, 1996, стр. 11