Студенческая семья - это малая социальная группа, членами которой являются студенты дневной формы обучения и их дети. (гомогенная семья).
Для современного студенчества характерна следующая психологи Характерной чертой и общей особенностью современной студенческой среды можно считать увеличение числа студенческих браков. Проблема студенческой семьи является злободневной в нашем государстве. Студенческий брак является следствием обретения молодыми людьми близкого человека, нужного для полноценной и благоприятной жизни. По статистике, доминирующим мотивом заключения брака у студентов являются любовь и схожие духовные ценности. Можно с уверенностью утверждать, что семья, базирующаяся на схожести нравственных характеристик, способна к благополучному функционированию. Безусловно, каждая ячейка общества имеет свои особенности, но студенческие семьи сталкиваются с рядом социально-психологических проблем, которые характерны только для них.В первые годы супружества происходит адаптация супружеского пары друг к другу. Это довольно сложный и длительный процесс. Зачастую разногласия или непримиримость могут привести семью к разъединению, что является частым явлением в первые годы брака. Каждая молодая семья терпит серьёзные испытания и часто не выносит давления. В студенческих семьях, как правило, морально сложно протекает процесс распределение супружеских ролей. Во время семейной адаптации образуется общее мнение молодоженов о браке и семье. Разногласия в, только что сформировавшейся, ячейке общества основываются, собственно, на присутствии у молодых супругов, заранее сложившихся, не схожих представлений о семейной жизни.
Супружеский конфликт - столкновение между супругами, вызванное противоречием установок, целей, взглядов, идеалов, представлений и т.д. по отношению к конкретному предмету или ситуации.
Молодожены вынуждены приспосабливаться друг к другу. Очевидно, сделать это бывает нелегко, ведь каждый из них совсем недавно обладал независимостью. Брак поначалу может тяготить их. Молодые люди зачастую не обладают должным уровнем подготовленности к будущей семейной жизни, и это является причиной противоречий, которые могут возникнуть в молодой семье (чаще всего - неравномерное распределение семейных обязанностей на фоне социального равенства). Особенности семейных конфликтов, их причины, стратегии и тактику поведения в конфликтах студенты рассматривают в курсах «социальной психологии» и «конфликтологии». Важно также что студенты отличают динамические процессы в семье, специфику кризисов.
Социальное равенство — общественное устройство, при котором все члены общества обладают одинаковым статусом в определённой области.
Главными причинами возникновения, а зачастую и обострения конфликтов на начальном уровне развития семьи являются: неопытность молодых людей в семейной жизни; недостаточное число и качество предоставляемой молодым семьям социально-психологической помощи; недостаточный финансовый базис. Следует учитывать, что в сегодняшней ситуации доминирует префигуративная культура, т.е. опыт предыдущих поколений не значим для молодежи.
Основным пунктом стабильного брака, несомненно, является умение вести диалог и координировать собственные действия с действиями партнера. По результатам проведенных исследований в большинстве студенческих семей разногласия носят конструктивный характер, к тому же, конфликты случаются крайне редко. Специфичностью таких отношений является озабоченность обоих партнеров (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, причем характер и частота конфликтов не имеет значения.
Еще одним «подводным камнем» студенческого брака является разнообразная сущность конфликтов. Они могут быть связаны с самым широким рядом проблем, с которыми молодожены-студенты могут столкнуться в адаптационный период. Это является доказательством адаптационных процессов. Причиной разногласий в молодой семье может стать в буквальном смысле слова всё (в этом то и есть главное отличие молодой семьи от более зрелой, в которой сфера конфликтов ограничена).
В последнее время увеличилась доля межнациональных браков. В таких союзах к общим психологическим разногласиям добавляются различия в конфессионально-культурном плане плане.
Еще одним компонентом, немаловажным в студенческой среде, является проведение досуга. При создании семьи человек накладывает на себя ряд обязанностей, что ведет к сокращению свободного времени. И, естественно, форма и содержание досуга тоже меняется. Важным фактором для студенческой семьи является организованность и единомыслие, в противном случае, разобщенность и неорганизованность могут пагубно влиять на учебу (если человек будет психологически ощущать дискомфорт, то не сможет достичь должного уровня подготовки). Поэтому очень важно, чтобы человек имел в себе уважение, терпимость и способность понимать и прощать ошибки своего супруга.
По результатам многочисленных опросов, любовь является для большинства студентов главной ценностью, а сохранение взаимных чувств в браке считается главным условием успешного функционирования молодой семьи. Бесспорно, любовь как психологическая основа брака, доминирует над другими мотивами. Психологическая атмосфера семьи, несомненно, играет важную роль для молодой семьи. Никакие факторы не влияют на удовлетворенность браком так, как сила и характер чувств супругов. На основе положительных эмоций супругов определяется уровень «социального оптимизма» студенческой семьи.
Социальный оптимизм — духовное состояние людей, характеризуемое положительным восприятием действительности, уверенностью в возможностях улучшения жизни, осознанием себя общественно значимой силой.
Специфичность студенческого брака охватывает временность их статуса в обществе и специфичность их деятельности. В студенческом браке окончание вуза имеет определенный эффект, т.к. трансформация социального статуса произойдет у обоих партнеров. Согласно статистике, 70% знакомств было связано с их совместным обучением, что определило общность их взглядов. Отмечается достаточно много мотивов, которые стали основой принятия решения о создании семьи: любовь, схожесть интересов, финансовый аспект и пр.
Морально-этические нормы супругов и получение ими высшего образования имеют несколько общих характеристик. Во-первых, образование само по себе является общественной ценностью. Во-вторых, образование формирует нравственные качества и жизненные стремления личности. Семьи студентов значительно выделяются на фоне других семей своей степенью стабильности, хотя и не все из них бывают состоятельными в будущем. Большинство людей, создавших семью в студенческую пору, считают, что брак на этом этапе жизни позитивно влияет на становление личности (заметно более обстоятельное отношение к учебе, к будущей профессии). Семейный статус благотворно влияет и на ценностные характеристики студента, способствует развитию умственных и социальных потребностей.
Также семья представляет для студентов специфическую среду, где они могут постоянно удовлетворять ряд важных возрастных потребностей (в заботе, отдыхе, интеллектуальном общении и пр.). Благодаря этому студенты меньше ощущают половозрастной дискомфорт и это дает им возможность более разумно распределять свое время, уделяя большую часть учебе.
Итак, только при определенной подготовке молодых людей их семья сможет благополучно существовать. При отсутствии такой подготовки, семья может столкнуться с рядом трудностей, в частности социально-психологических. Чтобы этого избежать обществу нужна разработанная и налаженная система мер социальной и психологической поддержки студенческим семьям. Но главная задача лежит на самих студенческих семьях. Их желание и умение обустраивать свой быт, заинтересованность в решении проблем в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента.