ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Крупин Н.Ю. 1, Смышляева А.Д. 2
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
2Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челя-бинск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время люди все больше сталкиваются с разнообразными социально-опасными проявлениями. Различные специалисты, которые занимаются подобными проблемами уже многие годы ищут причины такого образа действий. Отклоняющееся, или девиантное, поведение вызывает профессиональный интерес у психологов, врачей, а также у социологов и юристов. Девиантное поведение - это отклоняющееся от социальной нормы поведение, которое деструктивно, негативно оценивается окружающими и усиливает дезадаптацию [1]. Так как военнослужащие являются неотъемлемой частью общества, а армия ‒ специфической структурой государства, то все возникающие социальные болезни общества находят свое зеркальное отражение в армейских коллективах. Причины такого типа поведения разнообразны. Среди них можно выделить 3 группы:

1. Нарушения в поведении человека, обусловленные ранним поражением центральной нервной системы, ее особых зон, отвечающих за целенаправленность, управляемость, качество психомоторных (двигательных) реакций и т.д. Применительно к воинскому коллективу эту группу могут составлять молодые люди с признаками быстрой двигательной и психологической истощаемости, общей физической ослабленностью в сочетании с внешне немотивированной агрессией и т.д.

2. Нарушения поведения человека, причиной которых стали условия социальной среды. Эту категорию военнослужащих представляют молодые люди с низким социально-культурным и образовательным статусом, не имеющие положительного социального опыта организации и выстраивания межличностных отношений со сверстниками, отличающиеся определенной социальной и психологической незрелостью. Этой части военнослужащих свойственны неспособность и неумение удовлетворять свои социальные потребности через социально приемлемые нормы и формы поведения.

3. Нарушения в поведении человека, обусловленные сочетанием социально-биологических неблагоприятных причинно-следственных факторов.

Основным критерием для отнесения военнослужащего с отклонениями поведения к тому или иному типу является направленность поведения и уровень дисциплинированности, поскольку система целей, потребностей, преобладающих мотивов выражается в конкретных действиях и поступках. Показателями направленности поведения и уровня дисциплинированности являются:

  • положительная направленность поведения ‒ общественно-значимые цели, высокие духовные потребности, высокий уровень дисциплинированности, отсутствие нарушений воинской дисциплины;

  • неустойчивая направленность ‒ случайные и эпизодические цели, мотивы поступков нейтральные и противоречивые, потребности несущественные, средний уровень дисциплинированности, нарушения воинской дисциплины эпизодические;

  • отрицательная направленность ‒ цели отсутствуют или сугубо эгоистические, мотивы поступков отрицательные, потребности низменные и примитивные, низкий уровень дисциплинированности, нарушения воинской дисциплины систематические.

Важным критерием личностных особенностей военнослужащих является наличие и проявление у них различных форм отклоняющегося поведения. Для нормального и уставного поведения воинов характерно его соответствие установленным нормам жизни и предъявляемым требованиям к армейской службе; для нормального, но часто неуставного поведения ‒ его соответствие установленным нормам жизни и несоответствие предъявляемым требованиям к армейской службе; для отклоняющегося и неуставного поведения - его несоответствие установленным нормам жизни и предъявляемым требованиям к армейской службе.

Качество профессиональной деятельности военнослужащих находится в прямой зависимости от уровня их психического здоровья, сохранение и укрепление которого является важным направлением в работе военно-медицинской службы. Психогигиена и психопрофилактика в армии составляют часть системы общих гигиенических и профилактических мероприятий, проводимых в государстве. Психогигиена и психопрофилактика в Вооруженных силах имеют ряд особенностей, обусловленных специфическими условиями военной службы, тенденцией к нарастанию пограничных и психосоматических расстройств, а также увеличением психических расстройств, в том числе ‒ различных форм отклоняющегося поведения.

Психогигиена это охрана психического здоровья человека путем создания оптимальных условий для полного развития психических свойств личности и ее функционирования, улучшения условий жизни и труда, установлении адекватных межличностных отношений, а также повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды.

Другая часть не менее важных профилактических мероприятий это психопрофилактика, которая занимается предупреждением развития психических расстройств за счет предотвращения действий на организм болезнетворных факторов, предупреждением хронизации заболеваний путем его раннего диагностирования и лечения, а также выполнением мероприятий , предотвращающих рецидивы болезней и инвалидизацию больных.

Психопрофилактика в армии подразделяется:

  • по виду ‒ на первичную, вторичную и третичную; по характеру мер ‒ на социально-экономическую и медицинскую;

  • по уровню ‒ на государственную, общественную и индивидуальную и по силам ‒ на проводимую командованием, медицинской службой, военными и медицинскими психологами, психофизиологами, офицерами по работе с личным составом, службами тыла, прокуратурой и общественными организациями [2].

Первичная психопрофилактика включает систему мероприятий, предусматривающих изучение вредных воздействий на организм человека. На данном уровне профилактики решающее значение в охране здоровья военнослужащих принадлежит совокупности социально-экономических условий, рациональной организации их служебной деятельности, быта, отдыха и т. п. Своевременное выявление лиц с признаками отклоняющегося поведения в значительной степени позволяет не только предупредить нарушения воинской дисциплины и правонарушения, но и развитие психопатологической симптоматики.

Вторичная психопрофилактика подразумевает совокупность мер, направленных на предупреждение неблагоприятных последствий уже развившейся психической болезни, выраженных поведенческих расстройств. То есть активное выявление военнослужащих с начальными проявлениями болезненных состояний и раннее начало лечения.

Третичная психопрофилактика, в свою очередь, направлена на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний, а также предупреждение хронизаций болезней и инвалидизации больных. В настоящее время основным направлением совершенствования психолого-психиатрической помощи военнослужащим является перенос центра тяжести с лечебно-диагностической на психогигиеническую и психопрофилактическую работу.

Для решения данной проблемы осуществляются следующие профилактические меры:

  • тесное взаимодействие различных специалистов, ответственных за сохранение психического здоровья военнослужащих (командиров и их заместителей по воспитательной работе, психиатров, психоневрологов, психологов, психофизиологов и др.);

  • организационное объединение специалистов, ответственные за психопрофилактику (психиатров, психоневрологов, психофизиологов, военных психологов);

• формирование центров психического здоровья на базе окружных (флотских) военных госпиталей, консолидирующие усилия всех заинтересованных структур (психиатрические стационары госпиталей, психиатрические кабинеты поликлиник, кабинеты медико-психологической коррекции) по вопросам охраны психического здоровья военнослужащих;

• расширение специализированных видов психиатрической помощи (психо-терапевтической, сексологической, наркологической, суицидологической) в амбулаторно-поликлиническом звене.

Таким образом, отклонения в поведении представляют собой нарушение социальных, нравственных, юридических норм, установленных обществом и государством. Важно на начальном этапе распознать признаки девиантного поведения и принять меры по их устранению. С другой стороны решить эту проблему можно посредством своевременного применения психопрофилактики в коллективе военнослужащих для предотвращения появления признаков девиантного поведения.

Литература

1. Психология: Словарь / По ред. А. В. Петровского – М ., 1990

2. Психология и педагогика. Военная психология. / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2007.

4

Просмотров работы: 598