ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Салмина В.В. 1, Савинцева С.А. 1
1Кемеровский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Государственные закупки являются важным институтом государственного финансового регулирования. Следует отметить комплексных характер влияния системы государственных закупок на экономику как инструмента стабилизации и роста экономики, концентрации материальных, трудовых ресурсов, научного и промышленного потенциалов для реализации стратегических целей социально-экономического развития страны. Государственные закупки осуществляются на основе госзаказа, который в свою очередь формируется на основе государственных нужд. Через механизм размещения и выполнения государственных заказов создается рынок государственных закупок. На этом рынке через систему государственных контрактов устанавливаются и реализуются финансово-экономические связи государства-заказчика с хозяйственными субъектами различных форм собственности. Объем бюджетных средств, участвующих в системе закупок составляет около 20 % ВВП.

Государственные закупки – это не только процесс заказа, но и инструмент выполнения государством своих функций: обеспечение военной, продовольственной и энергетической безопасности, развитие социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура), охрана и сохранение природных ресурсов.

Анализ нормативно-правовой базы государственных закупок в России позволяет сделать вывод, что в России к настоящему времени сформирована достаточно полная нормативно - законодательная база по организации процессов закупок продукции (услуг) для государственных нужд, включая конкурсные торги различных видов. Состав указанных нормативно - правовых актов включает большое количество (более 300) документов, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов РФ и органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ размещение госзаказа может осуществляться: путем проведением торгом в форме конкурса и аукциона, в том числе электронной форме, а также без проведения торгов путем запроса котировок, размещение заказа у единственного поставщика или на товарных биржах.

Рассмотрим, систему государственных закупок (на примере Кемеровской области).Департамент контрактной системы Кемеровской области является уполномоченным органом для 380 государственных заказчиков. За 1 полугодие 2016 года объявлено 5 092 закупки на сумму 5,9 млрд. руб., экономия бюджетных средств составила более 418,5 млн. руб. (или 7,6%). При этом 86% закупок осуществляются в форме электронных аукционов, что делает закупки наиболее прозрачными и конкурентными.

Электронный аукцион в настоящее время является самым востребованным способом размещения государственных закупок. Электронный аукцион лидирует как по количеству опубликованных процедур, так и по объему заказа. Электронный аукцион - самый открытый, наиболее удобный и эффективный способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Электронные аукционы проводятся через Интернет, что позволяет проводить торги оперативно, привлекается достаточно большое количество фирм-конкурентов, увеличивается прозрачность проведения торгов, что положительно влияет на конкурентную среду и использование бюджетных средств. Запрос котировок занимает второе место по степени востребованности. Запрос котировок позволяет разместить заказ в сжатые сроки, чем привлекает многих заказчиков, и является наиболее простым, так как содержит минимум требований и позволяет сэкономить бюджетные средства. Открытый конкурс является наиболее тщательной и сложной процедурой проведения торгов, поэтому, вероятно, и менее используемой среди заказчиков.

За 1 полугодие 2016г. можно констатировать, что доля электронных аукционов увеличилась на 6% (по сравнению с 1 полугодием 2015г.), в то время как за этот же период наблюдается снижение доли таких конкурентных способов определения поставщиков, как запросы котировок - на 3,5%, и конкурсы - на 1%. Таким образом, использование электронных закупок с каждым годом растет, постепенно вытесняя другие закупки. Экономия бюджетных средств по некоторым торгам составляет до 55 %, это связано повышенным интересом к сфере закупок и участием в закупках большого количества участников. Кроме того с учетом экономии на всех стадиях, начиная от планирования, тщательной оценки обоснованности начальных цен, проведения электронных аукционов, заказчики покупают товары, работы и услуги на 10–15% ниже средней рыночной стоимости. Это серьезная экономия и серьезный ресурс для повышения эффективности бюджетных расходов.

Анализ по закупкам за 1 полугодие 2016 года

Способ размещения

Всего завершено торгов

В том числе

Кол-во состоявшихся закупок (2 и более участника)

Кол-во закупок с одним участником-победителем

Кол-во закупок, на которые заявки не подавались либо все заявки участников были отклонены

Всего

4 524

2 528

1 696

418

Аукцион в электронной форме

3 919

2 218

1 349

350

Запрос котировок

528

180

297

47

Открытый конкурс

72

129

50

20

Запрос предложений

3

1

0

1

Предварительный отбор

2

0

0

0

за 1 полугодие 2015 года

4 851

2 394

1827

631

Движение значительных финансовых потоков в различные сектора экономики проходит именно посредством государственного заказа. Поэтому функционирования общественного сектора во многом зависит от эффективной организации государственного заказа. В широком смысле, эффективность означает отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам). Безусловно, достаточно сложно объективно оценить эффективность размещения государственного (муниципального) заказа на основе одного- двух- показателей. Например, экономия бюджетных средств – это хорошо или плохо? Если стремиться только к этому, то можно прийти к совершенно парадоксальной мысли: ничего не закупая либо закупая морально устаревшее, а то и бывшее в употреблении оборудование, можно максимально сэкономить. Но вряд ли это будет правильным. Есть основания полагать, что экономическая эффективность государственных закупок это – интегральный показатель эффективности на разных уровнях данной системы, как синергетический результат взаимодействия всех институтов и механизмов. В основе такой эффективности лежит оптимальное распределение имеющихся ресурсов для максимального удовлетворения потребностей общества.

Эффективность государственного управления в широком смысле должна включать и оценку результативности государственных закупок. Система показателей для расчета экономического эффекта размещения государственных (муниципальных) заказов включает следующие показатели: - снижение государственных расходов по сравнению с запланированным объемом финансирования, в результате экономии бюджетных средств при оплате закупок по более низким ценам; - получение более качественных товаров, работ и услуг без переплаты; -приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного частного (корпоративного) покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т. д.); - снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности. Это показатель проявляется как итог функционирования всей системы размещения государственного (муниципального) заказа.

Для организации государственного заказа требуются следующие затраты:

• трудовые затраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов (распределение полномочий в коллективе, обучение и консультации сотрудников, наем новых работников, создание и функционирование системы менеджмента);

  • материальные (финансовые) затраты на выполнение процедур закупок (консультационные услуги, расходные материалы, почтовые и курьерские услуги, оснащение рабочих мест, аренда дополнительных помещений и пр.);

  • затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов (официальные сайты и издания, переподготовка служащих и пр.).

  • Для расчета эффективности требуется большой объем информации о:

  • плановых показателях соответствующего бюджета и реально доведенных до исполнителей лимитов бюджетных обязательств;

  • среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции (с учетом места и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; объема партии; условий оплаты; условий гарантийного обслуживания и т. д.) в такой же временной период;

  • ценах и иных существенных условиях (сроках и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов;

  • потребительских свойствах, качественных и технических характеристиках закупленных товаров, работ и услуг;

  • стоимости владения (эксплуатации, использования) закупленным оборудованием, стоимости использования результатов выполненных работ и поставленных услуг;

  • реальной трудоемкости выполнения процедур размещения заказов, количестве и квалификации привлеченных к выполнению процедур размещения заказов специалистов, а отсюда – о затратах на заработную плату (вознаграждение);

  • затратах на обеспечение процесса размещения заказов и функционирование инфраструктуры системы размещения заказов.

Понятно, что полноты такой информации достичь бывает очень сложно. Существующие законы, определяя эффективность в области государственных закупок, не предлагают ни критериев расчета и оценки такой эффективности, ни системы информационного обеспечения, необходимого для проведения соответствующего анализа, ни эффективной системы контроля за правильностью и полнотой реализации существующего законодательства. Создается угроза, что на местах каждый хозяйствующий субъект будет по-своему определять, что для него важнее. Подбирать соответствующие обоснования со ссылками на пока еще несовершенное и изменяющееся законодательство.

Эффективность государственных и муниципальных закупок – это комплексное понятие. Она включает в себя сложный механизм взаимодействия всех структур данного ведомства и вышестоящего управления и требующее глубокого системного подхода. Один и тот же параметр в разных ситуациях может иметь диаметрально противоположную трактовку. И не будет служить убедительным доказательством правильности действий заказчика. Только системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок позволит дать всестороннюю и полную информацию. Взаимосвязанными элементами такой системы оценки являются:

• планирование (анализ потребностей, состояния и динамики рынка) и контроль (анализ источников информации);

• нормативно-правовая система, соответствующая, с одной стороны, накопленному мировому и отечественному опыту партнерства государства и бизнеса, с другой – перспективам, целям и задачам развития общества;

• информационно-коммуникативная система, базирующуюся на современных программно-аппаратных средствах формирования, сбора, хранения, обработки и передачи информации, ориентированную как на самые широкие масштабы (в целях привлечения потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей), так и на нужды каждого конкретного потребителя (пользователя);

• рыночный мониторинг, необходимый для постоянного и всестороннего наблюдения за ценовыми, технологическими, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных (муниципальных) закупок.

Таким образом, комплексная система оценки экономической эффективности позволит дать общее представление о результатах деятельности государственной (муниципальной) закупочной системы и выработать конкретные предложения по ее совершенствованию.

Литература

  1. Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

  2. Хохлев В. Эффективность госзакупок только ли в экономии средств? // Электронный ресурс Строительство и городское хозяйство http://stroypuls.ru дата обращения 21.02.2017

Просмотров работы: 355