Замысел этой работы возник после прочтения исторического труда, который носит название «Алексиада»1, автором которой является сестра византийского императора Алексея Комнина, Анна Комнин, я увидел яркий пример взаимоотношения между крупным и цивилизованным государством и народом степняков. На основе анализа этих отношений можно сделать много интересных выводов о столкновении оседлых и кочевых народов.
Анна Комнин, автор данной работы, дочь византийского императора Алексея I Комнина, который управлял державой в ходе этого конфликта конца XI в. Я считаю, что «Алексиада» не может являться полностью объективным источником информации, поскольку при его написание немалую роль играли чувства любви дочери к своему отцу. Она выражалась во множественной похвале действиям Алексея и отрицанием вины самого императора в неудачах Византии. Также источник нельзя считать в полной степени достоверным из-за того, что сама Анна не была непосредственной свидетельницей всех рассматриваемых в данной работе войны, нередко описывая его со слов очевидцев. Только все же стоит признать, что «Алексиада» – это единственный источник, что дает самое полное описание войны 1086–1091гг., хотя и не во всех подробностях и вопросах достоверное.
Другим важным источником для данной работы послужил труд Константина Багрянородного «Об управлении империей»2, в объективности которого, по мнению автора данного эссе, сомневаться не приходится по одной простой причине: данная работа была написана как поучение будущему правителю Византии Роману II (959–963 гг.). Именно поэтому в данном труде Константин Багрянородный постарался дать своему сыну как можно более точную и достоверную информацию, что делает его основным источником информации об отношении византийских императоров и печенегов в конце X – начале XI вв.
Другими же источниками для данной работы могут считаться записки и письма Феофилакта Болгарского и «Советы и рассказы» Кекавмена.
Из научных работ использовалась монография В.Г. Василевского «Византия и печенеги»3.
Официально принято считать, что причиной данного конфликта является приглашение печенегов лидером павликиан Травла, который по личным причинам, а именно из-за лишения имущества и пленения его четырёх сестер за подозрение в участии в заговоре, а также начавшегося притеснения манихеев, был враждебен императору Алексею.
Печенеги, уходя от натиска и экспансии киевских князей и половцев, перешли Дунай и присоединились к борьбе с Византийской империей, которая была ослаблена противостоянием с турками и сицилийскими норманнами. Помимо этого империя была лишена практически всех своих владений в Малой Азии и в Болгарии, хотя часть проблем государства, например такие важные, как противостояние сицилийскимим норманнам и пустая казна, благодаря стараниям Алексея I Комнина, была к тому моменту решены (Алексиада, кн. VI, гл. 1, 3). Но, на самом деле, корни данного противостояния лежат гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Однако ещё в X в. печенежские племена считались союзниками Константинополя. Достаточно вспомнить страницу нашей, русской истории, когда византийский император Иоанн Цимисхий нанимал печенегов, чтобы отвлечь киевского князя Святослава от покорения Болгарии, а также использовал их, чтобы потом убить своего врага. И это лишь малая часть сотрудничества двух народов, ибо ромеям нужна была сила, что защищала бы их границы (Константин Багрянородный. «Об управлении империей», гл. 1, 4), а печенегам нужно было византийское золото.
Противоречия же между двумя народами начались после того, как Первое Болгарское царство было уничтожено в 1018 г. византийским императором Василием II, что привело к появлению общей границы между двумя народами. Видимо это и побудило кочевников-печенегов, которых к тому моменту уже достаточно ощутимо теснили половцы, начать сражаться уже против Византийской империи, которая стала для них тем же, чем для германских племен был Древний Рим, то есть сокровищницей и местом постоянного дохода, а также возможной территорией для переселения.
Наиболее подробное описание этой войны можно найти в труде «Алексиада» Анны Комнин, дочери императора Алексея Комнина. Согласно этому источнику, война началась с того, что в 1086 г. огромная орда печенегов, спустились к Дунаю, где заключила договоры с тремя вождями, Татушем, Сеславом и Сацой, что владели Дристой и Вичиной, а потом переправились через реку, то есть на территорию Болгарии. Там на некоторое время и осели. Но только на некоторое время, ибо манихей Травл, что контролировал в то времени Филипполь, пригласил скифов (такое название даёт печенегам Анна Комнин (Алексиада, кн. VI, гл. 14) на территорию Византийской империи, перед этим заняв все дороги и теснины, которые было возможно. Печенеги согласились и стали разорять земли византийцев, вынудив императора Алексея I Комнина начать активные боевые действия против них.
Однако первый бой с ними окончился полным поражением ромеев и гибелью великого доместика Григория Бакуриани, что привело к возможности дальнейшего продвижения степняков, чем те и воспользовались. Лишь новое византийское войско, которое возглавлял полководец Татикий, нананесло поражение печенегам (которые возвращались с добычей и пленниками), приостановив их продвижение. Весной 1087 г. новая армия «скифов» (Алексиада, кн. VII, гл. 1), возглавляемых неким Челгу, смогла дойти до Хариополя, где потерпела поражения от ромеев под команованием Николая Маврокатакалона. Сам Челгу погиб в этой битве, что, впрочем, не слишком остановило печенегов, которые, вернувшись на берега Дуная, продолжили свои набеги. В конце концов, Алексей I Комнин, после неудачного похода осенью 1088 г. на Дристру, который закончился разгромом византийцев, не смог придумать ничего лучше, как заключить с печенегами мир.
Правда, стоит отметить, что мир был кратковременный, и вскоре император, из-за своих личных убеждений, возобновил войну, которая весь 1090 г. шла с переменным успехом и, в итоге, закончилась тем, что ни одна из сторон не добилась существенного преимущества. Лишь в следующем, 1091 г., после того, как Алексей I Комнин разгромил 15 февраля у Хировакха армию печенегов, конфликт вошел в свою самую активную фазу. Поражение у Хировакхи спровоцировало новое нашествие скифов, в ходе которого они сумели захватить обширные территории и даже часть городов, что были невдалеке от Константинополя.
Результатом этого стало то, что Алексей I Комнин, поняв, что своими силами ему не одолеть врагов, стал искать помощь у возможных врагов печенегов. Император заключил союз с двумя вождями уже другого степного народа, а именно половцев, Тугорканом и Боняком, с помощью которых смог разгромить 29 апреля 1091 г. армию печенегов в битве при Левунионе. При этом потери печенегов были столь велики, что, как написала Анна Комнин в своем историческом труде «целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с женами и детьми, целиком погиб в один день» (Алексиада, кн. VIII, гл. 5).
На этом и закончилась эта война, хотя, вопреки надеждам победителей в ней полностью сокрушить печенегов не удалось: их количество значительно сократилось, но полностью угроза их нападения не исчезла. Более того, в 1121 г. печенеги восстановили и даже преумножили свои силы и двинулись в новый поход на Византийскую империю, который был остановлен Иоанном II Комнином. И даже после этой войны печенеги, как народ, не исчезли, ибо оставались ещё достаточно многочисленными, хотя угрозы более не представляли. Ромеи их расселили после этого конфликта на территории своей державы, тем самым лишив их даже некого подобия самостоятельности.
Какой можно сделать вывод на основании всего выше изложенного? Отношения византийцев и печенегов ярко показывают как цивилизованное государство использовало кочевников в своих целях, когда им это было выгодно, а когда те становились ненужными им или начинали представлять угрозу, старались любым способом избавиться от них, нередко прибегая к помощи уже других степных народов.
Список использованных источников и литературы
Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. СПб.: Алетейя, 1996. – 703 с.
Васильевский В. Г. Византия и печенеги // Труды. СПб., 1908.
Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под редакцией Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева. М.: Наука, 1991. – 496 с.
Кекавмен. Советы и рассказы / Подготовка текста, введение, перевод с греческого и комментарий Г. Г. Литаврина. Спб.: Алетейя, 2003. – 711 с.
1 Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 1996.
2 Константин Багрянородный. Об управлении империей / Под редакцией Г. Г. Литаврина и А. П. Новосельцева М., Наука, 1991.
3 Васильевский В. Г. Византия и печенеги // Труды. СПб., 1908.