Эффективность игровых методов обучения в формировании профессиональных способностей отмечают видные отечественные ученые: Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Неверкович С.Д., Пидкасистый П.И., А Прутченков.С., Г.К.Селевко и другие. По мнению Ф. Шиллера игра это - «свободное самодеятельное раскрытие всех сил человека, его сущности, где человек творит реальность высшего порядка (этико-эстетическая реальность), а, значит, творит самого себя как нравственно и эстетически гармоничную личность» [2, С.16].
Применение игровых методов на занятиях как средство стимулирования устойчивого поведения в коммуникативной, организаторской, познавательно-учебной деятельности, формирования профессионально значимых действий и ролей, позволяет создать условия для психологической готовности студентов к восприятию учебного материала, речевому общению и атмосферы сотворчества и сотрудничества, обеспечивает естественную необходимость узнавания нового, закрепления и многократного повторения материала, формирует образное мышление, память, прочные знания, профессиональные умения и навыки и т.д.
К примеру, в процессе игры «Угадай модельера» уточняются и закрепляются знания о творчестве крупнейших модельеров, об их творческих концепциях, об основных тенденциях развития современной моды.
В целях проблемно-ориентированного изучения будущей профессиональной деятельности можно предложить студентам игру «Я педагог дизайнер», в процессе которой студент должен придумать и проектировать изделие на заданную тему из предложенных материалов (создать эскиз оригинального наряда, продумать варианты воплощения идеи в жизнь, разработать выкройки или макетировать на манекене, подобрать ткани и элементы декора), затем методически грамотно преподнести учащимся (сокурсникам) весь репрезентативный процесс создания изделия.
На наш взгляд, потенциал дидактических игр в формировании профессиональных способностей студентов может использоваться в полной мере на втором и третьем курсах, когда пройден вводно-коррективный курс и создана достаточно прочная база для реализации самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую среду.
Литература
Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 192с.
Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. – 288 с.
Шаронова С.А. Деловые игры. Учебное пособие. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. – 166с.