ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Вылчан В.Э. 1, Макарцова Т.Н. 1
1Академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Регионы Российской Федерации находятся в разных социально-экономических условиях, это обусловлено наличием разных территориальных, климатических, природных, а, следовательно, экономических и финансовых ресурсов. Наличие таких различий заставляет формировать сбалансированную региональную инвестиционную политику. Региональные органы власти должны формировать благоприятные условия для вливания объема инвестиций в свои регионы для поддержания отечественной промышленности.

Реализация инвестиционных проектов играет важную миссию в современной экономике Российской Федерации. Одна из основных проблем современного российского бизнеса заключается в недостаточном привлечении иностранного капитала.

Значение инвестиционных вложений в проекты выражается во взаимодействии ресурсных затрат на проект и полученных результатов. В случае не достижения планируемого результата, затрата инвестиций считается бесполезной [8].

Для того чтобы разобраться, что такое инвестиционная политика, для начала дадим определение инвестиции. Инвестиции – это любые вложения, имеющие своей целью получение дохода в любой форме [7]. А инвестиционная политика – это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса [7].

Для достижения благоприятных условий для развития инвестиционного процесса государству приходится решать много задач, связанных напрямую или косвенно с инвестиционной деятельностью. Обозначим базовые задачи:

  1. регулирование определенных отраслей экономики,

  2. поддержка отечественной продукции на конкурентоспособном уровне;

  3. своевременное принятие новых законов или поправок к существующим, затрагивающие интересы государства, общества и инвесторов;

  4. совершенствование и реализация социальных и экологических программ;

  5. обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны;

  6. наблюдение и управление уровня безработицы в стране;

  7. наблюдение и управление экспортом и импортом и др. [7].

Множество федеральных законов закрепляют государственное регулирование инвестиционной деятельности в России. В законы постоянно вносятся изменения и дополнения. Это говорит о беспрерывной работе государства в данном вопросе – что хорошо, и о несовершенстве законодательства, что способно вызывать некоторую неопределенность среди участников инвестиционной деятельности, что иногда не совсем хорошо сказывается на объемах привлеченных инвестиций из-за повышенных рисков инвесторов.

Для максимальной эффективности инвестиционных вложений государство может использовать прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также административные и экономические механизмы для регулирования (например, установление квот на экспорт и импорт определенных или всех товаров, и др.). Прямые методы это инвестирование в отдельные регионы, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка (к примеру, инвестиции в легкую промышленность) [7].

Ростовская область имеет выгодное экономико-географическое положение (один из наиболее крупных транспортных узлов России), богата природными ресурсами, в ней развитая агропромышленность, машиностроение, деревообработка и мебельное производство, промышленность строительных материалов, а также высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. Ростовская область расположена недалеко от г. Сочи, где проводилась Зимняя Олимпиада в 2014 г. А в 2018 году состоится Чемпионат Мира по футболу. Инвестиции в Ростовскую область поступают от государства, от российских частных инвесторов, и от зарубежных инвесторов.

Государство разработало множество инструментов, призванных регулировать инвестиционную политику в России, чтобы стимулировать привлечение капиталов (это различные государственные инвестиционные программы, субсидии, субвенции, дотации, финансовая и кредитная поддержка, налоговая политика). Государство предоставляет субъектам инвестиционной деятельности льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, принимает антимонопольные меры при необходимости, развивает финансовый лизинг, проводит переоценку основных фондов в соответствии с темпами инфляции, а также создает и развивает сети информационно-аналитических центров, осуществляющие регулярное проведение рейтингов и публикует рейтинговые оценки субъектов инвестиционной деятельности [1].

Например, в начале 2015 г. губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев внес законопроект в котором говорится о возможности крупным инвесторам получать землю, находившуюся в государственной собственности, без аукционов и торгов. Эта возможность облегчит приход инвестиций в Ростовскую область и улучшит ее инфраструктуру. Такие корректировки внесли по инициативе инвестора проекта по строительству аэропорта "Южный" в Аксайском районе Ростовской области. Проект имеет высокую заинтересованность властей. Стоимость данного проекта равна 37212,70 млн. рублей [10].

В начале 2017 г. двум организациям - ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» и ООО «АЗОВСКАЯ ВЭС», предоставили земельные участки в аренду без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов [9].

В начале 2016 г. открыли областной индустриальный парк для начинающих предпринимателей – Промышленный коворкинг «Гараж» [12].

Для подготовки к 2018 г. внесены изменения в постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 № 218 в отношении строительства реставрации гостиничных комплексов [13].

В начале 2017 г. представители Ростовской области приняли активное участие в форуме «Сочи-2017» на котором заключили соглашение со многими крупными компаниями - «Дон-Металл», «Глория джинс», «Рапира», «Батон» и др. [11].

За период введения перечня «100 губернаторских инвестиционных проектов» с 2011 включены 106 проектов, обладающих высокой экономической и социальной значимостью. Сегодня 44 проекта введены в эксплуатацию, а 53 объекта находятся на стадии разработки. Эти проекты дадут свыше 30 тысяч рабочих мест. Запланированное завершение всех объектов 2027 г. [13].

Согласно рейтингового агенства «Эксперт РА» Ростовская область находится в группе регионов со средним потенциалом и умеренным риском. В рамках рейтинга инвестиционного потенциала и инвестиционного риска Ростовская область уступает большинству инвестиционных лидеров. Среди субъектов Российской Федерации, наиболее весомыми конкурентами в контексте региональных лидерских позиций являются: Республика Татарстан, Московская область, Краснодарский край и Свердловская область. А потенциальными конкурентами являются: Воронежская область, Республика Башкортостан и Самарская область [14].

По итогам участия Ростовской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации область заняла 24 место среди 85 субъектов Российской Федерации [13].

18 мая 2016 г. была проведена работа по выявлению проблемных вопросов, с которыми сталкиваются инвесторы при реализации инвестиционных проектов на территории муниципальных образований. В настоящее время наиболее актуальными проблемами для инвесторов являются инфраструктурные ограничения (инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуры) и высокая стоимость снятия этих ограничений. Для решения этих проблем нужно заняться развитием инженерной и транспортно-логистической инфраструктуры; снятием административных барьеров при доступе к инфраструктуре; созданием эффективной тарифной политики.

Также сложности связаны с недостатком собственных средств инвесторов и сложностями в получении заемных средств: высокие процентные ставки кредитов коммерческих банков и необходимость предоставления залога или гарантии для получения кредита коммерческого банка (нехватка залоговой базы). Для эффективного развития регионального финансового рынка, стимулирующего интенсивный рост региональной экономики, необходимо реализовать следующие направления:

  1. финансирование общественно значимых проектов посредством выхода Правительства Ростовской области на долговой рынок;

  2. развитие системы финансирования субъектов малого и среднего бизнеса;

  3. стимулирование эмиссионной активности крупного бизнеса Ростовской области;

  4. вовлечение сбережений населения в инвестиционный процесс в Ростовской области.

Ростовская область постоянно ищет новые возможные варианты для привлечения инвестиций, но для этого необходимо развивать систему привлечения и сопровождения инвестиционных проектов. Этому будет способствовать реализация следующих направлений:

  1. формирование инвестиционного бренда Ростовской области;

  2. продвижение регионального бренда Ростовской области;

  3. сопровождение инвестиционных проектов;

  4. развитие инвестиционного сотрудничества с развивающимися странами [15].

Также необходимо сказать, что усовершенствованного метода по оценке инвестиционной политики регионов не создано. Такая проблема связана с трудностями оценки инвестиционного риска и потенциала для большого круга инвесторов. На наш взгляд, индивидуальная оценка по каждой отдельной отрасли экономики для региона будет более правдива в своих оценках.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"//"Собрание законодательства РФ", 01.03.1999, N 9, ст. 1096, ред. от 28.12.2013.

  2. Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"/ "Собрание законодательства РФ", 05.05.2008, N 18, ст. 1940 "Собрание законодательства РФ", 05.05.2008, N 18, ст. 1940, ред. от 04.11.2014).

  3. Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

  4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

  5. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об инвестиционных фондах".

  6. Федеральный закон от 28.11.2011 N 335-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об инвестиционном товариществе".

  7. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: учебник — М.: ИНФРА-М, 2013. — 416 с.

  8. К.В.Балдин, Инвестиции и инновации: учебное пособие. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 2016 г. 658 с.

  9. Газета «РБК», Статья «Азовская ВЭС» получила в аренду 133 га для создания ветропарка». Режим доступа: http://www.rbc.ru/rostov/freenews/5899f1cf9a7947595ea0b8e9.

  10. Газета «Городской репортер», Статья «Крупные инвесторы смогут получить землю в Ростовской области без торгов», 18.02.2015.

  11. Газета «Наше время» №84 от 01 Марта 2017 г. Статья «Россия справляется с кризисом».

  12. СМИ Деловое сообщество. Режим доступа: http://newsdelo.com

  13. Официальный портал Правительства Ростовской области, Режим доступа: http://www.donland.ru/

  14. Официальный сайт «Эксперт РА». Режим доступа: http://raexpert.ru/

  15. Официальный сайт Министерства экономического развития Ростовской области. Инвестиционный портал Ростовской области. Режим доступа: http://invest-don.com/ru/

Просмотров работы: 681