ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Пуляров А.Д. 1
1Институт физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, Екатеринбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Компоненты личности

Учёный А.Г.Ковалев (1981) в структуре личности выделил ее направленность, способности, характер и систему управления.

Рассмотрим первый компонент - направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. В спорте направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений. В ряде исследований была установлена связь между мотивацией достижений и таким свойством личности спортсмена, как тревожность - относительно устойчивая предрасположенность личности отвечать на угрожающие ситуации эмоциональными состояниями тревоги или страха. Большинство выдающихся спортсменов довольно тревожны. Различают социальную тревожность (свойство личности) и психодинамическую тревожность (свойство темперамента). Первая в основном определяется жизненным опытом, а вторая – врожденными особенностями человека.

Второй компонент структуры личности - черты характера. Характерен для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность[4].

Третий компонент структуры личности, как бы надстраивающийся над остальными, - система самоуправления, собственно «Я» спортсмена. Этот компонент относится к самосознанию личности и осуществляет саморегуляцию и самоконтроль поведения и деятельности.

Занятия спортом служат причиной весьма заметных изменений личности человека. В свою очередь, от формирования и развития целого ряда свойств лич­ности зависит успешность спортивной деятельности. Разумеется, это не означает, что эти свойства личности могут быть сформированы только в спорте, однако спортивная деятельность представляет широкое поле для воспитания самых раз­нообразных сторон личности[1].

Личность - конкретный человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, обладатель системного качества, определяемого включенностью в эти отношения и формируемого в деятельности и общении. Анализ деятельности личности неразрывно связан с анализом мотивов ее деяте­ль­но­сти. Мотивы отражают потребности человека, обладают потребностной си­лой. Поэтому, занимаясь в одной и той же группе, по одной и той же программе, спортсмены могут в итоге обладать весьма различными мотивами.

Спорт формирует человека как личность не меньше, чем учебная и трудовая деятельность. По данным Оглви, у американских олимпийцев по сравнению с контрольной группой студентов отмечено большее стремление к самостоятельности, предпочтение собственного мнения, большая потребность быть в центре внимания, получать удовлетворение от признания. Они более агрессивны и настойчивы. Было выявлено, что спортсмены более экстравертированы и эмоционально устойчивы, чем неспортсмены. С ростом спортивного мастерства увеличивается уверенность в себе, независимость взглядов и поведения, недоверчивость, сдержанность, конкурентность, волевой контроль, защита своего "я", высокое самоуважение[2].

Чем обусловлены особенности спортсменов – естественным отбором или влиянием специфики спорта, – однозначно судить нельзя. Хотя в этих же исследованиях было выявлено, что отмеченные свойства личности у спортсменов более высокого класса выражены больше, чем у спортсменов низкого уровня. По данным психолога К. Икегами, с увеличением спортивного стажа от 1–2 лет до 9-10 лет спортсменки становятся активнее, беззаботнее, агрессивнее, они менее тревожны, реже испытывают чувство неполноценности и впадают в депрессию и фрустрацию. Можно предполагать, что эти различия обусловлены занятиями спортом. Однако и здесь нужно принимать во внимание, что чем больше стаж спортивных занятий и уровень мастерства, тем спортсмены становятся старше, следовательно, развиваются как личности независимо от занятий спортом.

В чем, однако, можно не сомневаться, так это в том, что спорт с его борьбой, с жаждой победы может сформировать при плохо поставленной воспитательной работе эгоцентрическую личность. Например, у американских пловцов, победителей Олимпиады 1964 г., выявлены нежелание входить в спортивные команды, избегание участия в решении трудностей других. Сходные черты личности выявлены и у фехтовальщиц – чемпионок США. У них отмечалась низкая потребность вступать в контакты с группами и организациями, они стремились быть обособленными и независимыми, предпочитали делать все по-своему, стремились избегать ситуаций, где бы от них ожидали поддержки.

Кроме того, концентрация усилий спортсмена в одном направлении в ряде случаев может приводить к одностороннему развитию личности. Например, большие тренировочные нагрузки влекут недостаток свободного времени и в свою очередь тормозят духовное развитие спортсмена. "Хочется отвлечься от спорта, посидеть в уголочке и послушать интересные разговоры артистов, писателей, ученых", – говорила известная фигуристка Ирина Роднина [1].

Наличие общих для спортсменов черт личности (по сравнению с неспортсменами) не означает, что все спортсмены похожи друг на друга. Имеется много данных, показывающих различия в личностных особенностях представителей различных видов спорта. Например, А. Д. Ганюшкин и Е. И. Бутузова выявили различие даже между спортивными и художественными гимнастками (последние более импульсивны, социабельны, независимы и самостоятельны, неуживчивы и критично настроены, чем спортивные гимнастки)[3].

Общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества[1].

Спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Таким образом, спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.

Литература

  1. Ильин Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011.- 352 с.

  2. О влиянии спортивной деятельности на некоторые черты личности / Турецкий Б. В. // Тезисы докладов VIII Всесоюзной конференции "Психология физического воспитания и спорта". М., 1976

  3. О деятельности тренера по руководству спортивной командой / И. Н. Решетень // Теория и практика физической культуры, 1975. № 11. С. 20–23

  4. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И . Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 224 с.

Просмотров работы: 659