ПАТРОНАЖ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАТРОНАЖ КАК МЕТОД РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Фурсова И.В. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы,
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Роль семьи в обществе, неоднозначна и несравнима ни с какими другими социальными институтами, поскольку по силе своего влияния на формирование, развитие и поддержание социального самочувствия личности она является наиболее значимой. Исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной формирования у детей девиантного поведения (А.Я. Варга, И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер и др.), что является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей.

В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие»: каждый автор вкладывает в это определение свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально-опасном положении», «асоциальная семья». В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи – это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке.

М.М. Буянов считает, что: «Дефекты воспитания - ϶ᴛᴏ первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку».

Л.Я. Олиференко дает следующее определение неблагополучной семьи: «Неблагополучная семья - ϶ᴛᴏ такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод - т. е. неблагополучие».

Под неблагополучием следует понимать семью, в которой нарушена ее структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции (хозяйственно-экономическая, воспитательно-образовательная, рекреративная, репродуктивная), имеются скрытые или явные дефекты воспитания, где происходит нарушение прав ребенка и жестокое обращение с ним.

Из множества разнообразных причин, влияющих на семейное неблагополучие, можно выделить следующие причины:

  1. На семью влияет социально-экономический кризис, который приводит к снижению воспитательного потенциала.

  2. Внутрисемейные отношения являются причиной ошибок в процессе воспитания.

  3. На воспитание детей влияет наследственность, больные родители, наличие в семье инвалидов.

Существуют различные классификации неблагополучных семей. Б.Н. Алмазов в качестве основного критерия при выделении неблагополучных семей рассматривает условия, способствующие появлению проблемных детей. К этим типам неблагополучных семей Б.Н. Алмазов относит семьи с недостатком семейных ресурсов (разрушенные или неполные, конфликтные, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные).

Л.С. Алексеева в качестве основания для классификации неблагополучных семей выделяет характер внутрисемейных коммуникаций и внутрисемейное поведение. В связи с этим она выделяет пять типов неблагополучных семей: конфликтная; аморальная; педагогически некомпетентная; уклоняющаяся, т. е. не обеспечивающая надлежащий контроль и уход за ребенком; семья, ведущая асоциальный образ жизни.

В основе классификации В.М. Целуйко лежат доминирующие факторы неблагополучия семьи. С его точки зрения все неблагополучные семьи делятся на две большие группы:

  • семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: проблемные, конфликтные, многодетные, малообеспеченные, асоциальные, аморально-криминальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов;

  • семьи со скрытой формой неблагополучия: недоверчивая (легкомысленная, хитрая) семья; семья, ориентированная на успех ребенка; семья известных людей; семья состоятельных родителей и др.

Семейное неблагополучие не только отрицательно влияет на формирование личности ребенка, в таких семьях происходит нарушение прав ребенка и его интересов, а также жестокое обращение с ним. В более глубоких формах неблагополучия семьи возникает угроза жизни и здоровью ребенка. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон их жизни. При этом какой-то один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все проблемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Такие семьи не в состояние решать самостоятельно свои проблем и им требуется квалифицированная помощь специалистов.

Вмешательство в дела семьи, прежде всего, обусловлено необходимостью обеспечения безопасности ребенка. Происходит такое вмешательство, если в семье нарушается естественные права личности, в основе которых лежат универсальные представления о том, что всем детям должно быть гарантировано удовлетворение основных потребностей.

Существуют различные формы работы с неблагополучной семьей, но наиболее эффективной, позволяющей установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь, является социальный патронаж. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.

Основная цель социального патронажа, проводимого в неблагополучных семьях, - это не только выявление природы проблем семьи, решение которых необходимо заняться в ближайшее время, но и их своевременное профессиональное решение. Где неверная оценка природы проблемы может исказить понимание ситуации, а от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа. Цель патронажа - это еще и формирование у семьи навыка самостоятельного преодоления кризисных ситуаций в дальнейшем.

Проводя патронаж неблагополучной семьей необходимо исходить из ценностей семейно-ориентированного подхода, который учитывает ее структуру, окружение, а также право семьи на ее самоопределение, а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

Чтобы грамотно реализовывать социальный патронаж, необходимо последовательное выполнение его этапов и привлечение всех членов семьи в совместную деятельность по преодолению проблемных ситуаций.

  1. Определение проблемы семьи: основная причина вхождения в семью.

  2. Установление контакта и доверительного отношения с семьей.

  3. Установление природы проблемы: окончательное определение того, что стало причинами возникновения проблемы семьи, и оценка возможностей и ресурсов семьи.

  4. Определение целей и задач реабилитации: четкое определение и описание результатов вмешательства, которые основываться на оценке ситуации.

  5. Определение действий, которые необходимо совершить для достижения целей и решения задач: разработка конкретных действий по достижению каждой конкретной задачи, распределение ответственности между специалистом и членами семьи.

  6. Установление конкретных сроков мониторинга и выполнение намеченных действий.

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными или слабо мотивированными к работе, как со специалистом осуществляющем патронаж, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении семья никогда не станет союзником, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен.

Для качественной организации социального патронажа необходимо настроить неблагополучную семью на сотрудничество, используются различные приемы для того, чтобы изменить ее мотивацию. Чаще всего это психосоциальные методы: подбадривание; мягкая поддержка; откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и социально здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует специалист и др.

Литература

  1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/под ред. Л.С. Алексеевой. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.

  2. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей // Социальное обслуживание. - 2004. - № 3. - С. 50-85.

  3. Буянов М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

  4. Кулясова Ю.А. Особенности воспитания в неблагополучных семьях // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 804-806.

  5. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко [и др.]. – М.: Академия, 2002. – 256 с.

  6. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии // Отечественный журнал социальной работы. - 2005. - №3. - С. 56-65.

  7. Панов А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом // Социальное обслуживание. - 2005. - №1. - С. 59-75.

  8. Словарь - справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000. - 424 с.

  9. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

  10. Социальная геронтология: Словарь справочник. Авт.-сост. Н.Ф. Басов. - М., 2000. - 242 с.

  11. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 668с.

  12. Целуйко В.М. Вы и ваши дети: психология семьи. – Р-н-Д: Феникс, 2004. – 448 с.

  13. Цилюгина И.Б. Социально-педагогическая деятельность с семьей: учеб.пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. – 186 с.

  14. Шульга Т.И. Социально-психологические технологии помощи детям и семьям групп социального риска. - М.: Издательство МГОУ, 2010. – 199 с.

Просмотров работы: 1081