АНАЛИЗ РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ РИСКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫХ СИСТЕМ

Козина А.С. 1, Солодимова Г.А. 1
1Пензенский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном бизнесе принятие обоснованных решений невозможно без обладания достаточным объемом правовой информации. Особенно остро эта необходимость ощущается в период реформирования экономического и политического устройства. Колоссальный объем и динамика изменений российского законодательства требуют использования современных инструментов для работы с правовой информацией. Задачу удовлетворения потребности в своевременном предоставлении необходимого объема правовой информации решают различные справочно-правовые системы (СПС). СПС – это класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др. Другими словами, СПС – это сборник законов, нормативно-правовых актов, международных договоров, внутригосударственных договоров, ненормативной правовой информации, отраслевой документации, судебной практики, решений судов разных уровней (от апелляционных судов до Верховного Суда РФ) и т.д. Большинство СПС позволяют не только быстро найти необходимую правовую информацию, но и сразу же автоматически получить представление обо всей системе нормативных актов, касающихся данного вопроса. Другая важнейшая составляющая качества любой системы – это актуальность правовой информации.

До появления СПС, всем заинтересованным в правовой информации лицам, приходилось много тратить времени на техническую работу – поиск документов, подготовку тематических подборок правовых актов, других взаимосвязанных по какой-то правовой проблеме источников информации. Сегодня, с появлением СПС, эта часть работы упростилась, существенно уменьшилось время на поиск необходимой информации, т.е. сейчас используя СПС, можно гораздо быстрее и эффективнее решить какую информационно-правовую проблему. Это стало возможным благодаря глубокой качественной юридической обработке, которая является основной характеристикой любой СПС. Эта необъятная работа проводится специалистами-разработчиками, которую ни один юрист выполнить самостоятельно не сможет (тематическая классификация документов, поиск по ключевым словам, установление и отражение всех взаимосвязей документов).

Эффективная СПС может быть создана только с применением современных информационных технологий. В настоящее время СПС представляет собой комплекс, включающий в себя массив правовой информации и аппаратно-программные средства для работы с ним. Эти средства могут позволять производить поиск документов, формировать подборки документов, выводить документы или их фрагменты на печать. Основная задача СПС – донести максимум достоверной правовой информации до предельного количества пользователей.

В настоящее время на рынке информационных услуг широкое распространение получили такие СПС, как «Гарант», «Кодекс», «Главбух», «КонсультантПлюс» и т.д. В основном, эти системы предназначены для крупных и мелких организаций, для тех лиц, кто ведет бухгалтерию, занимается экономическими, кадровыми и правовыми вопросами, государственными закупками, торгами, нотариальной и адвокатской деятельностью и т.д.

Целью данной статьи является оценивание рисков в деятельности СПС. В качестве примера используется СПС «КонсультантПлюс». В Пензенской области продвижением системы занимается организация ООО «Агентство Деловой Информации». Так как любая СПС является субъектом рынка информационных услуг, то успех ее деятельности в первую очередь от качества представляемой ею информации.

Качество информации определяется следующими показателями:

  • достоверность;

  • актуальность;

  • конфиденциальность;

  • полнота;

  • своевременность получения;

  • форма представления;

  • избыточность.

Отличие СПС «КонсультантПлюс» от других состоит в том, что все нормативные документы поставляются напрямую от госорганов, издавших этот документ, материал проработан аналитиками компании. Для пользователей подготовлен материал в виде пошаговых инструкций, например, по кадровым вопросам, по составлению договоров и т.д. Также приведены решения наиболее встречающихся типовых ситуаций, что облегчает работу, скажем, бухгалтеру – новичку. Он с уверенностью пользуется этой информацией, потому что уверен, что она достоверна, актуальна, безопасна (то есть её использование не приведет к ошибке, и на организацию не будет наложен штраф). Анализ деятельности СПС «КосультантПлюс» показывает, что качество представляемой информации удовлетворяет перечисленным выше требованиям. По результатам исследования ВЦИОМ 2015 года и опроса Клерк.ру. СПС «КонсультантПлюс» — самая популярная справочно‐правовая система. Каждый комплект СПС «КонсультантПлюс» состоит из различных информационных блоков, которые содержат документы по определённой тематике. Заказчик всегда может выбрать оптимальный комплект, который содержит информацию, необходимую в работе именно ему. Это позволит не переплачивать и не обременять себя лишней информацией. Специалисты ООО «Агентство Деловой Информации» подскажут, в каком виде представляемая ими СПС будет успешнее решать задачи Заказчика, и помогут сэкономить при подборе комплекта.

Деятельность любого коммерческого предприятия связана с рядом рисков. Не является исключением и деятельность ООО «Агентство Деловой Информации». Однако в отличие от промышленных предприятий ООО «Агентство Деловой Информации» в процессе своей деятельности сталкивается прежде всего с информационными рисками.

В настоящее время пока еще не сложилось общепринятого толкования термина "информационный риск". Отдельные специалисты в это понятие вкладывают следующий смысл: информационный риск – это возможное событие, в результате которого несанкционированно удаляется, искажается информация, нарушается ее конфиденциальность или доступность. То есть, понятие информационного риска используется как синоним понятия угроза безопасности информации. Управление такими информационными рисками сводится к защите информации. Причем часть авторов такой трактовки информационного риска под защитой информации понимают защиту в основном от злоумышленных действий. Некоторые специалисты еще в большей степени сужают понятие информационного риска. Они рассматривают информационный риск как угрозу безопасности информации только в компьютерных системах. Сторонниками таких подходов к пониманию категории "информационные риски" являются, как правило, специалисты в области защиты информации. В некоторых работах рассматриваются только технические средства информационных технологий, исключая такой ключевой элемент информационных систем, как специалист. Другая группа специалистов рассматривает информационные риски как экономическую категорию. Они понимают информационные риски как возможность возникновения убытков, неполучение прибыли и другие негативные последствия для предприятия.

Все приведенные подходы к пониманию термина "информационный риск" объединяет два обстоятельства: отсутствие комплексного системного взгляда на проблему и ясности понимания конечных результатов воздействия информационных рисков на предприятие.

Исходя из сказанного выше, риск для СПС может быть рассмотрен как вероятность возникновения негативных последствий для сторон, возникающая в процессе исполнения договора на оказание правовой помощи.

Предоставление справочно-правовой помощи осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Учитывая специфику отношений, возникающих при реализации справочно-правовых услуг, следует не просто перечислить те риски, которые могут возникнуть, а сделать попытку их классифицировать с целью их систематизации.

В зависимости от субъекта риски могут подразделяться на:

  • риски исполнителя (например, неоплата выполненных услуг),

  • риски заказчика (например, неисполнение обязательств по договору исполнителем).

В зависимости от волевого фактора риски могут быть:

  • рисками, вызванными событиями,

  • рисками, которые спровоцированы определенными действиями.

В данном случае речь идет о наличии или отсутствии желания и воли субъекта на возникновение определенных последствий, которые станут результатом совершенных им поступков. Риски, вызванные событиями, не ставятся в зависимость от воли сторон. Они происходят помимо их желания и обусловлены иными факторами. Ярким примером этого может послужить изменение законодательства, введение чрезвычайного положения и т.д. Причины, вызвавшие соответствующие риски, могут быть отнесены к категории форс-мажорных обстоятельств.

Что касается рисков, вызванных действиями сторон, то они, как правило, влекут за собой ответственность виновной стороны при предъявлении соответствующих претензий контрагентом. Однако интересным представляется тот факт, что в этом случае риск одного лица может трансформироваться в риск другого участника отношений. Так, при возникновении риска неплатежа за оказанные услуги исполнитель может обратиться в суд для взыскания полагающегося ему вознаграждения. В это время и возникает риск контрагента, который заключается в принудительном изъятии у него не только суммы оплаты по договору оказания юридических услуг, но и расходов на оплату услуг представителя, государственной пошлины и т.п.

Наиболее распространенными рисками исполнителя могут быть названы:

  • риск неоплаты заказчиком оказанных юридических услуг,

  • репутационный риск.

В число часто встречающихся рисков заказчика входят:

  • риск неисполнения услуги,

  • риск ненадлежащего оказания правовой помощи.

Если рассматривать указанные риски более подробно, то необходимо обратить внимание на следующие их аспекты.

Риск неплатежа – одно из наиболее распространенных явлений в практической деятельности, что подтверждается анализом складывающейся практики. Следует отметить, что, как правило, требования исполнителя о взыскании суммы вознаграждения удовлетворяются судами при наличии доказательств фактического оказания услуг. Репутационный риск может быть назван риском, несущим в себе наибольшую опасность для исполнителя.

Рынок информационных услуг характеризуется высокой конкуренцией, а услуги, предлагаемые субъектами, работающими в данной сфере, практически одинаковы. В этой связи основным активом, который есть у специалистов в области права, является репутация. Именно этот фактор чаще всего является причиной обращения или необращения за правовой помощью. Поэтому негативные высказывания о работе СПС могут отрицательно сказаться на дальнейшей работе, что, в конечном итоге, наихудшим образом отразится на финансовом состоянии предприятия

Риск ненадлежащего оказания правовой помощи может быть назван одним из наиболее сложных рисков. Это обусловлено его природой, а именно наличием такого фактора как качество услуги. Категория «качество» крайне часто носит оценочный характер. Это особенно ярко проявляется именно в сфере оказания услуг. Нередко исполнитель и заказчик по-разному трактуют то, каким образом должна быть оказана правовая помощь. Отсутствие единообразия в понимании данного вопроса приводит к конфликтным ситуациям, которые также могут стать предметом судебного разбирательства. Но, следует вновь повторить, что, учитывая оценочный характер понятия «качество правой услуги», решение подобных споров представляется крайне проблематичным.

Таким образом, современная деятельность в сфере оказания справочно-правовой помощи является одним из видов предпринимательской деятельности. В этой связи она сопряжена с рядом рисков, которые неизбежно возникают в указанной сфере отношений. В настоящее время не выработано единого понятие термина «риск». Также отсутствует нормативно закрепленное определение такого явления как «риск, возникающий при оказании правовых услуг». Риски, возникающие в процессе осуществления правой деятельности, могут иметь различную природу, могут быть классифицированы по самым разным основаниям, однако, в конечном итоге, их наличие существенно осложняет достижение конечного результата, на который рассчитывают лица при заключении договора оказания правовых услуг. В связи представляется целесообразным уделять особое внимание данному аспекту отношений исполнителя и заказчика.

Просмотров работы: 375