МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Индриушка И.В. 1
1ТГПУ им. Л.Н. Толстого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема межнациональных отношений в современном обществе является актуальной, так как в последние десятилетия происходит значительная миграция людей из стран с серьезными экономическими, политическими, военными проблемами в более мирные и развитые. Для России, как многонационального государства, в котором проживает около двух сот народностей, данная проблема всегда оставалась важной. Причинами возникновения межэтнических конфликтов являются: социально-политически-экономические события в стране, изменения в национальном составе, обострение межнациональных взаимоотношений, наличие негативных этнических стереотипов. Все это ставит ребенка в поле социально-психологического напряжения. Поэтому проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинута в число наиболее острых воспитательных проблем.

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» образовательная политика России, отображает общенациональные интересы в сфере образования, учитывая общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость перехода к информационному обществу, в связи с чем особую значимость заслуживают факторы коммуникабельности и толерантности. Существенными принципами Российского образования, связанными с развитием межнациональных отношений, являются воспитание взаимоуважения между людьми, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Толерантность представляет современную основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, уменьшения страха ошибки. Толерантность в современном обществе - это правильное понимание других культур, способ самовыражения и индивидуальности, отказ от навязанных убеждений, условие гармоничных отношений в обществе.

Как отмечают психологи, дети до 4 лет еще не знают о существовании разных народов. Их отношение к сверстникам не зависит от национальной принадлежности. На пятом году жизни у ребенка начинает пробуждаться самосознание, как личное, так и национальное. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра - форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Поэтому через игру и благоприятную психологическую обстановку родители должны воспитать в ребенке доброжелательное отношение к людям другой национальности.

Рассматривая младший школьный возраст, можно сказать, что в этот период у детей главным видом деятельности является учеба. Отношения «ребенок - взрослый» претерпевают изменения, разделяясь на две части, одна из которых «учитель - взрослый». В учителе воплощаются требования общества. Поэтому в данный возрастной период именно учитель должен воспитывать в ребенке толерантность. Игра остается актуальной в деятельности младшего школьника. Для детей эта форма обучения является довольно увлекательной. Вследствие этого немаловажно её присутствие в воспитании терпимости. В игре можно легко определять отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме. По данным Ф. Уэссти уже в 9 лет эмоциональные предпочтения начинают сформировываться в устойчивые представления. Именно в этом возрасте начинает складываться чувство культурного отличия человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

В период 11-14 лет идет интенсивное формирование личности, но мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы еще не приобрели устойчивость. По другому строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Некоторые из них избегают общения из страха «не понравиться». В подростковые годы ведущим видом деятельности является общение, и поэтому суждения подростка легко изменяются под влиянием сверстников. Они могут не высказывать своего мнения, если оно расходится с мнением группы, и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе. Так как они в эту жизненную пору стремятся быть принятыми сверстниками, которые обладают, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться успеха, подростки порой преувеличивают свои «подвиги», причем эти поступки могут быть как положительными, так и к отрицательными. Поэтому в этот период между подростками нередко возникают конфликтные ситуации. Они могут поругаться, подраться, обидеть или задеть по какому-либо внешнему признаку друг друга.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры межнациональных отношений у школьников, т.е. формировать толерантность - духовную установку личности относительно ценностей, традиций и других особенностей различных народов. Развивать толерантность как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для взаимодействия с представителями разных этносов.

В школах Тульской области на сегодняшний день обучаются дети из стран ближнего зарубежья, таких как Белоруссия, Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан и других. Для осуществления данных задач в ряду школ проводятся воспитательные мероприятия, соответствующие возрасту учащихся. Детей знакомят с народным фольклором, проводятся экскурсии в музеи, театры, выставки. Особое внимание уделяется изучению творчества национальных поэтов и писателей, а также истории своего края. В результате проведения концертов, праздников, викторин, народных игр стимулируется познавательный интерес к языку, истории, литературе, культуре тех стран, дети которых обучаются в данном классе. Также, в процессе изучения учебных дисциплин, на факультативных занятиях больше уделяется внимания истории, традициям, языкам различных народов мира, что открывает возможность для всестороннего развития школьника. Создаются исследовательские группы школьников по изучению вопросов, связанных с культурой разных народов. Вооружение знаниями о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте, а совместная групповая работа сплачивает детские коллективы.

Помимо мероприятий, проводимых в профилактических целях, педагогам приходиться решать школьные межэтнические конфликты.

Если в конфликте участвуют люди разных национальностей, то это не делает его межнациональным. Поругаться, подраться, совершить правонарушение или стать его жертвой могут дети независимо от своей этнической принадлежности. Межэтнические конфликты исходят из того, что предрассудки по отношению к культурам возникают из-за отсутствия у детей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Однако «обычный» конфликт между подростками разной национальности превращают в межэтнический сами участники и их окружение. Этому может способствовать предыдущий негативный опыт участников конфликта, а также негативные образы, транслируемые СМИ, родителями, педагогами и пр.

Существует три вида конфликта имеющие межнациональный контекст.

Первый вид конфликта происходит из-за оскорблений связанных с национальными особенностями (цвет волос или кожи). Но при этом участники не имеют ничего против конкретной национальности, а привлекли ее, чтобы обидеть друг друга.

Второй вид конфликта, когда участник чувствует себя потерпевшим от прошлых столкновений с национальной группой, и потому считает себя вправе дать «отпор» не только за конкретный конфликт, но и за предыдущие «страдания». В этом случае он чувствует себя представителем своей этнической группы и выступает от ее лица против другой группы.

Третий вид связан с целыми противоборствующими межэтническими группами, в которых уже сформировались определенные способы реагирования на межэтнические конфликты (месть, «стрелки», насилие и пр.). В этом случае участник конфликта не может принять на себя ответственность, поскольку крепко связан с мнением группы. Он не может пойти против мнения группы, поскольку это сопряжено с риском для подростка.

В первом и во втором случаях педагогический коллектив может самостоятельно разобраться и помочь учащимся найти примирение. Третий случай является очень сложным и работа педагогов будет связана с созданием дискуссионных кружков, на которых участники конфликта могу высказаться. Также в этом случае не обойтись без педагога-психолога, который будет координировать сглаживание конфликта.

Нельзя забывать о работе с ребенком, недавно переехавшим из другой страны. Чаще всего такие дети становятся изгоями в школе. Отвержению способствует недостаточное понимание языка, неумение «считывать» невербальные признаки неудовольствия окружающих, непонимание принятых групповых норм. Все это способствует риску травли ребенка другой национальности детьми, педагогами (а порой и родителями одноклассников). В такой ситуации ребенок нередко становится агрессивным и выглядит как обидчик, хотя на самом деле является жертвой и агрессия - способ защиты. В данной ситуации необходимо помочь ученику в освоении с национальными особенностями данной страны. Для этого проводятся обсуждения с другими учениками и учителями, а также создается программа «Круг поддержки», участие в которой принимают заинтересованные ученики и приходят на помощь «отверженному» ученику.

Российское образование модернизируется, так как толерантность приживается в школе. Учителя формируют ценностные отношения, развивают у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, способных уважать человеческие достоинства и индивидуальность. Укоренение в школе толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мирного существования. А главное, что в школах вырабатывается иммунитет к различным попыткам повлиять на умы юного поколения различных националистических движений и организаций.

Список литературы:

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция от 1.01.2017);

  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 c.

  3. Немов Р.С. Психология: учебник для вузов по непсихологическим спец. / Р. С. Немов ; М. : Юрайт, 2010.

  4. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М.: ВЛАДОС, 2003.

  5. Брилл О. М. Язык и этнический конфликт/ Под ред. М. Брилл Олкотт, И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Гендальф, 2010.

Просмотров работы: 2135