ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЗАДАЧА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юсупова Н.Р. 1
1МГПИ им. М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В обществе, построенном на гуманистических и демократических принципах, здоровье человека является высшей ценностью и важнейшим достоянием государства, а не только семьи или отдельной личности; оно  бесспорный приоритет, залог жизнестойкости и прогресса общества. Среди важнейших социальных задач, которые ставятся перед современным образованием  забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. В ФГОС НОО появилась Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, нацеленная на пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей; становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены; формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры [8].

В связи с чем, требуется особенно внимательное отношение к организации школьной жизни обучающихся: учебным нагрузкам, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе; целенаправленное осуществление валеологического воспитания через приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование системы валеологических знаний, валеологических умений сохранения и укрепления здоровья, валеологических ориентаций на ценности здоровья и ЗОЖ.

Изучением процесса формирования здорового образа жизни занимаются Р. И. Айзман, О. Ю. Баладанов, В. И. Белов, Э. Н. Вайнер, Г.К.Зайцев, О. Л. Трещова и др. Вопросы валеологического образования и воспитания в школе изучают И. П. Борисова, Г. К. Зайцев, Э. М. Казина, Ю.В. Науменко и др. Вопросы формирования ценностных ориентаций учащихся на здоровье, формирования ценностного отношения к физической культуре, здоровому образу жизни освещены в работах М.Я. Виленского, А.В. Кирьяковой, Е.П. Литвинова, В.О. Медведева и др., в которых подчеркивается, что эффективность процесса валеологического воспитания школьников обеспечивается наличием сформированной системы ориентаций на здоровый образ жизни.

Ориентация школьников на здоровье как ценность является одной из составляющих валеологического воспитания и представляет собой способность и возможность младшего школьника сознательно решать задачи выбора типа поведения, жизнедеятельности, достигая положительного валеологического результата. Ребенок должен уметь ориентироваться в широком спектре валеологических ценностей и выбирать те, которые обеспечивают социализацию индивида и наиболее тесно связаны с его потребностями. Значительными возможностями в формировании валеологических ориентаций обладает учебная деятельность в начальной школе, которая предполагает активное освоение обучающимися системы знаний о здоровье, здоровом образе жизни, формирование умений сохранения и укрепления здоровья в процессе изучения учебных предметов начальной школы. Однако, уровень валеологических ориентаций младших школьников продолжает оставаться на недостаточно высоком уровне, о чем свидетельствует наличие вредных привычек, навыков сохранения здоровья, правильного питания и др. Следовательно, необходимо совершенствование работы учителя начальных классов по организации учебной деятельности с целью формирования валеологических ориентаций обучающихся в начальных классах.

В современной психолого-педагогической литературе используется термин «ценностные ориентации», который трактуется как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении; как способ дифференциации человеком объектов по их значимости [Абросимова И. Ю., 2010].

Большинство исследователей считают, что ценностные ориентации представляют собой важнейший компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру. Ценностные ориентации являются компонентом не только сознания, но и поведения. Они должны стать достоянием эмоциональной жизни индивида, превратиться в мотивы поведения, деятельности. В нормативных документах (Стратегия воспитания в РФ до 2020 г., ФГОС НОО и др.) подчеркивается необходимость формирования у подрастающего поколения ценности здоровья и здорового образа жизни, ориентации на валеологически целесообразное поведение и деятельность.

Основной ценностной ориентацией современного человека является ориентация на здоровье, здоровый образ жизни. Ценность здоровья  это уникальное свойство организма человека, имеющее значение для него и общества в биологическом, социальном, экономическом, эстетическом, этическом и этническом отношениях.

В. В. Борисов выделяет в структуре ценностных ориентаций ориентацию на здоровый образ жизни – личностное качество, проявление которого обеспечивается благодаря ценностному отношению, знаниям, опыту и творческому осмыслению принципов и способов здорового образа жизни, раскрытию потенциальных способностей и возможностей [Борисов В. В., 2007].

И. Ю. Абросимова считает, что ценностные ориентации на здоровый образ жизни – это важный компонент структуры личности человека, который отражает направленность личности на ценность «здоровье» и проявляется в деятельности и поведении, направленные на сохранение и укрепление физического, психологического, социального и духовного здоровья (рабочее определение) [Абросимова, И. Ю., 2010].

Ориентация на здоровый образ жизни является компонентом общей культуры личности, представляет собой системное динамическое образование и включает три взаимосвязанных компонента: знания человека в области процессов и условий формирования здорового образа жизни; мотивационно-ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни; практическую деятельность, направленную на физическое совершенствование личности, определяющую состояние ее здоровья [Борисов В. В., 2007].

Валеологические ориентации в контексте формирования общей физической культуры личности исследуют С. С. Коровин, Л. И. Лубышева, В. О. Морозов и др., которые относят к человеческим ценностям физическое и духовное совершенство личности, полноценную и активную человеческую жизнь, здоровье, здоровый стиль жизни. Р. И. Айзман к социально-духовным показателям здоровья причисляет нравственные ценности, идеалы [Айзман Р. И., 2009].

По мнению А. А. Вершининой, валеологические ориентации личности – это способность ориентироваться в экономических, биологических, генетических, психоэмоциональных факторах, воздействующих на здоровье человека, наличие достаточного уровня знаний о функциях организма (когнитивный компонент), отношение к своему здоровью (эмотивный компонент), сформированность привычек (деятельностный компонент). «Ориентация школьников на здоровье как ценность является одной из составляющих процесса валеологического воспитания, представляет собой способность и возможность школьника сознательно решать задачи выбора, достигая определенного валеологического результата» [Вершинина А. А., 2009].

Валеологические ориентации имеют свои особенности, их сущность заключается в наличии эмоционально-деятельностной основы, которая способствует формированию ценностных ориентаций [Морозов В. О., 1998].

Ю. В. Смирнова рассматривает ценностную ориентацию младшего школьника на здоровый образ жизни как личностное образование, которое включает устойчивые представления младшего школьника о здоровом образе жизни как ценности, а также предполагает их оценку с позиции личностной значимости, проявление бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, осуществление линии поведения, основывающейся на приоритете здоровья [Смирнова Ю. В., 2009].

Валеологические ориентации школьников характеризуются наличием ценностного отношения школьников к здоровью как важнейшему смыслу. В системе ценностного отношения школьников к здоровью выделяют следующие уровни [Вершинина А. А., 2009]:

1 уровень характеризуется отсутствием ярко выраженных потребностей в укреплении здоровья. В данном случае ценностная ориентация не преобразуется в деятельность, сохраняется лишь как факт сознания. Такие школьники убеждены, что здоровьем управлять нельзя (не надо), потому и установка на укрепление отсутствует. Этот опыт ориентации может быть назван безразличным.

2 уровень характеризуется спонтанно-деятельностным отношением к здоровью. Школьники воспринимают необходимость сохранения и укрепления здоровья, но не осознают его социальной значимости в его будущей личной и профессиональной жизни. Выполняя отдельные приемы оздоровительной деятельности, при определенных условиях легко отказываются от них.

3 уровень – ценность здоровья воспринимается как социально и личностно значимая. Потребности в укреплении и сохранении здоровья сформулированы и проявляются в устойчивых знаниях, и воспринимаются на уровне убеждения. Поведение школьников полностью соответствует ценностной ориентации. Они осознанно проявляют себя в оздоровительной деятельности.

На основе вышесказанного можно выделить компоненты валеологических ориентаций:

– валеологические знания – это совокупность фактов, идей, закономерность и законов о сущности здоровья, о факторах, их разрушающих и факторах, способствующих сохранению здоровья и саморегуляции, об использовании специальных физических упражнений, приемов для эффективного физического развития человека, его телосложения, закаливания, повышения работоспособности, психоэмоциональной устойчивости;

– установки на ЗОЖ, мотивация к сохранению здоровья;

– реализация валеологических знаний, установок в поведении и жизнедеятельности.

Таким образом, валеологические ориентации рассматриваются с позиции ценностно-валеологического подхода в воспитании как ценностные ориентации, которые в общей структуре личности выполняют роль «стратегической» линии поведения человека. Они представляют собой способность ориентироваться в различных факторах, воздействующих на здоровье человека, наличие достаточного уровня знаний о функциях организма, компонентах и путях формирования ЗОЖ (когнитивный компонент), отношение к своему здоровью, мотивация к его сохранению (мотивационный компонент), сформированность привычек ведения здорового образа жизни (деятельностный компонент). Валеологические ориентации школьников характеризуются наличием ценностного отношения школьников к здоровью как важнейшему смыслу. Результатом освоения валеологических ценностей является самоорганизация здорового стиля жизни, стремление к физической, двигательной активности организованного или индивидуального характера.

Список использованной литературы

  1. Абросимова, И. Ю. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни : дис. ... канд. пед. наук / И. Ю. Абросимова. – Нижний Новгород, 2010. – 301 с.:

  2. Айзман, Р. И. Валеология : учебная программа для общеобразовательных школ / Р. И. Айзман. – Новосибирск : НГПУ, 2009. – 19 с.

  3. Брехман, И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье / И. И. Брехман. – СПб. : Питер, 2011. – 242 с.

  4. Борисов, В. В. Ориентация школьников на здоровый образ жизни средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук / В. В. Борисов. – Санкт-Петербург, 2007. – 166 с.

  5. Вершинина, А. А. Формирование валеологических ориентаций школьников в условиях адаптивной модели школы: автореферат дис. … канд. пед. наук / А.А.Вершинина. – Оренбург, 2009. – 26 с.

  6. Морозов, В. О. Педагогические условия формирования валеологических ориентаций школьников: автореферат дис. … канд. пед. наук / В. О. Морозов. – М., 1998. – 24 с.

  7. Смирнова, Ю. В. Формирование у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни : дис. ... канд. пед. наук / Ю. В. Смирнова. – Челябинск, 2009. –195 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.

Просмотров работы: 272