К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ишуткина Е.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В целях повышения качества обучения, Российскими высшими учебными заведениями была принята к использованию балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Реализуемая в настоящее время в вузах балльно-рейтинговая система, предполагающая контроль как в течение семестра, так и во время промежуточной аттестации, может стать достаточно результативным инструментом мониторинга образовательного процесса, побуждающего обучающегося к более качественной организации собственной познавательной деятельности [3, с.147].

Внедрение балльно-рейтинговой системы в вузах совпало с внедрением идей компетентностного подхода. По словам Чекалиной Т.А., формирование компетенций студентов вузов - это ответ системы высшего профессионального образования на запрос общества, работодателей и самих студентов, для которых также важно знать те критерии, по которым их будут оценивать, как по отношению к профессии в целом, так и в условиях конкретного рабочего места [4, с. 413].

При этом данные две технологии, имея общей целью повышения качества образования, в определенной мере соперничают в своей приоритетности в условиях строго ограниченных сроков обучения в вузе.

Рассматривая вопросы повышения эффективности реализации балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов следует обратиться к анализу многих исследований и опыту реализации балльно-рейтинговой системы в Ульяновском государственном педагогическом университете им.И.Н.Ульянова и выявить ряд преимуществ. Наиболее значимыми из них являются следующие:

- стимулируется познавательная активность студентов, повышается ритмичность их работы;

- формируется ответственное отношение и своевременность выполнения заданий;

- возникает мотивация к выполнению заданий более высокого уровня;

- возникает заинтересованность в самообразовании;

- снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий;

- сводится до минимума субъективизм и непредсказуемость в оценке знаний студентов;

- устраняются экзаменационные стрессовые ситуации [1, с. 271].

Однако, в условиях существующего компетентностного подхода в образовании реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по мнению многих авторов является недостаточно эффективной с точки зрения оценки степени достижения требуемого уровня компетенций выпускника.

Степень влияния дисциплины на формирование компетенций в настоящее время определяется количеством часов по дисциплине, отведенных учебным планом. При такой системе не в полной мере учитываются индивидуальные особенности и способности студента в изучении отдельных учебных дисциплин. Так же опыт работы показывает, что распределение приоритетов в изучении конкретных дисциплин индивидуально для каждого студента.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что существенным недостатком данной системы является то, что баллы по учебным дисциплинам являются равнозначными. Это приводит к понижению мотивации студента в изучении предпочитаемых им дисциплин, т.к. максимальное количество баллов зависит от количества зачетных единиц, постоянных для каждой дисциплины. Это является следствием того, что баллы, выставляемые по всем учебным дисциплинам, имеют одинаковый «вес». Поэтому, у учащихся теряется потребность в более углубленном изучении выбранных ими дисциплин.

Для решения данной проблемы авторами статьи предлагается усовершенствовать существующую балльно-рейтинговую систему введением «взвешенных баллов». Веса дисциплин формируются на основе экспертных оценок. Такой подход предполагает оценивать результат работы студента в семестре не набором баллов отдельно по каждой дисциплине, как это происходит в настоящее время, а по сумме всех баллов, набранных студентом по всем дисциплинам семестра.

Предлагается, на основе экспертных оценок профессорско-преподавательского состава Ульяновского государственного педагогического университета им.И.Н.Ульянова разработать систему коэффициентов, применяемую к существующей балльно-рейтинговой системе. Это позволяет оценивать работу студентов в семестре с учетом их индивидуальных способностей. Величина коэффициентов должна зависеть от успехов конкретного студента по каждой дисциплине. Зависимость должна быть линейной: чем больше достижение студента в этой дисциплине, тем выше должен быть коэффициент, присвоенный баллам, набранным по этому предмету. Повышение баллов по дисциплинам с большей успеваемостью должно компенсироваться уменьшением коэффициентов по другим дисциплинам. В сумме, количество баллов для успешной сдачи сессии студентом остается неизменным, однако, у обучающегося появляется возможность проявлять свои способности в углубленном изучении отдельных дисциплин. Это положительно скажется на формировании компетенций конкретного студента.

Например, студент, делающий успехи в области предмета «Педагогика», получит возможность прикрепить к полученным баллам по этому предмету наибольший коэффициент, тогда как иной предмет из его учебного плана – «История», получит наименьший коэффициент. Таким образом, приоритетный предмет «Педагогика» получит наибольший рейтинг, что создаст стимул обучаемому в дальнейшем продвижении в выбранной области. Наряду с этим, проходной рейтинговый балл предмета «История» сознательно снизится. В итоге, суммарные балы по «Педагогике» и «Истории» позволят студенту получить высокий рейтинг успеваемости (таб.1).

Результатом введения будет являться выявление творческих способностей студентов, и выработки ВУЗом рекомендации для них по составлению индивидуальных образовательных маршрутов обучения.

Таблица 1.

ФИО студента

Физика

История

Педагогика

Итог

Баллы

Коэф.

Баллы

Коэф.

Баллы

Коэф.

Баллы

Коэф.

План

Факт

Иванов А.В.

10

1,5

10

1,1

10

0,2

30

28

Петров В.Г.

10

1,2

10

0,3

10

1,5

30

30

Бочкин В.А

10

0,3

10

1,5

10

0,5

30

23

. . .

Таким образом, предлагаемая к разработке система коэффициентов направлена на учет индивидуальных способностей каждого студента и позволит сделать процедуру оценивания результатов обучения более объективной.

Список используемой литературы:

  1. Ефремова, Ж.Д., Рейтинговая технология управления обучением / Ж.Д. Ефремова. – Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. – Часть I. – Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – с. 270-275.

  2. Зимняя И.А., Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект)//Высшее образование сегодня. 2006. №8., с 20-26.

  3. Ракитина, Е. А. Отношение студентов к балльно-рейтинговой системе оценки образовательных результатов / Е. А Ракитина, Л. А. Ведешкина, А. Л. Денисова // Вопр. соврем. науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. – 2012. – № 2(40). – с. 145 – 148.

  4. Чекалина Т. А. Теоретические основы формирования компетенций студентов вузов // Молодой ученый. — 2013. — №2. — с. 411-413.

Просмотров работы: 818