АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ КОМПЛЕКСОМ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В существующих на современном этапе развития условиях роль эффективности системы управления транспортным комплексом существенно велика. С одной стороны от функционирования транспортного комплекса зависит эффективность физических и юридических лиц, а с другой стороны, сложившиеся рыночные отношения подразумевают обмен товарами, что без транспортных услуг считается практически невозможным.

Муниципальный транспорт имеет наиболее высокое значение для экономики и действительно важен для мобильности населения, но отсутствие достаточных финансовых ресурсов не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно. Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного пассажирского и грузового транспорта. Это требует создания новых систем управления, способных эффективно реагировать на изменяющиеся условия среды и потребности населения.

Актуальность работы обусловлена не только высокой потребностью в перевозках, но и необходимостью рационализации, оптимизации эффективного управления транспортным комплексом, так как пассажирские перевозки в настоящее время обладают высокой аварийной опасностью.

Система управления транспортным комплексом городского округа Саранск складывается из нескольких уровней: организационного, а именно из работы компетентных органов власти регионального и муниципального значения, а так же правового, то есть из действующих нормативных документов.

В Республике Мордовия ответственным за транспорт является Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту, который со дня формирования считается правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия по вопросам транспорта, установленным законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Мордовия, договорами, соглашениями и государственными контрактами.

Комитет в пределах своих полномочий осуществляет множество полномочий, а именно:

  1. разрабатывает и вносит на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в установленной сфере деятельности;

  2. разрабатывает прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия в установленной сфере деятельности;

  3. участвует в реализации федеральных, республиканских целевых и ведомственных программ в установленной сфере деятельности;

  4. организует взаимодействие с кредитными организациями по осуществлению инвестиционной деятельности;

  5. осуществляет оценку производственно-хозяйственного и финансово-экономического состояния организаций транспорта;

  6. обеспечивает подготовку предложений в Правительство Республики Мордовия;

  7. иные полномочия в соответствии с определенной компетенцией.

Структура Государственного комитета представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Организационная структура Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту

Правовое регулирование осуществляется на основании действующих нормативных актов, в том числе издаваемых в Комитете.

Следующий орган управления в исследуемой сфере деятельности – Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», которое является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для исполнения государственных функций, оказания государственных услуг, выполнения работ в сфере дорожной деятельности (дорожного хозяйства), в том числе по разработке и реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, учету автомобильных дорог, а также по оказанию услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

Управление транспортным комплексом непосредственно в г. о. Саранск осуществляет Администрация городского округа. Правовое регулирование транспортным комплексом города осуществляется за счет правовых актов, издаваемых в Администрации, например: Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 01.01.01 года № 913 «Об утверждении стандарта качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере транспортного обслуживания в городском округе Саранск» [1].

В г.о. Саранск с целью формирования и реализации единой политики, направленной на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, и разработки стратегии развития общественного транспортного комплекса функционирует Казенное учреждение «Транспортное управление г.о. Саранск».

В своей деятельности Учреждение подотчетно Администрации г. о. Саранск, соответственно структура Учреждения и его штатное расписание утверждаются Главой Администрации по представлению Начальника Учреждения.

Транспортный комплекс г. о. Саранск представлен такими видами транспорта как:

  1. транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население);

  2. транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий);

  3. транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды и т. д.);

  4. пассажирский транспорт;

  5. грузовой транспорт;

  6. воздушный транспорт;

  7. железнодорожный транспорт;

  8. трубопроводный транспорт.

С помощью анализа основных показателей транспортной политики за 2010–2015 года появляется возможность оценить текущее состояние системы управления транспортным комплексом в городском округе Саранск.

Первым показателем выступает отправление грузов по видам транспорта (таблица 1) [2].

Т а б л и ц а 1 – Отправление грузов по видам транспорта общего

пользования, тысяч тонн

Показатели

Годы

2015 в % к 2010

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

Транспорт –

всего

8521,3

10246,5

8731,4

8827,4

9069,3

7231,1

84,8

в том числе:

             

железнодорожный

3585,0

3128,0

3346,0

3209,0

2964,0

2266,0

63,2

автомобильный

4936,3

7118,5

5385,4

5618,4

6105,3

4965,1

100,6

Заметно, что объем отправления грузов в целом увеличился к 2014 году и сократился к 2015. При этом большей популярностью пользуется именно автомобильный транспорт. В свою очередь, отправление грузов с помощью железнодорожного транспорта, наоборот, уменьшилось, что можно связать со снижением его актуальности в сфере грузоперевозок и, в тоже время, повышением востребованности на автомобильный транспорт.

Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта общего пользования представлен в таблице 2 [2].

Т а б л и ц а 2 – Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта общего пользования

Показатели

Годы

2015 в % к 2010

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

Перевозки грузов, тыс. т

4936

7118

5385

5618

6105

4965

100,6

Грузооборот, млн. т-км

321

653

671

694

655

1891

589,1

Перевозки грузов на автомобильном транспорте общего пользования заметно возросли к 2014 году, но затем претерпели сокращение. За рассматриваемый период в несколько раз возрос сам грузооборот.

Необходимо отразить тенденции отправления пассажиров (таблица 3) [2].

Т а б л и ц а 3 – Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, тысяч человек

Показатели

Годы

2015 в % к 2010

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

Транспорт – всего

1426

1477

1512

1336

1095

904

63,4

в том числе:

             

железнодорожный

1420

1469

1502

1326

1081

904

63,7

воздушный

6

8

10

10

14

-

-

Популярность транспорта общего пользования у пассажиров за рассматриваемый период снизилась, что можно связать с возрастанием роли личных автотранспортных средств. Однако, важно заметить, что пассажиры пользуются железнодорожным транспортом на много чаще, чем воздушным. Причиной этого явления может считаться, во-первых, высокая цена авиабилетов или психологическая неготовность граждан к перелетам.

Пассажирооборот по видам транспорта представлен в таблице 4 [2].

Т а б л и ц а 4 – Пассажирооборот по видам транспорта общего

пользования, миллионов пассажиро-километров

Показатели

Годы

2015 в % к 2010

2010

2011

2012

2013

2014

2015

 

Транспорт – всего

497

490

473

442

417

419

84,3

в том числе:

             

автобусный

388

385

372

351

331

337

86,9

троллейбусный

95

94

95

90

86

82

86,3

воздушный

14

11

6

0,5

-

-

-

Из представленных видов транспорта наиболее актуален для пассажиров автобусный, заметно уступает ему – троллейбусный. Однако за рассматриваемый период отмечается стабильная тенденция снижения пассажирооборота: сокращение произошло на 15,7 % к 2015 году в сравнении с 2010.

Перспективы развития городского округа Саранск требуют преобразования маршрутной сети городского округа, что необходимо реализовывать на основе изучения сложившихся пассажиропотоков с учетом подготовки и проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году с привлечением ведущих научных учреждений Российской Федерации в сфере транспорта.

Развитие дорожной сети – одна из ключевых составляющих подготовки республики к чемпионату мира по футболу 2018 года, так как это одно из основных требований ФИФА. Необходимы удобные подъездные пути к самому городу и достаточная пропускная способность автодорог между всеми основными объектами в городе (стадион, вокзалы, аэропорт, места проживания и т.п.). Кроме того, должна быть возможность организации выделенных полос движения аккредитованного автотранспорта по протокольным маршрутам, а также разделения потоков групп болельщиков. Необходимы вместительные парковки, разделенные на сектора для всех категорий участников, включая разделение на болельщиков разных команд, эффективная система указателей движения на двух языках и многое другое.

Чтобы реализовать эти требования, Администрацией городского округа Саранск в настоящее время разработана транспортная схема Саранска на 2018 год с перспективой до 2022-го и 2032 годов. В соответствии с данным проектом специалистами предложены автомобильные дороги, которые необходимо построить и реконструировать к отчетному периоду. Кроме того, определены улицы, которые следует комплексно благоустроить, необходимо обеспечить пешеходную связь с новым микрорайоном комплексной застройки в районе р. Тавла, и прежде всего со стадионом «Юбилейный», а также со всеми спортивными объектами, гостиницами, культурно-развлекательными и досуговыми местами.

Дополнительно разработана Схема транспортного обслуживания матчей ЧМ–2018 в г. Саранске, в рамках которой предлагается сделать перехватывающие парковки на въездах в город.

Однако в настоящее время пропускная способность магистральной улично-транспортной сети Саранска практически исчерпана. Основные причины – наличие транзитного потока с большой долей грузового транспорта и узкие дороги. В связи с этим страдают пассажиры транспорта общего пользования и автолюбители. Поэтому на основании транспортной схемы Саранска на 2018 год предполагается активное строительство внутригородских и объездных дорог. Предполагается разгрузка наиболее востребованных дорог по улицам Пролетарская, Володарского, Полежаева, Коммунистическая, Ботевградская, Гагарина, Лямбирское и Александровское шоссе.

Проанализированные показатели позволяют заметить множество положительных тенденций развития транспортного комплекса г. о. Саранск, однако, отмечены показатели, которые ухудшили свое положение за рассматриваемый период. В этом случае нельзя говорить о совершенстве механизмов управления транспортным комплексом.

Библиографический список

  1. Об утверждении стандарта качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере транспортного обслуживания в городском округе Саранск [Электронный ресурс] : постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 01.01.01 года № 913. – Доступ из спав.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/

Просмотров работы: 177