Муниципальный транспорт имеет наиболее высокое значение для экономики и действительно важен для мобильности населения, но отсутствие достаточных финансовых ресурсов не позволяет управлять транспортным комплексом наиболее эффективно. Изменения в сфере транспортной политики муниципальных образований обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного пассажирского и грузового транспорта. Это требует создания новых систем управления, способных эффективно реагировать на изменяющиеся условия среды и потребности населения.
Актуальность работы обусловлена не только высокой потребностью в перевозках, но и необходимостью рационализации, оптимизации эффективного управления транспортным комплексом, так как пассажирские перевозки в настоящее время обладают высокой аварийной опасностью.
Система управления транспортным комплексом городского округа Саранск складывается из нескольких уровней: организационного, а именно из работы компетентных органов власти регионального и муниципального значения, а так же правового, то есть из действующих нормативных документов.
В Республике Мордовия ответственным за транспорт является Государственный комитет Республики Мордовия по транспорту, который со дня формирования считается правопреемником Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия по вопросам транспорта, установленным законами и иными нормативно-правовыми актами Республики Мордовия, договорами, соглашениями и государственными контрактами.
Комитет в пределах своих полномочий осуществляет множество полномочий, а именно:
разрабатывает и вносит на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в установленной сфере деятельности;
разрабатывает прогноз социально-экономического развития Республики Мордовия в установленной сфере деятельности;
участвует в реализации федеральных, республиканских целевых и ведомственных программ в установленной сфере деятельности;
организует взаимодействие с кредитными организациями по осуществлению инвестиционной деятельности;
осуществляет оценку производственно-хозяйственного и финансово-экономического состояния организаций транспорта;
обеспечивает подготовку предложений в Правительство Республики Мордовия;
иные полномочия в соответствии с определенной компетенцией.
Структура Государственного комитета представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Организационная структура Государственного комитета Республики Мордовия по транспорту
Правовое регулирование осуществляется на основании действующих нормативных актов, в том числе издаваемых в Комитете.
Следующий орган управления в исследуемой сфере деятельности – Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Мордовия», которое является некоммерческой организацией, созданной Республикой Мордовия для исполнения государственных функций, оказания государственных услуг, выполнения работ в сфере дорожной деятельности (дорожного хозяйства), в том числе по разработке и реализации проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Республики Мордовия, учету автомобильных дорог, а также по оказанию услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Управление транспортным комплексом непосредственно в г. о. Саранск осуществляет Администрация городского округа. Правовое регулирование транспортным комплексом города осуществляется за счет правовых актов, издаваемых в Администрации, например: Постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 01.01.01 года № 913 «Об утверждении стандарта качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере транспортного обслуживания в городском округе Саранск» [1].
В г.о. Саранск с целью формирования и реализации единой политики, направленной на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках, и разработки стратегии развития общественного транспортного комплекса функционирует Казенное учреждение «Транспортное управление г.о. Саранск».
В своей деятельности Учреждение подотчетно Администрации г. о. Саранск, соответственно структура Учреждения и его штатное расписание утверждаются Главой Администрации по представлению Начальника Учреждения.
Транспортный комплекс г. о. Саранск представлен такими видами транспорта как:
транспорт общего пользования (обслуживающий сферу обращения и население);
транспорт необщего пользования (внутрипроизводственное перемещение сырья, полуфабрикатов, готовых изделий);
транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды и т. д.);
пассажирский транспорт;
грузовой транспорт;
воздушный транспорт;
железнодорожный транспорт;
трубопроводный транспорт.
С помощью анализа основных показателей транспортной политики за 2010–2015 года появляется возможность оценить текущее состояние системы управления транспортным комплексом в городском округе Саранск.
Первым показателем выступает отправление грузов по видам транспорта (таблица 1) [2].
Т а б л и ц а 1 – Отправление грузов по видам транспорта общего
пользования, тысяч тонн
Показатели |
Годы |
2015 в % к 2010 |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Транспорт – всего |
8521,3 |
10246,5 |
8731,4 |
8827,4 |
9069,3 |
7231,1 |
84,8 |
|
в том числе: |
||||||||
железнодорожный |
3585,0 |
3128,0 |
3346,0 |
3209,0 |
2964,0 |
2266,0 |
63,2 |
|
автомобильный |
4936,3 |
7118,5 |
5385,4 |
5618,4 |
6105,3 |
4965,1 |
100,6 |
Заметно, что объем отправления грузов в целом увеличился к 2014 году и сократился к 2015. При этом большей популярностью пользуется именно автомобильный транспорт. В свою очередь, отправление грузов с помощью железнодорожного транспорта, наоборот, уменьшилось, что можно связать со снижением его актуальности в сфере грузоперевозок и, в тоже время, повышением востребованности на автомобильный транспорт.
Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта общего пользования представлен в таблице 2 [2].
Т а б л и ц а 2 – Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта общего пользования
Показатели |
Годы |
2015 в % к 2010 |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Перевозки грузов, тыс. т |
4936 |
7118 |
5385 |
5618 |
6105 |
4965 |
100,6 |
|
Грузооборот, млн. т-км |
321 |
653 |
671 |
694 |
655 |
1891 |
589,1 |
Перевозки грузов на автомобильном транспорте общего пользования заметно возросли к 2014 году, но затем претерпели сокращение. За рассматриваемый период в несколько раз возрос сам грузооборот.
Необходимо отразить тенденции отправления пассажиров (таблица 3) [2].
Т а б л и ц а 3 – Отправление пассажиров по видам транспорта общего пользования, тысяч человек
Показатели |
Годы |
2015 в % к 2010 |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Транспорт – всего |
1426 |
1477 |
1512 |
1336 |
1095 |
904 |
63,4 |
|
в том числе: |
||||||||
железнодорожный |
1420 |
1469 |
1502 |
1326 |
1081 |
904 |
63,7 |
|
воздушный |
6 |
8 |
10 |
10 |
14 |
- |
- |
Популярность транспорта общего пользования у пассажиров за рассматриваемый период снизилась, что можно связать с возрастанием роли личных автотранспортных средств. Однако, важно заметить, что пассажиры пользуются железнодорожным транспортом на много чаще, чем воздушным. Причиной этого явления может считаться, во-первых, высокая цена авиабилетов или психологическая неготовность граждан к перелетам.
Пассажирооборот по видам транспорта представлен в таблице 4 [2].
Т а б л и ц а 4 – Пассажирооборот по видам транспорта общего
пользования, миллионов пассажиро-километров
Показатели |
Годы |
2015 в % к 2010 |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
Транспорт – всего |
497 |
490 |
473 |
442 |
417 |
419 |
84,3 |
|
в том числе: |
||||||||
автобусный |
388 |
385 |
372 |
351 |
331 |
337 |
86,9 |
|
троллейбусный |
95 |
94 |
95 |
90 |
86 |
82 |
86,3 |
|
воздушный |
14 |
11 |
6 |
0,5 |
- |
- |
- |
Из представленных видов транспорта наиболее актуален для пассажиров автобусный, заметно уступает ему – троллейбусный. Однако за рассматриваемый период отмечается стабильная тенденция снижения пассажирооборота: сокращение произошло на 15,7 % к 2015 году в сравнении с 2010.
Перспективы развития городского округа Саранск требуют преобразования маршрутной сети городского округа, что необходимо реализовывать на основе изучения сложившихся пассажиропотоков с учетом подготовки и проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году с привлечением ведущих научных учреждений Российской Федерации в сфере транспорта.
Развитие дорожной сети – одна из ключевых составляющих подготовки республики к чемпионату мира по футболу 2018 года, так как это одно из основных требований ФИФА. Необходимы удобные подъездные пути к самому городу и достаточная пропускная способность автодорог между всеми основными объектами в городе (стадион, вокзалы, аэропорт, места проживания и т.п.). Кроме того, должна быть возможность организации выделенных полос движения аккредитованного автотранспорта по протокольным маршрутам, а также разделения потоков групп болельщиков. Необходимы вместительные парковки, разделенные на сектора для всех категорий участников, включая разделение на болельщиков разных команд, эффективная система указателей движения на двух языках и многое другое.
Чтобы реализовать эти требования, Администрацией городского округа Саранск в настоящее время разработана транспортная схема Саранска на 2018 год с перспективой до 2022-го и 2032 годов. В соответствии с данным проектом специалистами предложены автомобильные дороги, которые необходимо построить и реконструировать к отчетному периоду. Кроме того, определены улицы, которые следует комплексно благоустроить, необходимо обеспечить пешеходную связь с новым микрорайоном комплексной застройки в районе р. Тавла, и прежде всего со стадионом «Юбилейный», а также со всеми спортивными объектами, гостиницами, культурно-развлекательными и досуговыми местами.
Дополнительно разработана Схема транспортного обслуживания матчей ЧМ–2018 в г. Саранске, в рамках которой предлагается сделать перехватывающие парковки на въездах в город.
Однако в настоящее время пропускная способность магистральной улично-транспортной сети Саранска практически исчерпана. Основные причины – наличие транзитного потока с большой долей грузового транспорта и узкие дороги. В связи с этим страдают пассажиры транспорта общего пользования и автолюбители. Поэтому на основании транспортной схемы Саранска на 2018 год предполагается активное строительство внутригородских и объездных дорог. Предполагается разгрузка наиболее востребованных дорог по улицам Пролетарская, Володарского, Полежаева, Коммунистическая, Ботевградская, Гагарина, Лямбирское и Александровское шоссе.
Проанализированные показатели позволяют заметить множество положительных тенденций развития транспортного комплекса г. о. Саранск, однако, отмечены показатели, которые ухудшили свое положение за рассматриваемый период. В этом случае нельзя говорить о совершенстве механизмов управления транспортным комплексом.
Библиографический список
Об утверждении стандарта качества предоставления муниципальных (бюджетных) услуг в сфере транспортного обслуживания в городском округе Саранск [Электронный ресурс] : постановление Главы Администрации городского округа Саранск от 01.01.01 года № 913. – Доступ из спав.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия [Электронный ресурс] : официальный сайт. – Режим доступа: http://mrd.gks.ru/