ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.

Орлова А.В. 1, Макарова Д.С. 1
1федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоговая система и налоги выступают неотъемлемой частью не только источников бюджетных поступлений, но и важнейшим структурным элементом экономики. Важно отметить, что без формирования и реализации рациональной налоговой системы, которая не угнетает предпринимательскую деятельность и позволяет проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Среди большого количества экономических рычагов, благодаря которым государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают именно налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система выступает одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Государство использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные процессы, факторы рынка. Налоги и налоговая система представляют собой мощный инструмент управления экономикой в условиях рынка.

Налоговые органы являются единственными законными сборщиками налогов и сборов, формирующие бюджеты всех уровней государства. От того, насколько правильно построена система налогообложения, и система налоговых органов зависит эффективное функционирование всего национального хозяйства страны.

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, которая регулирует экономические процессы в обществе.

Для того чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо приспособить ее к существующим условиям экономики.

Одной из первостепенных задач государства выступает рациональная реализация проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Правильно выбранная налоговая политика даст возможность справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в получении максимально возможной прибыли и минимизировать налоговые платежи .

В настоящее время, на современном этапе развития государства и экономики в целом, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, способствующим их рациональному развитию. Так, в трехлетней перспективе 2015 – 2018 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, то есть это образование и реализация эффективной и стабильной налоговой системы, которая обеспечивает бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

Основными направлениями налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 год, одобренными Правительством Российской Федерации в 2015 году, в соответствии с которым предусматривается реализация налогового маневра, который представляет собой снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышение на потребление, в состав которой входила дорогая недвижимость, на рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования и обеспечение эффективного развития планировалось внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развития человеческого капитала.

2. Совершенствование системы налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях.

3. Развитие специальных налоговых режимов для малого предпринимательства.

4. Совершенствование взаимосогласованных процедур в налоговых отношениях.

5. Налогообложение добычи полезных ископаемых.

При анализе налоговой нагрузки в современной экономике необходимо учитывать два наиболее важных обстоятельства, которые оказывают влияние на характер и интерпретацию выводов. Во-первых, для стран, у которых налоговые доходы в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, определенные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые наиболее стабильны к ней. Таблица 1

Поступление налоговых платежей бюджет Российской Федерации

за 2014-2015гг.

Показатели

2014 год млрд. руб.

2015 год млрд. руб.

в % к 2014г.

Всего поступило в консолидированный бюджет Российской Федерации

12 670,2

13 788,3

108,8

в том числе:

     

в федеральный бюджет

6 214,6

6 880,5

110,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 455,6

6 907,8

107,0

Неопределенность системы налогообложения является важной характеристикой налоговой системы РФ, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Часто возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, доходящие до арбитражного суда. И нередко суд принимает сторону налогоплательщиков, свидетельствующее о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства.

Важной проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается необходимых средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия всячески стремятся уклониться от уплаты всех налогов.

Существующую проблему «теневой экономики» возможно, решить лишь в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью данных мероприятий можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, обеспечивать налоговый контроль, а также следует использовать налоговое администрирование.

Таким образом, нужно отметить, что на современном этапе реализуется ряд идей и законопроектов, которые призваны обновить и сделать налоговую систему более эффективной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт отдельных государств.

Часто налоговая система РФ не в полной мере отвечает современным условиям и процессам, выступая сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, составлению отчетности и применению информационных систем с дальнейшей целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую функцию, положительно воздействуя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность и развитие налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, которые связанны с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, также и в отношении к каждому конкретному виду налога.

Формирование устойчивой и прогрессирующей налоговой системы является главной задачей, которая стоит перед государством. Эффективно развитое налогообложение, можно обеспечить за счет гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при обеспечении управления экономикой страны.

В сфере налоговой политики существует ряд проблем, которые требуют достаточно тщательного решения. Значительно велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения . Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и обеспечивает развитие неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия.

Поэтому Правительство РФ в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, которое основано на культуре уплаты налогов.

Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для обеспечения развития конституционных норм РФ. Стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, непродуктивной, неэкономичной. Огромное количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Министерство финансов для развития и совершенствования налоговой системы РФ предлагает ввести эффективные налоговые льготы для инвесторов. Так, например, для новых инвестиционных проектов – возможность сократить уплачиваемый налог на прибыль на суммы капитальных вложений. Также готовятся предложения по либерализации налогового режима для региональных инвестиционных проектов. В рамках поддержки малого бизнеса планируется расширение перечня видов деятельности для применения патентной системы налогообложения.

Ряд процедур направлен на построение более эффективной системы налогообложения: совершенствование принципа применения федеральных льгот для региональных налогов; индексация акцизов, которая основана на реальной экономической ситуации; анализ целесообразности предоставления налоговых льгот для совместных проектов в энергетической сфере с участием иностранных инвесторов; внедрение преференций для развития туризма.

Важным вопросом налоговой политики Российской Федерации на 2016-2018 годы является реформирование налогообложения недвижимости физических лиц, а также доходов, которые получены в результате продажи имущества. Действие данного налога распространяется на собственников различных типов зданий, а также объектов незавершенного строительства. Для органов местной власти реализованы инструменты, позволяющие дифференцировать налоговые ставки. Разработан механизм защиты от занижения стоимости имущества при осуществлении сделок. В результате все операции с недвижимостью должны проходить по рыночной стоимости, что обеспечит увеличение поступления в бюджет и результативность налогообложения.

Проводя все эти процедуры в области реформирования налоговой системы, можно обеспечить активный рост налоговых поступлений в государственный бюджет Российской Федерации.

Существующая в Российской Федерации налоговая система требует дальнейшего совершенствования, основные направления которой включают в себя: стимулирование и развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в сфере экономики, обороны и международных обязательств, осуществить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, нуждающиеся в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Особенность реформирования экономики в России представляет собой то, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении и совершенствовании конституционных прав и законных интересов абсолютно каждого налогоплательщика.

Изучив и проанализировав состояние налоговой системы РФ на сегодняшний день, можно сделать выводы:

1) осуществление администрирования в области налогообложения является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью является необходимым условием построения новой, более совершенной налоговой системы;

2) налоговая система РФ должна самостоятельно развиваться, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

3) при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;

4) главной задачей налоговой политики выступает повышение уровня жизни населения страны.

Налоговая система РФ представляет собой один из главных элементов рыночной экономики. Она является главным важным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, раскрытие приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым развитым общественным отношениям и соответствовала мировому опыту.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации от от 21.07.2014 N 11-ФКЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.10.2016 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Налоговой кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс] //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.10.2016 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Никулина Е.В. Современные проблемы управления финансами[Текст] / Е.В. Никулина, Ю.К. Смирнова // IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «Белгу». – 2016. – С. 340–341.

  4. Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение [Текст] / Т.В.Сапрыкина, В.М.Владыка, В.Ф.Тарасова // Налоговая система и налоговая политика: науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. – Белгород. 2011. – С. 360 – 363.

  5. Мелкумян, Э. Э. Налоговая политика России на современном этапе [Текст] / Э. Э. Мелкумян // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: VII Международная студенческая научно-практическая конференция. 2016. – №7. – С. 34 – 38.

  6. Брызгалин, А. В. Налоги и сборы. Сложные вопросы. Из практики налогового консультирования [Текст] / А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головин. – М.: Норма, 2013.– 218 с.

Просмотров работы: 1095