ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Никулина Е.В. 1, Волченко В.А. 1
1федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль бюджета в финансовой безопасности и управ­лении государством велика, поскольку именно он является той основой, от которой зависят все управленческие действия и решения. От того, какие в итоге будут приняты решения и каким образом про­финансированы, будет зависеть реализация «норм, за­крепленных в иных федеральных законах, изданных до принятия закона о бюджете и предусматривающих фи­нансовые обязательства государства», и бюджет в этом случае выполняет роль особого финансово-правового инструмента для осуществления финансово-экономической политики и защиты национальных интересов.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, то есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Следовательно, бюджетная система Российской Федерации – это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных бюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации при регулировании нормами права.

Бюджетная система выступает главным звеном финансовой безопасности государства, а ее построение напрямую зависит от формы государственного и административного устройства страны.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех:

- федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местных бюджетов.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы страны и его формирование является неотъемлемым элементом обеспечения финансовой безопасности страны, поскольку он представляет собой основу финансового плана, утверждаемого Государственной Думой в виде федерального закона.

Федеральный бюджет формируется за счет доходов, представляющих собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

В таблице 1 представлена динамика формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации за 2013-2015 годы.

Из представленные в таблице 1 данных видно, что в 2013 году общий объем доходов составлял 13 019,9 млрд рублей, в 2014 году объем доходов увеличился на 11% и составил 13 659,2 млрд рублей.

Прирост доходов наблюдался по всем приведенным позициям, при этом, наиболее заметным был в результате уплаты хозяйствующими субъектами НДС и налога на прибыль – по 17%. Прирост нефтегазовых доходов в федеральном бюджете страны за этот же период составил 14%.

Таблица 1

Динамика доходов федерального бюджета Российской Федерации

за 2013 - 2015 гг., млрд руб.

Виды доходов

Объём доходов, млрдруб.

Темп роста,%

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

к

2014 г.

2014 г.

к

2015 г.

Нефтегазовые доходы

6534

7433,8

5862,7

114

79

Ненефтегазовые доходы

6485,9

7063,1

7796,6

109

110

Связанные с внутренним производством

2681,5

3113,6

3467,6

116

111

НДС (внутренний)

1868,2

2181,4

2448,3

117

112

Акцизы

461

520,8

527,9

113

101

Налог на прибыль

352,2

411,3

491,4

117

119

Связанные с импортом

2,418,0

2474,3

2404,4

102

97

НДС на ввозимые товары

1,607,8

1705,2

1785,2

105

102

Акцизы на ввозимые товары

63,4

71,6

54

113

75

Ввозные пошлины

683,8

652,5

565,2

95

87

Прочие

1386,4

1475,2

1924,6

106

130

Доходы всего

13019,9

14496,9

13659,2

111

94

В 2015 году, вследствие обостренной политической и экономической ситуации, доходы Федерального бюджета России сократились на 6% по сравнению с предыдущим годом и составили 13659,2 млрд руб. Снижение поступления доходов в федеральный бюджет наблюдалось по таким позициям как нефтегазовые доходы – на 21% и доходы, связанные с импортом – на 3%, акцизы на ввозимые товары – на 25% и доходы, получаемые за счет оплаты ввозных пошлин – на 13%. При этом, по остальным доходам, получаемым в результате внутреннего производства можно увидеть прирост показателей.

В структуре доходов федерального бюджета в 2013-2014 годах наибольший удельный вес имели нефтегазовые доходы – 50,2% и 51,3% соответственно, а в 2015 году заметно преобладание доли ненефтегазовых доходов – 57,1% в общей структуре доходов федерального бюджета России.

Связано это с действием бюджетного правила, согласно которому нефтегазовые доходы не расходуются, а идут в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

В свою очередь, рост доли «ненефтегазовых» доходов обусловлен резким увеличением поступлений по акцизам, а именно повышением ставок: так, акцизы на табак ежегодно растут – порядка на 20%, при этом, предполагается их дальнейшее увеличение - до 28%.

Расходы государственного бюджета играют не менее важную роль в обеспечении финансовой безопасности государства, поскольку представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств страны и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Иными словами, расходы федерального бюджета - это затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Исследование расходов федерального бюджета Российской Федерации показало, что в 2015 году общая сумма составляла 15 620,3 млрд рублей, что на 788,7 млрд. рублей больше, чем в 2014 году и на 2 277,4 млрд. рублей больше, чем в 2013 году (табл. 2).

Следует отметить, что увеличение расходов каждый год в структуре расходов в большей степени происходит за счет увеличения расходов на национальную оборону – увеличение в 2015 году составило 28% и социальную политику - 24%. Увеличение расходов по данным направлениям произошло вследствие введенных против страны санкций, тем самым комплексно воздействуя на все сферы жизнеустройства.

Кроме этого, на протяжении всего рассматриваемого периода можно отметить увеличение общегосударственных расходов – на 10% и 19%, на охрану окружающей среды – на 91% и 7%, расходов на физическую культуру и спорт – на 5% и 3%, расходы связанные с обслуживанием государственного и муниципального долга – на 15% и 25% соответственно.

Вместе с этим, в 2015 году произошло сокращение расходов федерального бюджета по таким направлениям как национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 6%, расходы на национальную экономику – на 21%, образование, здравоохранение и культура – на 4% и 8% соответственно.

Таблица 2

Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации 2013-2015 гг., млрд руб.

Виды расходов

Объём расходов, млрд руб.

Темп роста, %

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2013 г.

к

2014 г.

2014 г.

к

2015 г.

Общегосударственные расходы

850,7

935,7

1117,6

110

119

Национальная оборона

2103,6

2479,1

3181,4

118

128

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

2061,6

2086,2

1965,6

101

94

Национальная экономика

1849,3

3062,9

2324,2

166

79

ЖКХ

177,5

119,6

144,1

67

120

Охрана окружающей среды

24,3

46,4

49,7

191

107

Образование

672,3

638,3

610,6

95

96

Культура, кинематография

94,8

97,8

89,9

103

92

Здравоохранение

502

535,5

516

107

96

Социальная политика

3833,1

3452,4

4265,3

90

124

Физическая культура и спорт

68

71,2

73

105

103

СМИ

77,3

74,8

82,1

97

110

Обслуживание государственного и муниципального долга

360,3

415,6

518,7

115

125

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетной системы РФ

668,1

816,1

682

122

84

Расходы всего

13342,9

14831,6

15620,3

111

105

В структуре расходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимают расходы на социальную политику – 27%. Далее по объему расходов занимает национальная оборона, доля которой составляет порядка 20%. При этом, удельный вес расходов на национальную экономику составляют 15% от общего объема расходов федерального бюджетаи 13% приходится на долю национальной безопасности и правоохранительной деятельности.

В 2015 году исполнение федерального бюджета осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», от 20 апреля 2015 г. № 93-ФЗ, от 13 июля 2015 г. № 211-ФЗ и от 28 ноября 2015 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее – Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов») и нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов. Изменение законодательно установленных основных показателей федерального бюджета и их исполнение в 2015 году представлены в таблице 3.

Таблица 3

Основные показатели федерального бюджета Российской Федерации

в 2015 году, млрд руб.

Наименование

ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в редакции от:

Бюджетное назначение

Исполнение

01.12.2014 № 384-ФЗ

20.04.2015 №93-ФЗ

28.11.2015 №329-ФЗ

Доходы

15082,4

12539,7

13251,3

13251,3

13659,2

Нефтегазовые

7717,2

5686,7

5879,9

5879,9

5862,6

Ненефтегазовые

7365,2

6853

7371,4

7371,4

7796,6

Расходы

15513,1

15215

15417,3

15854,3

15620,2

Дефицит(-)/Профицит(+)

-430,7

-2675,3

-2166

-2603

-1961

в % к ВВП

Доходы

19,5

17,1

18

18

16,9

Нефтегазовые

10

7,8

8

8

7,3

Ненефтегазовые

9,5

9,3

10

10

9,6

Расходы

20

20,8

21

21,6

19,3

Дефицит(-)/Профицит(+)

-0,6

-3,7

-2,9

-3,5

-2,4

По итогам 2015 года федеральный бюджет исполнен с дефицитом в сумме 1 961,0 млрд рублей, или 2,4% ВВП. Недоисполнение федерального бюджета по расходам составило 234,1 млрд рублей, из которых 64,0 млрд рублей – уменьшение расходов на обслуживание государственного долга в связи с проведением операции обмена облигаций федерального займа (далее – ОФЗ) в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Фактический объем поступивших доходов сложился на 407,9 млрд рублей больше уровня доходов, предусмотренного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», что в основном обусловлено поступлением средств, которые не были предусмотрены в законе о бюджете (в том числе в результате безвозмездных поступлений (87,1 млрд рублей), а также отражением некассовых операций (162,7 млрд рублей, из которых 162,0 млрд рублей – уменьшение имущественного взноса в имущество ГК «Агентство по страхованию вкладов»)

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сказать, что по итогам 2015 года в сравнении с 2014 годом:

– снижение доходов федерального бюджета (по отношению к ВВП) составило 1,7 процентных пункта, что связано прежде всего с падением нефтегазовых доходов на фоне снижения мировых цен на нефть марки «Юралс» (практически в два раза) при росте курса доллара США по отношению к рублю. При этом поступление ненефтегазовых доходов увеличилось на 0,5 процентных пункта;

– рост расходов федерального бюджета составил 0,3 процентных пункта ВВП, в том числе за счет увеличения объемов межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, что в значительной степени связано с увеличением трансферта на обязательное пенсионное страхование. Вместе с тем, в реальном выражении расходы федерального бюджета сократились и составили 93,3% к расходам 2014 года;

– дефицит федерального бюджета составил 2,4% ВВП (в 2014 году – 0,4% ВВП), ненефтегазовый дефицит – 9,7% ВВП (в 2014 году – 10,0% ВВП).

Таким образом, проведенное исследование показало необходимость усиления разработки новых подходов к формированию доходов и расходов федерального бю­джета Российской Федерации для усиления ее финансовой безопасности. Основными направлениями в этом случае могут быть:

- обобщение и систематизация неналоговых доходов бюджета;

- обеспечение достаточными доходными источни­ками всех субъектов Российской Федерации;

- разработка действенного механизма, стимулирую­щего субъектов Российской Федерации как к потреблению полученных доходов, так и к оптимизации и развитию потенциала их источников;

- полномочия участников бюджетного процесса долж­ны быть консолидированы на достижение общей цели всей бюджетной деятельности - обеспечение финан­совой безопасности Российской Федерации;

- развитие системы финан­сового контроля в бюджетной сфере, а также развитие института бюджетной ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

- повышение прозрачности и открытости бю­джетного процесса, а именно развитие системы обязательного обоснования бюджетных расходов, повышение заин­тересованности главных распорядителей (распоряди­телей), получателей бюджетных средств в прозрачном, эффективном и ответственном управлении получен­ных бюджетных средств.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016) //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.10.2016 г.). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  2. Афанасьев, Р. С. Понятие эффективности бюджетных расходов: теория и законодательство [Текст] /Р. С. Афанасьев, Н. В. Голованова // Финансовый журнал. – 2016. – № 1. – С. 61-70.

  3. Бегунова, С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст] : Учебное пособие / С. Бегунова. – Оренбург : ОГУ, 2014. – 320 с.

  4. Никулина, Е.В. Характеристика бюджетных рисков: экономическая сущность и мероприятия по их минимизации [Текст] / Е. В. Никулина, И. Г. Федюшина // Молодой ученый. –2014. – №1. – С. 411–413.

  5. Никулина, Е.В. Современные проблемы управления финансами[Текст] / Е.В. Никулина, Ю.К. Смирнова // IV Международной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня основания НИУ «Белгу». – 2016. – С. 340–341.

Просмотров работы: 389