Стадия развития человека от 10-11 до 14-15 лет в психологии традиционно называют подростковым, а также – переходным, трудным, критическим возрастом [6].
Подростковый кризис является пиком перехода из детства во взрослость. По продолжительности он является самым длительным из всех детских кризисов. В данном периоде ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, а так же развивается «чувство взрослости» (центральное новообразование подросткового возраста).
По мнению Д. Б. Эльконина, подростковый кризис наступает в 11-12 лет. Л. С. Выготский считал, что – в 13 лет. По мнению Л. М. Фридмана, – в 12-14 лет.
Во время кризиса подросток становится грубым, замкнутым, стремится поступить наперекор взрослым, игнорирует их замечания.
Основной проблемой в данном периоде становится подростковая агрессия. Изучением агрессии занимались как отечественные (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн), так и зарубежные психологи (З. Фрейд, Э. Фромм).
Агрессия – поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой реагирования на физический и психический дискомфорт, стресс. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [1].
Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам Платонова Н.М. выделяет следующие формы агрессивных действий:
негативные –– позитивные (деструктивные –– конструктивные);
явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия –– скрытая агрессия);
вербальные –– физические (словесное нападение –– физическое нападение);
прямые –– косвенные (непосредственно направленные на объект –– смещенные на другие объекты);
враждебные –– инструментальные (с целью причинения вреда/боли другому человеку –– с иными целями);
эго-синтонные (принимаемые личностью) –– эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью) [4].
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: злословие, повышение тона и громкости голоса, бурное проявление негативных эмоций (аффектация), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, применение физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и т.д.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения.
Агрессия в подростковом возрасте проявляется, прежде всего, в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.
Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным» [2].
Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны с двумя основными факторами – это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни, и в связи неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.
Можно выделить несколько основных источников, из которых подростки приобретают знания об агрессивном поведении: семья, взаимодействие со сверстниками, СМИ, компьютерные игры.
Нами было проведено исследование на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Щекино с участием 24 учащихся шестого класса, направленное на определение уровня агрессивных и враждебных реакций. Исследование проводилось при помощи опросника Басса-Дарки [5].
Возраст учащихся данного класса лежит в интервале 12-14 лет. Из 24 респондентов 41,7% составляли мальчики и 58,3% девочки. Исследование показало, что все учащиеся данного класса характеризуются наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектных отношений.
А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: «...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При составлении опросника использовались следующие принципы:
вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.[5]
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что реакции, развивающие негативные чувства и негативные оценки людей и событий прослеживаются у 100% обследованных подростков, причем обычно они сопровождаются выражением зависти, ненависти к окружающим за действительные, а иногда и вымышленные действия.
В целом по выборке выявлен средний уровень агрессивности учащихся, что позволяет прогнозировать некоторые конфликты в среде воспитанников, которые могут сопровождаться не только грубыми выражениями, при этом пути выхода из подобных ситуаций подростки способны найти самостоятельно.
Исходя из результатов диагностики, в данной группе подростков девочки более агрессивны, чем мальчики. Это видно из индекса агрессивности и индекса враждебности. Бóльшая агрессивность девочек проявляется также в высоком уровне некоторых видов реакции. Например, у 21 % девочек показатели физическая агрессия и косвенная агрессия находятся выше нормы; у 29% - негативизм, у 43% - подозрительность. У 70% мальчиков, обучающихся в данном классе, ярко выражено чувство вины. Такой вид реакции, как обида, выражен примерно в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек.
Нам, как будущим учителям, важно помнить о следующих принципах взаимодействия с агрессивными детьми:
Никогда не позволять себе оскорблять их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все, на что они способны.
Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше соблюдать некоторую дистанцию.
В открытую не бороться, так как это усугубит отношения. Следует учитывать их психологические особенности и бурные реакции.
Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
Обсуждайте поведение только после успокоения.
Агрессивные подростки часто мстительны, ждут долгое время, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.
Необходимо выяснить, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение.
Агрессивные дети могут быть назойливы, слащавы. Необходимо понимать этот механизм, в работе учитывать это и не дать себе обижаться по мелочам.
Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестанет действовать, и Вы будете неубедительны и бессильны.
«Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.
Найти повод похвалить, особенно это хорошо спустя некоторое время после наказания. Ребенок убедится, что претензии были к его поступку, а не к личности в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Глоссарий психологических терминов/ ред. Н Губина. – М.: Наука. – 1999
Исаев, Д. Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития: Учебник для вузов/ Д. Н. Исаев. – Спб.: СпецЛит. – 2013.
Колосова, О. Ю. Социально-философские аспекты глобализации.// Система ценностей современного общества. – 2014. – № 36. – с. 130-134
Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие/ Н. М. Платонова. – Спб.: Речь, – 2006.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Е. И. Рогов. – М.: Просвещение. – 1996.
Слободчиков, В. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности. Учебное пособие/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – Москва: ПСТГУ. – 2013.