ПОТЕНЦИАЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОТЕНЦИАЛ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СВЕРСТНИКАМ

Седельникова В.А. 1, Лашкова Л.Л. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личностного опыта взаимодействия детей с миром, освоение культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях с людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию ребенка этическими нормами и правилами.

Социализация приводит к становлению в старшем дошкольном возрасте первичных социально-ценностных ориентаций, то есть освоенных ребенком смыслов и построенных на их основе способов поведения и общения, которые осознаются как необходимые и социально одобряемые.

Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследовании (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, С.А. Козлова, Т.И. Бабаева, Т.А. Репина, Л.В. Артёмова) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общения со сверстниками.

Нарастает интерес к внутреннему миру другого человека, к его чувствам, переживаниям, развивается эмпатия. Это приводит к укреплению избирательных отношений между детьми, симпатий, дружбы. Наиболее продуктивными в формировании доброжелательных взаимоотношений являются сюжетно-ролевые игры.

Поддерживая радостную перспективу игры, воспитатель создает у дошкольников стремление к дружным совместным действиям и предотвращает возможность спада общности интересов. Игра способствует тесному общению детей, установлению контактов между ними, в игре ребенок учится вступать в определенные отношения со сверстниками.

Д.Б. Эльконин указывает, что для осуществления игровой деятельности, имеющий коллективный характер, необходимо договориться между собой об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, договориться о значении вовлекаемых в игру предметов. Однако с возрастом общение в игре перестает быть лишь средством налаживания деловых контактов.

К старшему дошкольному возрасту общение приобретает все большую самостоятельную ценность, выражающуюся в формировании нравственных качеств: стремление к сопереживанию и взаимопониманию в налаживании с партнером доброжелательных отношений, отзывчивости, внимания. Нравственные качества приобретают уровень сознательности, отношений взаимной помощи и соподчинения, дружеского контроля, сотрудничества.

Доброжелательные отношения начинают строиться на взаимопонимании и общности интересов. Личностное взаимодействие, совместная деятельность (или причастность к деятельности друга), взаимная симпатия, глубокая эмоциональная привязанность в дружбе придают людям нравственную силу, социальную активность, уверенность в своей необходимости другому. У друзей появляется готовность сопереживать, сотрудничать и соучаствовать в трудных кризисных ситуациях, готовность сорадоваться успехам [1].

Для формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста можно использовать следующие методы и формы: наблюдения, беседы, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, трудовую и изобразительную деятельность.

Одной из наиболее ранних форм совместной деятельности со сверстниками в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Там, где по замыслу игры предусмотрено несколько персонажей, её участники вступают во взаимодействие. В процессе игрового общения старших детей создается коллектив.

Игровой коллектив – это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения и взаимного контроля, обеспечивавшими одинаковые права каждого ребенка на активную роль и выдумку в игре. В дружном игровом коллективе дети умеют договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы и конфликты. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Игры детей носят целенаправленный характер. В них важно, чтобы ребенок сочинял, комбинировал, строил, только тогда можно воспитать у него инициативу, настойчивость, изобретательность, навыки работы в коллективе.

В зависимости от содержания игры ребенок испытывает разнообразные чувства, но преобладающими являются радость, удовольствие. Возникающее чувство радости и создает тот эмоциональный подъем душевных сил ребенка, который наиболее благоприятен для приобретения им навыков взаимоотношений в коллективе.

В игровой деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления дружеского отношения к партнерам по игре, умения отказаться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права, не считаясь с правами ровесников. Глубина, длительность конфликтов у дошкольников во многом зависят от усвоенных ими образцов семейного общения.

В группе сверстников постепенно складываются общественное мнение, взаимная оценка детей, которые существенно влияют на развитие личности ребенка. Особенно важна оценка со стороны группы сверстников в старшем дошкольном возрасте. Ребенок чаще старается воздержаться от поступков, вызывающих неодобрение ровесников, стремится заслужить их положительное отношение.

Каждый ребенок занимает в группе определенное положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит от многих причин: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими людьми, внешности и др.

Сверстники объединяются в игре, в большей степени учитывая собственно-личностные отношения и симпатии, однако иногда в игровую группу на роли, которые никто не хочет выполнять, попадает непопулярный ребенок. Действия и взаимоотношения, которые дети разыгрывают в соответствии с взятыми на себя ролями, позволяют им ближе познакомиться с определенными мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается.

В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала – дети учатся на самом деле учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, вносить вклад в общее дело. Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, заботы, уважения к окружающим, культуры общения дают сюжетно-ролевые игры на бытовые темы. В них отражаются те социальные отношения, которые эмоционально затрагивают ребенка.

Сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении и накоплении социального опыта. Содержание игр вводит ребенка в широкую сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношения к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в сюжетно-ролевой игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.

Вместе с тем, воспитательный эффект в игре мы получаем лишь тогда, когда педагог активно участвует в развитии таких игр, вовлекает в их организацию родителей, когда удается систематизировать разрозненные впечатления, обогатить представления детей. Руководство педагога в возникшей игре направлено на поддержку личной и групповой инициативы дошкольников, на развитие их игровых и реальных взаимоотношений, на формирование важных нравственных качеств: упорства, целеустремленности, ответственности.

В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития длительных коллективных объединений. Помимо игровых отношений, в игре развиваются и реальные взаимоотношения. Дети временно могут выйти из роли, делая своим партнерам по игре замечания, споря с ними по поводу выполнения роли, построения сюжета, подбора игрового материала и т.д.

По ходу действия ребята оценивают выполнение роли своими товарищами. Эти реальные взаимоотношения могут быть дружескими, но могут создаваться и конфликтные ситуации в том случае, когда у детей не развиты навыки самоорганизации, не воспитаны определенные нравственные чувства.

При формировании детского коллектива необходимо помнить об этом двойственном характере взаимоотношений и, учитывая воспитательное воздействие игровых взаимоотношений, одновременно формировать и развивать реальные дружеские взаимоотношения детей. Коллектив играющих имеет свои формы соподчинения и согласования действий, основывающихся на единстве игровых и реальных взаимоотношений, это позволяет воспитателю оказывать влияние на поведение детей.

Уровень развития взаимоотношений в игре детей старшего дошкольного возраста зависит от многих факторов, и, прежде всего, от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного климата коллективных взаимоотношений в игре, можно выделить основные четыре подгруппы детей.

Первая подгруппа – дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако среди детей первой подгруппы встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослых, а с мнением своих сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.

Вторая подгруппа – дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений (вырезать, рисовать, конструировать и др).

Третья подгруппа – дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.

Четвертая подгруппа – это дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу [2].

Знание особенностей характеров всех детей группы дает возможность воспитателю подобрать и использовать при руководстве играми наиболее эффективные педагогические приемы, способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи, характерные для человека современного общества.

Список литературы:

  1. Ефимова, О.Н. Развитие доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии / О.Н. Ефимова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 74-77.

  2. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. – Режим доступа: http://www.kazreferat.info

Просмотров работы: 556