Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, его приобщения к знаниям, культурным ценностям, социальным нормам.В процессе образования индивид осваивает теоретические основы различных наук, а также практические умения и навыки.
Цель образования — духовное воспроизводство общества, сохранение научного и культурного достояния, нравственных идеалов.
В настоящее время российское образование основано в соответствии с условиями постиндустриального общества. Образование ставит своей целью становление и развитие гуманистической личности на основе демократии с учетом использования технических средств в учебном процессе и отсутствием барьеров при получении информации, воспитывая стремление к непрерывному образованию.
Важным элементом образования является школьное образование, включающее в себя три стандартные ступени общего образования:
начальное общее образование (срок освоения – 4 года)
основное общее образование (5 лет)
среднее (полное) общее образование (2 года).
Начальное и основное общее образование, согласно Конституции Российской Федерации, является обязательным для всех.
Большое внимание ученые (О. Карпенко, М. Бершадская, Ю. Вознесенская, Л. Гадрани) уделяют проблемам школьной системы образования. По мнению исследователей, уровень школьного образования в нашей стране находится на критическом уровне.
Основной проблемой школьной системы образование является направленность на теорию и минимальное участие в процессе обучения практической деятельности. Ученики не в состоянии применять полученный в школе материал в жизненных ситуациях, что может привести к неспособности по окончании высшего учебного заведения реализовать себя в профессии.
Падение социального статуса педагога в глазах ученика и его родителя также является одной из проблем системы образования. Вспоминая советскую систему образования, стоить отметить, что учитель всегда являлся воплощением ума и подражания, к которому дети относились с почтением и уважением. В настоящее время ученики позволяют себе хамить преподавателям, не реагировать на замечания, отвлекаться от обучающего процесса, предпочитая заниматься своими делами. Родители же придерживаются стороны своих детей. «Если наш ребенок получил неудовлетворительную оценку – это полностью вина учителя», - такого мнения они привыкли придерживаться в наше время.
Однако уровень подготовки современных учителей также можно выделить как проблему российской системы школьного образования. Недостаток практических знаний сказывается и в системе высшего образования, из-за чего выпускники вузов начинают свою педагогическую деятельность с наличием диплома, определенным багажом знаний, но недостаточным количеством необходимых для преподавателя умений и опыта.
Технологизация и технократизация образования несет в себя ряд проблем в деятельности социального института школы. Чрезмерное внедрение новых технологий может привести к девальвации живого человеческого общения, что может привести к зависимости ученика от гаджетов и различной компьютерной техники. Имеет ряд последствий информатизация образования: отсутствие рамок в получении информации приводит к бесконтрольности, неспособности ее дифференцировать.
Огромную проблему представляет устаревшая база школьного образования. Уровень преподавания предметов и их теоретическая основа не способны подготовить школьников к экзамену ЕГЭ, из-за чего родителям приходится нанимать репетиторов для своих детей. Сам же экзамен привел к тому, что детей начали натаскивать на тесты, оттеснив при этом речь школьника и необходимость в овладении им грамотным умением говорить нормальным и образованным языком.
Таким образом, необходимо решение для управления образования следующих проблем:
низкая заработная плата преподавателей;
недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
нехватка кадров;
недостаточный профессиональный уровень образования;
недостаточный уровень общей культуры.
Образование, являясь одним их способов получения знаний, приобретения умений и навыков, развития умственных, познавательных и творческих способностей, в системе такого социального института, как школа нуждается в модернизации. Проблемы образования порождают ряд противоречий, которые также необходимо решать. Школьное образование продолжает нуждаться в должном финансировании и проведении ряда реформ. Ученики должны не просто приобретать знания, но и уметь ими грамотно распоряжаться, то есть применять их в конкретной области.
Необходима полная реализация Федерального государственного образовательного пространства, в соответствии с которым образовательные учреждения должны разрабатывать основную образовательную программу.
Список литературы:
«Проблемы современной системы школьного образования» А. В. Усова
«Современные проблемы науки и образования» В. П. Богданова
«Великая эпоха. Школьное образование» И. Юсманов