ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Мисакян Л.Б. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РГЭУ(РИНХ)), факультет Менеджмента и предпринимательства
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для любого предприятия получение финансового результата (прибыли) говорит о признании обществом (рынком) полезности его деятельности или получении выручки от реализации произведенного на предприятии продукта в виде продукции, работ, услуг. Его размер являет собой критерий активности любого предприятия. В условиях современности от грамотного управления финансовыми результатами зависит эффективная, продолжительная деятельность любой компании. Центральное место в комплексном экономическом анализе хозяйственной деятельности организации занимает система управления финансовыми результатами.

По данным экспертов из-за отсутствия налаженной системы управления финансами, компании ежегодно теряют не менее 10% своих доходов. Нехватка оперативной и полной финансовой информации приводит к запоздалым, ошибочным управленческим решениям, из зоны внимания руководства компаний уходят многие объекты финансового управления.

Для того, чтобы решить эту проблему необходимы, как минимум две составляющие: профессиональные управленческие кадры и эффективные инструменты, методики и методы, позволяющие рационально управлять финансовыми ресурсами. При этом надо исходить из того, что любое оптимальное управленческое решение влечет за собой положительный результат, поэтому при управлении финансовыми результатами необходима тесная работа всех служб предприятия во главе с финансовым менеджером (рис. 1).

Под управлением финансовыми результатами предприятия понимают комплекс мероприятий по управлению кредитно-денежными отношениями предприятия, реализуемых в определенном порядке ответственной структурой для решения взаимосвязанных задач восстановления, укрепления и расширения финансов [1].

Основными методами управления финансовыми результатами деятельности организации являются: планирование прибыли, распределение прибыли, управление прибылью на основе организации центров ответственности, факторный анализ прибыли.

L. B.

 

Оптимальные управленческие решения

 

Рис. 1 – Важнейшие составляющие управления финансовыми результатами на предприятии

Планирование прибыли – это составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы в организации. Прибыль планируют раздельно по видам деятельности предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, которые влияют на величину возможных финансовых результатов, и, рассмотрев варианты производственной программы и выбрать наиболее подходящий вариант, обеспечивающий максимальную прибыль.

При прогнозируемых условиях хозяйствования и относительно стабильных ценах прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Современная ситуация в экономике затрудняет долгосрочное планирование, и организации могут составлять реальные планы прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли призвано к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, составление квартальных планов становится необходимым. Любой плательщик налога на прибыль заинтересован в том, чтобы разница между заявленным им размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако определение возможностей организации в финансировании своих потребностей - более важная цель планирования прибыли. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от оказания услуг, реализации продукции, выполнения работ.

Основные этапы планирования представлены на рисунке 2. В качестве базовых показателей используют выручку от реализации работ, услуг, продукции, себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, валовую прибыли и прочую прибыль, стоимость активов организации на конец года, структуру себестоимости, финансовый рычаг, рентабельность всего капитала и рентабельность собственного капитала.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, который обеспечивает как покрытие потребностей организации, так и формирование дохода страны. Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить материальные, производственные и социальные нужды предприятия [2].

 

1 - Расчет базовых показателей за предшествующий год

 

Рис. 2 – Этапы планирования финансовых результатов

Балансовая прибыль организации является объектом распределения. Под распределением прибыли понимают ее направление в бюджет и по статьям использования в организации. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и прочих обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении организации, структуры статей ее использования находится в компетенции организации.

Остающаяся в распоряжении предприятия прибыль подразделяется на две части. Первая часть участвует в процессе накопления и увеличивает имущество организации, вторая часть характеризует долю прибыли, используемой на потребление. Остаток прибыли не использованной на увеличение имущества, имеет резервное значение и может быть использован в последующие годы для финансирования различных расходов, покрытия возможных убытков, [3].

За счет нераспределенной прибыли прошлых лет предприятие может образовать фонд накопления. Структура фонда накопления строится в зависимости от источников, разделение на фонды предпочтительнее с точки зрения эффективности использования и учета, но не является обязательным. Источники фондов формируют следующие из них:

- инвестиционный;

- амортизационный;

- резервный;

- страховой;

- ассоциативный или отраслевой;

- пенсионный и прочее.

При формировании инвестиционных фондов могут быть привлечены как собственные, так и заемные ресурсы. Каждый фонд создается для определенной цели, поэтому средства, привлекаемые в инвестиционные фонды, должны учитываться отдельно. Привлечение иностранных инвестиций возможно только для транснациональных корпораций или крупных компаний, т.к. они имеют возможность формировать реальную прибыль и передавать собственнику [4].

Амортизационный фонд организации формируется из средств амортизационных отчислений. На предприятии формируется фонд инвестирования в основные фонды производственного и непроизводственного назначения или в капитальные вложения. Так же формируются фонды пополнения собственных оборотных средств или их прироста, фонды на закупку оборудования, фонд освоения новой техники и технологий. Кроме того, формируются специальные фонды для работы на финансовом рынке.

Резервный фонд формируется за счет чистой прибыли. Каждая организация обязана сформировать резервный фонд для покрытия каких-либо расходов в пределах до 25% от уставного капитала. Отраслевые фонды создаются только там, где существует отраслевая структура.

Управление по центрам ответственности является одной из подсистем, обеспечивающих внутрифирменное планирование. В рамках данной подсистемы можно оценить вклад каждого подразделения в итоговые результаты деятельности организации. Выделение центров финансовой ответственности необходимо при регулировании конечных финансовых результатов на основе оценочных показателей, ответственность за которые несут руководители структурных подразделений предприятия [5].

Управление организацией путем создания центров финансовой ответственности - эффективный инструмент оперативного управления бизнесом. Эта система управления дает возможность проводить анализ, за счет каких факторов, достигнут конкретный результат, иметь информацию о темпах развития организации, выявлять звено предприятия, которое тормозит его развитие, так же можно достичь качественно новых результатов, воздействую на определенные центры ответственности.

Центр финансовой ответственности - это структурное подразделение организации:

- осуществляющие операции по оптимизации прибыли;

- способное оказывать непосредственное воздействие на рентабельность;

- отвечающее перед вышестоящим руководством за реализацию установленных целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.

Цель системы управления по центрам финансовой ответственности состоит в повышении эффективности управления подразделениями организации на основе обобщения данных о результатах деятельности каждого центра ответственности с тем, чтобы возникающие отклонения можно было отнести на конкретного руководителя.

Наиболее распространенной является классификация центров финансовой ответственности в зависимости от полномочий и ответственности (рис. 3):

- центр затрат - это структурное подразделение, руководитель которого отвечает только за затраты;

- центр дохода - это структурное подразделение, которое отвечает только за выручку от продажи продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом;

- центр прибыли - это структурное подразделение, которое ответственно за финансовые результаты своей деятельности;

- центр инвестиций - это структурное подразделение, которое несет ответственность за капиталовложения;

- центр контроля и управления - это сфера деятельности, несущая ответственность за конкретные виды работ и их результаты.

 

Центр затрат

 

Центр прибыли

Центр инвестиций

Рис. 3 – Центры финансовой ответственности по управлению

финансовыми результатами предприятия

Управление прибылью на основе ведения центров финансовой ответственности затрагивает работу внутренних структур и подразделений организации, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли и несущих ответственность за результаты этих решений [6].

Целью применения методики управления прибылью по центрам ответственности является оценка, прогнозирование и достижение оптимальной прибыли, рентабельности и эффективности деятельности центров финансовой ответственности и предприятия в целом.

Значение факторного анализа заключается в том, что на величину прибыли от реализации продукции оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. К внешнему воздействию относятся конъюнктура рынка, нормы амортизационных отчислений, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, состояние экономики страны, система налогообложения. К внутренним факторам относят цены на реализуемую продукцию, конкурентоспособность продукции, заработную плату, эффективность производственного и финансового планирования, компетентность руководства и менеджеров, квалификация работников, технический уровень основных производственных фондов.

Итоговая таблица в планировании финансовых результатов будет иметь следующий вид (на примере условной организации), как представлено в таблице 1. Из таблицы 1 видно, что важнейшим фактором, определяющим величину прибыли организации являются цены на продукцию. Цены устанавливаются в зависимости от конкурентоспособности производимой продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Уровень цен определяется качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства. Себестоимость занимает значительный удельный вес в структуре цены.

Таблица 1

Текущий прогноз финансовых результатов

Показатели

2015 (факт)

2016 (прогноз)

Изменение (+,-)

 

Тыс.руб.

Уд.вес,%

Тыс.руб.

Уд.вес,%

Тыс.руб.

Уд.вес,%

Выручка, млн. руб.

19038

100

21314

100

2176

100

Себестоимость продаж, млн. руб.

14560

76,48

16138

75,65

578

11,96

Валовая прибыль, млн. руб.

4478

23,57

5190

24,35

712

10,84

Управленческие расходы, млн. руб.

894

4,7

1001

4,7

107

15,9

Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб.

3584

18,83

4012

18,83

428

11,96

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

2352

12,32

3239

15,2

889

37,77

Налог на прибыль, млн. руб.

230

1,5

648

3,04

418

183

Чистая прибыль, млн. руб.

2122

11,15

2592

12,16

470

22,13

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост к падению прибыли. Изменение среднего уровня цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Вышеописанные факторы влияют на прибыль не напрямую, а через объем реализованной продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния организации. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли [7].

Таким образом, величина прибыли от продажи продукции находится под воздействием множества факторов: изменение объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализацию продукции, цен на сырье, материалы, топливо и энергию, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Проведение факторного анализа прибыли дает возможность объективно оценить резервы повышения эффективности производства и принять правильные управленческие решения по использованию производственных факторов.

Вопрос определения финансового результата организации – один из наиболее сложных и фундаментальных вопросов, стоящих перед бухгалтерским учетом. Для того, чтобы эффективно управлять финансовыми результатами, недостаточно знать только инструменты и методы их управления, необходимо владеть так же информационной базой [8,9].

Достижение поставленных целей и получение максимального финансового результата при минимальных затратах требует постоянного планирования, прогнозирования, организации, стимулирования, координации и контроля финансового состояния организации. [10]. Для комплексного и полноценного управления финансовыми результатами, затрагивающего практически все области деятельности организации, необходима постановка эффективной службы финансового менеджмента, так как финансовый результат является конечным результатом деятельности всех подразделений предприятия. [11]. Своевременное, грамотное управленческое решение, которое не противоречит законом деятельности предприятия, сформированное на основании сбора, группировки и анализа требуемой информации, несомненно, приведет к эффективной, стабильной и продолжительной работе предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. М. : Экономика, 2008. 721 с.

  2. Синявин В. Ю., Янина Т. Ф., Кулаженкова А. В. Факторный анализ в исследовании проблемы повышения экономической эффективности и инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов // XXI век : итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 128 – 150.

  3. Карсунцева О. В. Многомерный факторный анализ как метод оценки производственного потенциала // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 2 (28). С. 108 – 115.

  4. Шнайдер О. В., Абрамова Н. С. Теоритические аспекты анализа поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2014. № 3. С. 345 – 350.

  5. Михайлова Д. В. К вопросу об аналитических возможностях бухгалтерской отчетности // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 275 – 281.

  6. Игошин А. Н., Черемухин А. Д. Методика оценки величины человеческого капитала сельскохозяйственных организаций на основе данных годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 201 – 2014.

  7. Подлесная В. Г. Динамика нормы прибыли в социально экономических циклах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2013. № 4 (15). С. 145 – 148.

  8. Балабанов А. И. Финансы // СПб: Питер. 2007. С. 150 – 154.

9. Кузина Е.Л. Приоритет общественной безопасности в управлении. - Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Научно-практический журнал. - № 2(69). - 2016. – С. 16-19.

10. Лапоногова А.А. Оптимизационное моделирование структуры капитала коммерческой организации. - Экономика и предпринимательство. – 2016. – №9. – С.108-113.

11. Современные проблемы финансового менеджмента: теория, методология и технологии: монография / В.Ю. Барашьян и др.; под науч. ред. В.С. Золотарева, В.Ю. Барашьян. – Ростов н/Д: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2016. – 192 с.

11

Просмотров работы: 818