ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ГОСУДАРСТВА

Ковалева Е.И. 1, Орлова А.В. 1, Аверьянов Б.П. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительного преимущества. Впервые этот принцип был предложен Д. Рикардо. Согласно разработанной им теории государству следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.

Наличие особых условий (выгодное географическое положение, запасы редких природных ресурсов, надлежащая квалификация специалистов, высокий уровень технической оснащенности производства) дает стране определенные преимущества при производстве тех или иных товаров и услуг. Эти преимущества выражаются в выпуске более дешевой и качественной продукции и позволяют на этой основе извлекать выгоды от международной специализации производства.

Фактором развития международной торговли может выступать и принцип абсолютного преимущества, впервые сформулированный А. Смитом. Страна считается обладателем абсолютного преимущества, когда она является монопольным производителем той или иной продукции или способна производить ее дешевле других стран. Например, ЮАР доминирует в производстве алмазов. Однако таких случаев крайне мало.

Внешнеэкономические связи практически во всех промышленно развитых странах во многом определяют экономическое и социальное развитие государства и рассматриваются как часть целостной системы хозяйствования. В тоже время в разных странах существуют различные приоритеты во внешнеэкономической сфере. Это находит отражение в структуре аппарата государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой существует достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, который в настоящее время представляет несомненный интерес. Анализ зарубежного опыта реализации внешнеторговой деятельности представляют определенный интерес и для России.

Так в США внешняя экономическая политика занимается анализом внешнеэкономической деятельности страны и обоснованием целесообразности сотрудничества США с другими странами мира на двусторонней, региональной или многосторонней основе. Для реализации данного направления в США создано Управление внешней экономической политики, отделы которого отвечают за вопросы торговли и инвестиционной политики с определенными странами и регионами - в Европе, Западном полушарии, Восточной Азии, Африке и Южной Азии. Управление торговли занимается вопросами текущей торговой политики. Оно устанавливает квоты по импорту, разрабатывает программы по управлению свободными торговыми зонами, рассматривает обращения от промышленных корпораций по вопросам экспорта и импорта.

В рамках Управления по развитию торговли определяются перспективы развития внешней торговли страны, инвестиционная политика, программы, укрепляющие конкурентоспособность американского экспорта, меры, способствующие усилению позиций промышленных компаний США на мировых рынках. Оно управляет объединенной программой развития, которая предусматривает стимулирование таких ключевых отраслей, как аэрокосмос, автомобильное дело, производство потребительских товаров и др. К функциям данного управления относится также наблюдение за рынком капитала, зарубежным строительством и за иностранными инвестициями в США.

Примером европейского опыта может стать Германия. Для поддержки финансовых сторон внешнеэкономической деятельности в Германии успешно функционирует ряд специализированных кредитных учреждений:

1. Кредитная корпорация по восстановлению;

2. Германский стабилизационный банк;

3. Компания «Гермес» по страхованию кредитов;

4. Компания АКА по экспортным кредитам и др.

В тоже время субъекты хозяйствования сами организуются в специальные учреждения и ассоциации с целью выработки единой позиции по ключевым экономическим вопросам и координации своей деятельности:

1. Федерация немецкой промышленности;

2. Центральная федерация торговых агентов и маклеров;

3. Ассоциация немецких банков;

4. Национальная федерация ассоциаций немецких работодателей;

5. Федерация немецких профсоюзов;

6. Федеративный союз немецкой оптовой и внешней торговли БГА.

В Великобритании на макроуровне работает свыше 60-ти центральных ведомств, в том числе 14 министерств. Основным министерством, координирующим внешнеэкономическую деятельность, является Министерство торговли и промышленности. Министерство торговли и промышленности работает по трем основным направлениям – торговая политика, координация и конъюнктурно-финансовая информация. Главным проводником внешней экономической политики государства в Великобритании является Министерство иностранных дел. В МИД Великобритании экономическими проблемами занимаются следующие функциональные отделы:

- торговых отношений и экспорта, в обязанности которого входят вопросы поощрения экспорта, проблемы общеевропейского экономического сотрудничества, проблемы торговли Восток-Запад, а также экономические аспекты деятельности НАТО;

- финансовых отношений, который координирует вопросы помощи иностранным государствам и защиты капиталовложений за рубежом, международные финансовые вопросы, вопросы отношений с развивающимися странами и другие.

Координация внешнеэкономической деятельности Великобритании в зарубежных странах осуществляется через посольства. В посольствах предусмотрены должности посланников, советников и секретарей по торгово-экономическим вопросам. Они работают в тесном контакте с Министерством торговли и промышленности и теми английскими фирмами, которые имеют интересы в данной стране.

В последнее время политика внешней торговли РФ становится все более четкой, направленной на поддержание и улучшение внешнеторговых связей со странами – основными партнерами РФ. К мерам такой политики можно, в первую очередь, отнести создание органов совместного контроля внешнеторговых связей.

Сегодня практически со всеми ключевыми партнерами у РФ действуют такие органы. Результаты их деятельности и будут определять дальнейшее развитие партнерства.

Так, в Германии важным инструментом решения конкретных задач российско-германского сотрудничества и продвижения приоритетных экономических интересов двух стран является Рабочая группа по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (СРГ), созданная в 2000 году по инициативе Президента России В.В. Путина и Канцлера Германии Г. Шрёдера.

Основными направлениями деятельности СРГ являются проработка вопросов, имеющих стратегическое значение для двустороннего сотрудничества, содействие реализации инновационных проектов, поиск и поддержка в освоении новых более эффективных форм экономического взаимодействия, а также решение проблемных вопросов, выходящих за рамки обычных коммерческих операций.

В рамках торговых отношений стран заключаются договора, в перспективе способствующие развитию торговли. К таким мерам можно отнести мониторинг хода реализации совместных деловых проектов и инициатив в области логистики, энергетики («Северный поток»), авиастроения («ЕАДС») и здравоохранения («Телемедицина»), повышения квалификации российских специалистов инженерно-технических специальностей на германских предприятиях.

В рамках деловых презентаций регионов Приволжского федерального округа (Республики Татарстан и Мордовия, Чувашская и Удмуртская Республики, Пензенская и Ульяновская области) представителям германских деловых кругов представлены инвестиционные проекты (производство автокомпонентов, переработка древесины, строительство платных автодорог и т.д.).

С Италией в последнее время также создавались совместные проекты. К наиболее важным из них можно отнести покупку 23 июня 2008 г. компанией «Лукойл» 49% акций нефтеперерабатывающего завода компании «ЭРГ» в г. Приоло за 1,347 млрд. евро. Благодаря этой сделке «Лукойл» получает прямой доступ к европейскому рынку и центру Средиземноморья.

Крупнейшими итальянскими инвесторами в России являются компании «ФИАТ» (автомобилестроение), «Индезит» (бытовая техника), «Текнимонт» (химическое производство), «Марацци» (строительная керамика), «Ферреро» (кондитерские изделия), «Федерленьо Арредо» (мебельная промышленность). Все эти компании активно ведут себя на рынке России в 2007-2008 годах, что выражается в создании совместных предприятий, улучшенных условиях поставки продукции.

Малый, по сравнению с объемом экспорта, объем импорта из Нидерландов вовсе не говорит об отсутствии интереса голландских партнеров к России. Этот интерес представлен в большей мере в инвестиционной сфере, нежели в торговой. К наиболее крупным инвестиционным проектам можно отнести разработку нефтегазовых месторождений («Газтерра», «Газюни», «Шелл»).

Одним из наиболее важных партнеров с точки зрения долгосрочной перспективы, стратегическим союзником России является Китай. Бурное развитие торговли между этими странами является взаимовыгодным.

Таким образом, обеспечение внешнеэкономической безопасности должно гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов отечественных производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. Однако проведение санкционной политики с 2014 г. европейскими странами по отношению к России, поставили внешнеэкономическую деятельность стран в затруднительное положение. По мнению многих экспертов эффект санкционной политики имеет отрицательной характер в сравнении с ожиданиями. Под влиянием проводимой европейскими странами внешнеторговой политики с 2014 г. структура внешнеэкономической деятельности резко изменилась.

Литература

1. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность / В.В. Покровская - М.: Юрайт, 2013. - 366 с.

2. Камышанченко Е.Н., Медведская К.В., Болтенкова Ю.В., Болтенков В.И. особенности влияния экономических санкций на внешнеэкономические отношения российской федерации в условиях мирового политического кризиса // фундаментальные исследования. – 2016. – № 7-1. – с. 116-120;url: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40469 (дата обращения: 09.03.2017).

3. Камышаченко Е.Н., Дорохова Е.И. Внешнеэкономический потенциал Белгородской области: состояние и приоритетные направления развития//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. “История. Политология. Экономика. Информатика”. 2014. № 15 (186). Вып. 31/1. С. 5-13

Просмотров работы: 351