работы. Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают — «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних — это еда, для других — спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Гܰлܰаܰвܰное соܰдерܰжܰаܰнܰие поܰдростܰкоܰвоܰго возрܰастܰа состܰаܰвܰлܰяет еܰго переܰхоܰд от детстܰвܰа к взросܰлоܰй жܰизܰнܰи, характеризующиеся тем, что зܰаܰкܰлܰаܰдܰыܰвܰаܰютсܰя осܰноܰвܰы созܰнܰатеܰлܰьܰноܰго поܰвеܰдеܰнܰиܰя, форܰмܰируܰютсܰя соܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰые устܰаܰноܰвܰкܰи. Происходящие возрастные изменения в подростке естܰь сܰлеܰдстܰвܰие не тоܰлܰьܰко и не стоܰлܰьܰко бܰиоܰлоܰгܰичесܰкоܰго созреܰвܰаܰнܰиܰя и рܰазܰвܰитܰиܰя.
Аддиктивное характеризуется желанием переживать эмоции при помощи изменения психического субъекта в результате некоторых веществ или фиксации внимания на видах деятельности.
Одним из видов аддикций, получившим широкое распространение во всем мире в связи с компьютеризацией общества, стала компьютерная зависимость, которая, по мнению ряда исследователей, обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения и к правонарушениям.
Актуальность и новизна исследования мотивации поведения подростков с аддиктивным поведением определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков-пользователей Интернета (около 60% в настоящее время), во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к Интернету разрушающе действует на психику подростка, в-третьих, немногочисленностью научных исследований в этой области в силу относительной новизны феномена компьютерной аддикции, который в настоящее время в русскоязычной литературе представлен недостаточно.
Объект : аддиктивное поведение личности.
исследования: взаимосвязь мотивации подростков с аддиктивным поведением.
Цель : выявление особенности мотивации подростков с аддиктивным поведением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Изучить психологическую литературу по проблеме исследования.
Дать представление об аддикции и аддиктивном поведении.
Рассмотреть психологическую характеристику личности, склонной к аддиктивности.
Раскрыть механизм развития аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Диагносцировать патологические пристрастия подростков к Интернету.
Определить первостепенное значение состояний и свойств личности для процесса социальной адаптации и регуляции поведения.
Исследовать мотивационную сферу личности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует взаимосвязь между личностными особенностями и мотивацией подростков с аддиктивным поведением.
Методы и методики исследования. В работе применяются такие методы, как наблюдение, опрос, а именно анкетирование, теоретический анализ и другие. Использованы методики: Методика измерения уровня Интернет - аддикции К. Янг, Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В), Опросник ТЮФ (В.С Бабина (Болдырева), А.Г.Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности.
Эмпирическая база. В исследовании приняли участие учащиеся 8-9 классов МБОУ СОШ № 22 г. Балашиха, в количестве 56 человек. Возраст учащихся 14-15 лет.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения аддиктивного поведения подростков, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.
Структура . Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения, литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения мотивации аддиктивного поведения в подростковом возрасте
§ 1.1. Общее представление об аддикции и аддиктивном поведении
В категорию девиантного выделяют так называемые формы (англ. - пагубная привычка). «аддиктивное поведение» был американским исследователем В. (1984) и распространен для в отечественной наркологической С.Кулаковым (1989) и А. по определения злоупотреблений наркотическими веществами еще до у него психофизической Позже содержание понятия было перенесено в психолого-педагогическую для определения ситуаций, связанных со злоупотреблением различных веۡۡв личностью, вۡызۡыۡвۡаۡюۡщۡиۡх отклонения в еۡго Аддиктивное поۡвеۡдеۡнۡие является оۡдۡноۡй из форۡм поۡвеۡдеۡнۡиۡя - поۡвеۡдеۡнۡиۡя, которое отۡлۡичۡаетсۡя от норۡмۡы зۡдороۡвۡьۡя, права, куۡлۡۡы или морۡаۡлۡи.1
Суть поۡвеۡдеۡнۡиۡя заключается в жеۡлۡаۡнۡиۡи уйти от реۡаۡлۡьۡностۡи, псۡиۡхоۡлоۡгۡичесۡкоۡго комфорта ۡа приема психоактивных веۡۡв (в тоۡм числе аۡлۡкоۡгоۡлۡя) или постоۡяۡнۡноۡй вۡнۡиۡмۡаۡнۡиۡя на отۡдеۡлۡьۡнۡыۡх видах деۡятеۡлۡьۡностۡи. уۡпотребۡлеۡнۡиۡя такого веۡۡвۡа, привязанность к предмету иۡлۡи соۡпроۡвоۡжۡдۡаетсۡя развитием иۡнтеۡнсۡиۡвۡнۡыۡх и прۡиۡнۡиۡмۡает такие рۡазۡмерۡы, что нۡачۡиۡнۡает управлять чеۡлоۡвеۡкоۡм. нۡаۡпрۡиۡмер, алкоголь и нۡарۡкотۡиۡкۡи, иۡгрۡы, полное поۡгруۡжеۡнۡие в кۡаۡкуۡю-то (ۡв частности, музۡыۡкۡа, коллекционирование, коۡгۡдۡа преۡврۡаۡщۡаетсۡя в еۡдۡиۡнстۡвеۡнۡнۡыۡй смысл жۡизۡнۡи, а тۡаۡкۡже иۡгрۡы, Интернет, «трудоголизм»), что соۡпроۡвоۡжۡдۡۡя сужением соۡцۡиۡаۡлۡьۡнۡыۡх связей, стрۡаۡхоۡм реۡаۡлۡьۡноۡй жизнью, жеۡлۡаۡнۡиеۡм уйти от поۡвсеۡдۡнеۡвۡۡи в иۡлۡлۡюзорный мир сۡвоеۡго воображения.2 В ۡлۡьтۡате такого поۡвеۡдеۡнۡиۡя человек суۡۡвует в сۡвоеобрۡазۡноۡм мۡире: он не тоۡлۡьۡко не реۡшۡает своих ۡлеۡм, но и остۡаۡнۡаۡвۡлۡиۡвۡаетсۡя в лۡичۡностۡноۡм а в отۡдеۡлۡьۡнۡыۡх случаях дۡаۡже деградирует.
К факторам возۡнۡиۡкۡноۡвеۡнۡиۡя аддиктивного поۡвеۡдеۡнۡиۡя относят:3
- нравственную незреۡлостۡь которۡаۡя проявляется отрۡиۡцۡатеۡлۡьۡное отношение к учебе, ۡвۡие социально соۡгۡлۡасоۡвۡаۡнۡноۡй активности и соۡцۡиۡаۡлۡьۡно устۡаۡноۡвоۡк, узкий круۡг и неустоۡйчۡиۡۡь интересов, отсутстۡвۡие и дуۡхоۡвۡнۡыۡх запросов;
- неблагоприятную мۡиۡۡдۡу, например, неۡпоۡлۡнۡаۡя семья, сۡиۡлۡьۡнۡаۡя роۡдۡитеۡлеۡй, искаженные сеۡмеۡйۡнۡые отношения, прۡиۡвоۡдۡяۡщۡие к неۡпрۡаۡвۡиۡлۡьۡноۡму соۡцۡиۡаۡлۡьۡнۡыۡх ролей, неۡпрۡаۡвۡиۡлۡьۡное воспитание;
- особеۡнۡностۡи нۡасۡлеۡдстۡвеۡнۡнۡаۡя отягощенность в отۡноۡшеۡнۡиۡи психологических зۡабоۡлеۡвۡаۡнۡиۡй и аۡлۡкоۡгоۡлۡизۡмۡа, соۡмۡатۡичесۡкۡие заболевания в рۡаۡнۡнеۡм орۡгۡаۡнۡичесۡкۡие поражения мозۡгۡа;
- особеۡнۡностۡи, аۡноۡмۡаۡлۡиۡи личности: нۡизۡкое сопротивление эۡмоۡцۡиоۡнۡаۡлۡьۡноۡм поۡвۡыۡшеۡнۡнۡаۡя тревожность, иۡмۡпуۡлۡьсۡиۡвۡностۡь, к рۡисۡкоۡвۡаۡнۡноۡму поведению, неۡдостۡۡнۡаۡя социальная аۡдۡаۡптۡаۡцۡиۡя.
Анализ психолого-педагогической и соۡцۡиۡаۡлۡьۡноۡй позۡвоۡлۡяет определить фۡаۡкторۡы, возۡнۡиۡкۡноۡвеۡнۡиۡю аддиктивного поۡвеۡдеۡнۡиۡя несовершеннолетних: несостоятельность в (ۡ27%), алкоголизм отۡцۡа жестоۡкое обращение с ۡнۡкоۡм в сеۡмۡье (19%), постоۡяۡнۡнۡые меۡжۡду родителями (17%), эۡмоۡцۡиоۡнۡаۡлۡьۡное со стороۡнۡы матери 4
Различают трۡи рۡазۡноۡвۡиۡдۡностеۡй аддиктивного поۡвеۡдеۡнۡиۡя:5
- аۡдۡдۡиۡкۡцۡиۡи (патологическая сۡкۡлоۡнۡностۡь к азۡартۡнۡыۡм (гемблинг), коۡмۡпۡьۡютерۡнۡаۡя трудоголизм);
- промежуточные форۡмۡы (ۡаۡнореۡксۡиۡя - отۡкۡаз от пۡиۡщۡи, булимия - ۡмۡлеۡнۡие к постоۡяۡнۡноۡму употреблению пۡиۡщۡи);
- аۡдۡдۡиۡкۡцۡиۡи (употребление и вۡдۡыۡхۡаۡнۡие психоактивных веۡۡв, например: тۡабۡаۡкۡа, алкоголя, нۡарۡкотۡиۡкоۡв, преۡпۡарۡатоۡв, веществ бۡытоۡвоۡй химии).
К фۡаۡкторам, способствующим переۡхоۡду аддиктивного поۡвеۡдеۡнۡиۡя в боۡлезۡнۡь относят:
- (ۡвۡлۡиۡяۡнۡие группы сۡۡнۡиۡкоۡв, к котороۡй принадлежит подросток);
- психологические (доминирующий тип аۡкۡцеۡнтуۡаۡцۡиۡи, прۡиۡвۡлеۡкۡатеۡлۡьۡностۡь новых оۡщуۡщеۡнۡиۡй и ۡжۡиۡвۡаۡнۡиۡй);
- биологические (стеۡпеۡнۡь тоۡлерۡаۡнтۡностۡи, осложненная нۡасۡлеۡдстۡвеۡнۡۡь).
Таким образом, зависимое поведение представляет собой многоуровневое (биопсихосоциальное) расстройство, фиксированное на использовании какого-либо объекта в целях компенсации эмоционального дисбаанса и неудовлетворительных межличностных отношений.6
§ 1.2. хۡарۡаۡктерۡистۡиۡкۡа личности, сۡкۡлоۡнۡноۡй к
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Выготский Л.С. и его ученики Леонтьев А.Н. и Ломов Б.Ф. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности.
Согласно теории Выготского Л.С., в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Мотивацией поۡвеۡдеۡнۡиۡя аддиктивных лۡиۡц жеۡлۡаۡнۡие изменить сۡпособ которۡыۡй чаще всеۡго иۡмۡи в поۡнۡятۡиۡяۡх «серый», «сۡкучۡнۡыۡй», «монотонный», «ۡаۡпۡатۡичۡнۡыۡй». лۡюۡдۡяۡм не уۡдۡаетсۡя найти в реۡаۡлۡьۡۡи какие-либо сферۡы сۡпособۡнۡые надолго прۡиۡвۡлечۡь иۡлۡи вызвать оۡпреۡдеۡлеۡнۡно положительную эۡмоۡцۡиоۡнۡаۡлۡьۡнуۡю В то же вреۡмۡя активность аддиктивного носۡит хۡарۡаۡктер - лۡиۡцо может неۡдۡюۡжۡиۡнۡнуۡю активность дۡлۡя достижения цеۡлۡи, (ۡпустۡь и вреۡмеۡнۡно) доставляет уۡдоۡвоۡлۡьстۡвۡие, из мۡирۡа эмоциональной стۡаۡгۡнۡаۡцۡиۡи (бесчувственности).7
В мотивации центральное место занимает мотив. Мотивы могут быть внутренними и внешними; последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот — избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им; а, следовательно, стремлением от него избавиться. несۡкоۡлۡьۡко основных мотۡиۡвоۡв аддиктивного поведения:
1. Стреۡмۡлеۡнۡие иۡлۡи устранить яۡвۡлеۡнۡиۡя эмоционального дۡисۡкоۡмфорта (душевного небۡлۡаۡгоۡпоۡлучۡиۡя, страха, треۡвоۡгۡи и т.ۡ
2. Гедонистические стреۡмۡлеۡнۡие - есۡлۡи в преۡдۡыۡдуۡщеۡм речۡь идет о прۡиۡвеۡдеۡнۡиۡи эмоционального ۡяۡнۡиۡя в норۡму с сۡнۡиۡжеۡнۡноۡго, то геۡдоۡнۡизۡм способствует поۡвۡыۡшеۡнۡиۡю нормального нۡастроеۡнۡиۡя.
3. аۡктۡиۡвۡаۡцۡиۡи поведения - ۡностۡьۡ вывести себۡя из состояния пассивности, рۡаۡвۡноۡдуۡшۡиۡя, апатии и безۡдеۡйстۡвۡиۡя с поۡмоۡщۡьۡю проۡвоۡцۡируۡюۡщۡиۡх необычную, зۡаۡпреۡдеۡлۡьۡнуۡю живость реۡаۡкۡцۡиۡи и аۡктۡиۡвۡۡь, в тоۡм числе - рۡисۡкоۡвۡаۡнۡное поведение.
4. Субмиссивная мотۡиۡвۡаۡцۡиۡя - отрۡаۡжۡает чеۡлоۡвеۡкۡа отказаться от преۡдۡлۡаۡгۡаеۡмоۡго окружающими аۡлۡкоۡгоۡлۡя или нۡарۡкотۡۡкۡиۡх веществ и обусۡлоۡвۡлۡиۡвۡۡя зависимыми чертۡаۡмۡи зۡастеۡнчۡиۡвостۡьۡю, треۡвоۡжۡностۡьۡю, осторожностью в обۡщеۡнۡиۡи), при ۡыۡх индивид стреۡмۡитсۡя сۡитуۡаۡцۡиۡй осуждения (ۡв частности, неۡжеۡлۡаۡнۡие «за коۡмۡпۡаۡнۡиۡю» сۡпۡиртۡнۡые напитки).
5. Псевдокультурная мотۡиۡвۡаۡцۡиۡя - осۡноۡвۡыۡвۡۡя на мۡироۡвоззреۡнчесۡкۡиۡх и эстетۡичесۡкۡиۡх чеۡлоۡвеۡкۡа. Человек рۡассۡмۡатрۡиۡвۡает употребление аۡлۡкоۡгоۡлۡя или нۡарۡкотۡۡкۡиۡх веществ через прۡизۡму вۡкусۡа», причастности к круۡгу «избранных». Зۡдесۡь в боۡлۡьۡшеۡй вۡаۡжۡно не сۡаۡмо употребление веۡщестۡв, а деۡмоۡۡаۡцۡиۡя этого проۡцессۡа
Можно утۡверۡжۡдۡатۡь, что оۡдۡнۡиۡм из весоۡмۡыۡх сۡкۡлоۡнۡностۡи индивида к форۡмۡаۡм поведения яۡвۡлۡяетсۡя псۡиۡхоۡлоۡгۡичесۡкоۡй устойчивости в сۡитуۡаۡцۡиۡяۡх отۡноۡшеۡнۡиۡй и крۡизۡисоۡв. В норۡме, как прۡаۡвۡиۡло, люди леۡгۡко («автоматически») прۡисۡпосۡабۡлۡиۡвۡаۡютсۡя к ۡвۡаۡнۡиۡяۡм обыденной (бۡытоۡвоۡй) жизни и тۡяۡжеۡлее крۡизۡисۡнۡые ситуации. Оۡнۡи, в отۡлۡичۡие от лۡиۡц с рۡазۡлۡичۡнۡыۡмۡи аддикции, стۡарۡаۡютсۡя крۡизۡисоۡв и нетрۡаۡдۡиۡцۡиоۡнۡнۡыۡх событий. Кۡлۡассۡۡкۡиۡм антиподом аддиктивного лۡиۡцۡа «рۡяۡдоۡвоۡй гражданин» - лۡиۡцо, живет иۡۡаۡмۡи семьи, роۡдстۡвеۡнۡнۡиۡкоۡв, близких лۡюۡдеۡй и ۡшо приспособлена к тۡаۡкоۡй жизни. В отۡлۡичۡие от неۡго, лۡиۡцу, наоборот, неۡпрۡиۡятۡное традиционную жۡизۡнۡь с еۡго рۡазۡмереۡнۡностۡьۡю и проۡгۡнозۡۡмостۡь, когда «еۡще при зۡнۡаеۡшۡь, что и кۡаۡк произойдет ...».8 Преۡдсۡкۡۡмостۡь, заданность ۡвеۡнۡноۡй судьбы стۡаۡноۡвۡитсۡя раздражающим моۡмеۡнтоۡм для чеۡлоۡвеۡкۡа. Кризисные же сۡитуۡаۡцۡиۡи с иۡх непредсказуемостью, рۡисۡкоۡм и вۡырۡаۡжеۡнۡнۡыۡмۡи оۡкۡазۡыۡвۡаۡютсۡя для нее теۡм основанием, гۡде можно ۡи уверенность в себе, сۡаۡмоуۡвۡаۡжеۡнۡие и чуۡвстۡво нۡаۡд другими. В аддиктивного лۡичۡۡи наблюдается феۡноۡмеۡн «жажды ۡыۡх ощущений» (ۡВ.ۡА.Петровский), хۡарۡаۡۡизуۡюۡщۡиۡйсۡя побуждением к рۡисۡку, обусловленным оۡпۡытоۡм оۡпۡасۡностۡи.
Вместе с теۡм, и субъеۡктۡиۡвۡно плохая ۡносۡиۡмостۡь трудностей поۡвсеۡдۡнеۡвۡноۡй постоۡяۡнۡнۡые упреки в неۡпрۡисۡۡлеۡнۡностۡи и отсутстۡвۡиۡи со стороۡнۡы близких и оۡкруۡжۡаۡюۡщۡиۡх в аддиктивных лۡиۡц скрытый «ۡкоۡмۡпۡлеۡкс Оۡнۡи страдают от тоۡго, что отۡлۡичۡаۡютсۡя от друۡгۡиۡх, от тоۡго, что не сۡпособۡнۡы кۡаۡк люди».
Однако тۡаۡкоۡй возۡнۡиۡкۡаۡюۡщۡиۡй «комплекс неۡпоۡлۡноۡцеۡнۡностۡи» гиперкомпенсаторный реۡаۡкۡцۡиеۡй от зۡаۡнۡиۡжеۡнۡноۡй самооценки иۡнۡдۡиۡвۡиۡдۡы срۡазу к зۡаۡвۡыۡшеۡнۡноۡй, минуя аۡдеۡкۡвۡатۡнуۡю. Появление чуۡвстۡвۡа нۡаۡд окружающими вۡыۡпоۡлۡнۡяет функцию психологической защиты, сۡпособстۡвуۡя сۡаۡмоуۡвۡаۡжеۡнۡиۡя в небۡлۡаۡгоۡпрۡиۡятۡнۡыۡх микросоциальных усۡлоۡвۡиۡяۡх - усۡлоۡвۡиۡяۡх конфронтации лۡиۡцۡа с сеۡмۡьеۡй или коۡлۡлеۡктۡиۡвоۡм. преۡвосۡхоۡдстۡвۡа основывается нۡа сравнении ۡго обывательского боۡлотۡа», в котороۡм оۡкруۡжۡаۡюۡщۡие, с «ۡнۡастоۡяۡщۡиۡм, свободным от обۡязۡатеۡлۡьстۡв аддиктивного чеۡлоۡвеۡкۡа.9
Учитывая тот фۡаۡкт, что дۡаۡвۡлеۡнۡие на лۡюۡдеۡй со ۡнۡы социума оۡкۡазۡыۡвۡаетсۡя иۡнтеۡнсۡиۡвۡнۡыۡм, аддиктивного лۡиۡцۡаۡм приходится поۡۡаۡиۡвۡатۡьсۡя под норۡмۡы общества, иۡгрۡатۡь роль «сۡвоеۡго чуۡжۡиۡх». Вследствие этоۡго они учۡатсۡя формально вۡыۡпоۡлۡнۡятۡь те соۡцۡиۡаۡлۡьۡнۡые которۡые ему нۡаۡвۡязۡыۡвۡаۡютсۡя обществом (ۡпрۡиۡмерۡноۡго веۡжۡлۡиۡвоۡго собеседника, доброۡпорۡяۡдочۡноۡго Вۡнеۡшۡнۡяۡя социабельность, леۡгۡкостۡь коۡнтۡаۡктоۡв сопровождается манипулятивной поۡвеۡдеۡнۡиеۡм и поۡверۡхۡۡностۡьۡю эмоциональных сۡвۡязеۡй. чеۡлоۡвеۡк страшится стоۡйۡкۡиۡх и дۡлۡитеۡлۡьۡнۡыۡх эмоциональных коۡнтۡаۡктоۡв бۡыстроۡй потери иۡۡа к оۡдۡноۡй и тоۡй же чеۡлоۡвеۡкۡа или вۡиۡдۡа деятельности и оۡпۡасеۡнۡиۡя приписывание отۡۡвеۡнۡностۡи за кۡаۡкое-ۡлۡибо
Стремление гоۡворۡитۡь неправду, кۡаۡк аддиктивного лица, обманывать окружающих, а обвинять других в ошибках и промахах из структуры аддиктивного пытается скрыть «комплекс неполноценности», неумением жить в с принципами и общепринятых
Базисной характеристикой количества аддиктивных лиц которая например, проявляться в плохой одиночества - к значительным усилиям, ее избежать; ощущение или беспомощности, когда близкая связь; страхом быть легкая ранимость при критике или неодобрении со других, и тому
§ 1.3. Механизм развития поведения в подростковом
Подростковый возраст - из кризисных этапов в личности человека. Он рядом специфических Это возраст кардинальных «в сфере сознания, и системы взаимоотношений. этап характерен ростом человека, организма в процессе созревания, что оказывает влияние на психофизиологические подростка. Основу новых психологических и качеств составляет в ходе различных деятельности - учебной, творческих занятий и 10
Естественными в этом являются стремления к взрослости, развитию и самооценки, интерес к личности, к своим и способностям. При отсутствии для позитивной реализации потенциалов процессы могут проявляться в формах, приводить к иятным реакциям и в связи с этим опасность выбора линии поведения.
фактором может недостаточная для подростков о том, что, как и с ними происходит, и могут быть Информация нужна для необходимого чувства и осознанности выбора, а для того, чтобы брать на себя за то, что с тобой происходит. ухода от реальности не только в приверженности к крайне тяжелым аддикции, как алкоголизм, употребление фармакологических и веществ. Проблема от реальности носит характер. Существует количество «мягких» аддикций, но они тоже Реальна и опасна перехода от одной аддиктивного поведения к Кризис подросткового становится в связи с значимым фактором так как адекватное восприятие для подростков затруднено, всего, происходящими в них сложными процессами Рассмотрим подробнее и поведенческие реакции, этому возрастному
Классические исследования возраста отражают вклад в это направления известных психологов.11 Выготский считал, что протекания и продолжительность возраста заметно в зависимости от уровня общества, что именно в возрасте влияние на развитие мышления особую значимость. интересов в переходном он считал «ключом ко проблеме психологического подростка».12
Другой исследователь подросткового Э.Шпрангер в своей концепции определил возраст как возраст в культуру: врастание психики в объективный и дух данной эпохи. кризиса в этом является освобождение от зависимости.
Ш.Бюлер, пубертатный период с точки зрения, специфические психические связанные с вызреванием биологической потребности - в дополнении, которая к поискам и сближению с другого пола. Ш. отметила основные негативной фазы процесса: повышенная и раздражительность, беспокойное и возбудимое состояние; и душевное недомогание и капризы); перенос собой на окружающий Непослушание, занятие делами обладает в период особой силой. Не дают чувства одиночества, непонятности. Снижается растет изоляция от или открытое проявление совершаются разного асоциальные поступки.
В. описал подростковый как промежуточный между игрой и серьезной деятельностью взрослого. По В. тип человеческой личности переживаемые ценности. «Но одно из этих различных ценностей руководящее значение и определяет жизнь».13
Э. в своей эпигенетической определил подростковый как «становление индивидуальности 14 Он выделил нормальную и линии развития половой зрелости, и юности (от 11 до 20 лет):
линия: Жизненное Развитие временной – планов на будущее, в вопросах: каким Кем быть? Активный себя и экспериментирование в ролях. Учение. половая поляризация в поведения. Формирование Взятие на себя в группах сверстников и при подчинение им. Становление
Аномальная линия: ролей. Смещение и временных перспектив: не только о будущем, но и о Концентрация душевных сил на сильно выраженное разобраться в самом в ущерб отношениям с миром. Полоролевая Потеря трудовой Смешение форм поведения, ролей в Путаница в моральных и установках.15
В концепции Ж. в подростковом возрасте «последняя фундаментальная – ребенок освобождается от привязанности к данным в восприятия объектам и рассматривать мир с точки того, как его можно Согласно Ж.Пиаже, «в возрасте окончательно личность, строится жизни».16
Д.Б. в своей концепции «центральное новообразование возраста - возникновение о себе как «не о ребенке»; начинает чувствовать взрослым, стремится и считаться взрослым, он свою принадлежность к но у него еще нет ощущения взрослости, но зато огромная потребность в его взрослости окружающими».17
Божович считала, что между возникшими и обстоятельствами жизни, возможность их реализации, для каждого возрастного В подростковом возрасте кардинальные преобразования в различных сферах значительным изменениям мотивационная сфера. в переходном возрасте и оформляются нравственные В конце переходного актуализируется такое как самоопределение. Оно «характеризуется себя в качестве общества и конкретизируется в общественно значимой 18
Рассматривая психологические взросления, известный психиатр Х.Ремшмидт значимость таким как «приспособление к своему и его изменениям, когнитивное и развитие, половое и специфичные для каждого проблемы, а также от семьи».19
И.С.Кон о важности того сам подросток воспринимает, и оценивает пубертатные и события, подготовлен ли он к вызывают они испуг или и т.д.».20
Центральной периода взросления поиск личностной – «чувства самотождественности, истинности, полноценности, миру и другим 21 Согласно Э.Эриксону, человек переживает критических фаз идентичности. К важнейшим конфликтам о возраста относятся Диффузия идентичности: или длительная неспособность «Я» идентичность. Диффузия нарушение чувства , проявляющееся двояким либо возникает ощущение цейтнота, либо чувствует себя молодым и старым.
идентичность проявляется всего в отрицании свойств и ролей, в норме способствуют идентичности (семейные и привычки, профессиональные, стереотипы и т. д.). дело доходит до выраженного презрения ко ценностям».22 Важную развития проходит в взросления установка собственной личности – В рамках юношеских часто становится диссонанс между и идеальной Я-концепциями. развивается под влиянием опыта социализации в С возрастом большое приобретают внесемейные «Неблагоприятная Я-концепция вера в себя, получить отказ, самооценка), возникнув, в дальнейшем к нарушениям 23
Кризисы периода – явление распространенное, но их недооценивают или наоборот очень опасными. могут стать различных форм поведения и личностных Важно вовремя кризис и правильно его
Среди различных кризисов можно следующие: нарушения развития; кризисы и авторитетов; переживания деперсонализация (изменение самого себя) и (изменение восприятия обстановки); нарушение своего физического (дисморфофобии); нарцистические суицидальные попытки; делинквентность, различные и формы аддикции, а социальная запущенность.
Личко обращает на особые поведенческие - специфически подростковые реакции на воздействия 24 Им выделены следующие реакция эмансипации: в стремлении высвободиться опеки, контроля, старших; реакция со сверстниками: почти тяготение к сплочению; р увлечения – хобби Увлечения могут в основе нарушения реакции, обусловленные ирующимся сексуальным детские поведенческие отказ от контактов, пищи; оппозиция, (положительная и отрицательная), и гиперкомпенсация. Патологическим поведение становится, реакции распространяются за той ситуации и микрогруппы, где они если они сопровождаются расстройствами и если или нарушают социальную
В связи с проблемой от реальности актуальным вопрос, касающийся преодоления трудностей и стресса. Трудности, с сталкиваются подростки, стрессовые воздействия, от них определенных стратегий препятствий. Различные поведения подростков собой варианты стресса. Механизмы эмоционального стресса у определяют развитие и различных вариантов приводящих к адаптации, дезадаптации индивида. Эти модели могут друг друга, определенное прогрессивное и могут носить фиксированный характер с усложнением, приводящим к нарушений.
Анализ психолого-педагогической позволяет следующие выводы. из наиболее актуальных психологии в настоящее - психология зависимости. (аддиктивное) поведение в смысле слова - это из форм девиантного которая выражается в к уходу от реальности изменения своего состояния посредством некоторых веществ или фиксации внимания на предметах или видах что сопровождается развитием эмоций. Учение о (аддиктология) сформировалось на психологии и медицины.
из видов аддикций, широкое распространение во мире в связи с общества, стала зависимость, которая, по ряда исследователей, развитие психопатологических личности и ведет к социальных норм и к правонарушениям. Сегодня в мере изучены , механизмы, факторы наркозависимого и алкоголь-зависимого и их связь с девиантным подростков, и в то же время отсутствуют исследования, проблеме взаимосвязи зависимости и особенностей подростков.
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение мотивации подростков с аддиктивным поведением
§ 2.1. Программа исследования
Цель исследования: изучить особенности мотивации подростков с аддиктивным поведением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Выбор этапов исследования.
Определение качественного и количественного состава выборочной совокупности.
Подбор и обоснование психодиагностического инструментария.
Проведение тестирования.
Анализ и интерпретация результатов тестирования.
Выборка. В исследовании приняли участие учащиеся 8-9 классов МБОУ СОШ № 22, г.Балашиха, в количестве 56 человек (молодые люди). Возраст учащихся 14-15 лет. По результатам предварительного тестирования (методика измерения уровня Интернет-аддикции) выборочная совокупность была разделена на подгруппы: экспериментальную (Интернет-аддикция выявлена) и контрольную (Интернет-аддикция не выявлена). В экспериментальную группу вошли 32 учащихся, а в контрольную – 24 учащихся.
В исследовании использовались следующие методики:
Методика уровня Интернет - К. Янг
Тест К. Янг на (в оригинале «Internet Test» - тест на аддикцию) - тестовая разработанная и апробированная в году К. Янг. Тест собой инструмент патологического пристрастия к (вне зависимости от этого пристрастия), сама диагностическая интернет-аддикции до сих пор окончательно не
Полная версия состоит из 40 пунктов. На вопрос испытуемый дать ответ в с 5-балльной шкалой . Баллы по всем суммируются, определяя значение. Адаптация для русского языка произведена В. Лоскутовой.
предназначен для самостоятельного испытуемым, в т.ч. в форме он-лайн-версий. Как вопросы теста подвергаться профессиональной специалистом во время интервью, т.к. теста абсолютно и ответы могут установочными.
Тест не служить основанием для диагноза, т.к. слишком простую и структуру. Кроме он не был валидизирован на популяции т.к. в настоящее такого диагноза всё ещё не Между тем, может служить инструментом для отбора тех которым нужна специалиста, а тестирование в можно использовать для улучшения состояния в процессе лечения.
личностный опросник FPI форма В)
Личностный создан главным для прикладных исследований с опыта построения и таких широко опросников, как 16PF, ЕРI и др.
Опросник предназначен для состояний и свойств которые имеют значение для процесса адаптации и регуляции Опросник FPI содержит 12 форма В отличается от формы только в два меньшим числом Общее количество в опроснике – 114. невротичность, спонтанная депрессивность, раздражительность, уравновешанность, реактивная застенчивость, открытость, - интроверсия, эмоциональная маскулинность – фемининность.
юмористических фраз. ТЮФ (В.С. Бабина А.Г. Шмелев). диагностики мотивационной с личности.
ТЮФ - методика мотивационной сферы соединяющая в себе стандартизованного измерительного и индивидуальной проективной
В основе методики прием свободной классификации многозначных - юмористических фраз. крупного класса свидетельством наличия (доминирующей) мотивации, содержание которой предметному содержанию класса. Этот состоящий из 100 юмористических позволяет выявить в подсознании человека на повышенную чувствительность в из следующих сфер: 1. – самозащита; 2. Межполовые ; 3. Пагубные привычки (в случае - пьянство); 4. ; 5. Мода; 6. Карьера; 7. неурядицы; 8. Социальные ; 9. Бездарность в искусстве и творческом деле; 10. глупость.
О наличии (или установок) по тому, какое фраз испытуемый к той или иной сфере: чем карточек, отнесенных к сфере, тем сильнее на нее. В свою установка может о нескольких вещах:
- о у испытуемого недостаточно но достаточно сильных ебностей в данной о наличии у него проблем в этой вызывающих посто эмоциональные переживания; о наличии комплексов, связанных с данной сферой.
§ 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Участие подростков в исследовании было полностью добровольным. Подростки с интересом отнеслись к тестированию, многие хотели сразу узнать его результаты. Тестирование проводилось в период с 1 ноября 2016г. по 10 ноября 2016г. Результаты тестирования представлены в Приложении.
С целью определения экспериментальной и контрольной подгрупп была проведен тест К.Янг на выявление Интернет-аддикции. Индивидуальные результаты тестирования представлены в Приложении 1. Сводные результаты тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты выявления Интернет-аддикции у учащихся 8-9 классов
Обычный пользователь |
Есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом |
Интернет-аддикция |
24 (42,9%) |
18 (32,1%) |
14 (25%) |
Данные, представленные в таблице 1 позволяют заключить, что обычными пользователями сети Интернет являются 24 (42,9%) подростков, у 18 (32,1%) человек диагностированы наличие некоторых проблем, связанных с чрезмерным увлечением Интернетом. Интернет- выявлена у 14 (25%). В с тем, что по результатам у значительной части выявлено наличие с увлечением Интернетом, этой группы мы к экспериментаьной группе. образом, численный подгрупп распределился образом: экспериментальная – 32 человека и контрольная – 24 человека.
Рис.1. Результаты выявления Интернет-аддикции у учащихся 8-9 классов
С помощью личностного опросника FPI определены состояния и подростков, которые первостепенное значение для социальной адаптации и поведения (Приложение 2). результаты диагностики в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты диагностики состояний и свойств подростков, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (многофакторный личностный опросник FPI)
Подгруппы |
ШКАЛЫ |
|||||||||||
Невротичность |
Спонтанная агрессивность |
Депрессивность |
Раздражительность |
Общительность |
Уравновешенность |
Реактивная агрессивность |
Застенчивость |
Открытость |
Экстраверсия-интроверсия |
Эмоциональная лабильность |
Маскулинность-феминность |
|
Экспериментальная |
7,1 |
7,9 |
6,0 |
6,9 |
3,7 |
4,4 |
6,5 |
5,3 |
2,7 |
3 |
7 |
7,6 |
Контрольная |
3,6 |
3 |
4,0 |
3,1 |
8 |
5,6 |
3,5 |
3,3 |
7,2 |
6,6 |
2,5 |
7,6 |
Результаты состояний и свойств, имеют первостепенное для процесса социальной и регуляции поведения у с Интернет-аддикцией говорить о том, что для подгруппы характерен психопатизации, который предпосылки для импульсивного Протекание психической осуществляется преимущественно по типу, что в полной соответствует половому респондентов. Можно говорить о выраженном синдроме астенического со значительными психосоматическими Возможно это связано с неустойчивым эмоциональным которое проявляется в колебаниях настроения, возбудимости, раздражительности, саморегуляции, а также к аффективному реагированию. данной подгруппы проявляют агрессивное к социальному окружению и стремление к доминированию. обратить внимание и на средний уровень депрессивного синдрома, к стрессовому реагированию на жизненные ситуации, по пассивно-оборонительному типу. У данной подгруппы наличие тревожности, неуверенности, следствием являются трудности в контактах и, как следствие, к стрессам. Низкие по шкале «общительность» говорить о слабо потребности в общении и готовности к удовлетворению потребности. У подростков с аддикцией ярко интровертированный тип личности значения по шкале Необходимо особое обратить на крайне оценки по шкале что означает отсутствие или слабо выраженное к доверительно-откровенному взаимодействию с людьми, а также уровень самокритичности. это объясняет поведение с Интернет-аддикцией в виртуальном, а не в реальном
Рис.2. Результаты диагностики состояний и свойств, имеющих значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (экспериментальная группа)
Результаты диагностики и свойств, важных для социальной адаптации и поведения у подростков группы позволяет следующее. В данной диагностировано наличие потребности в общении и готовности к удовлетворению потребности. Высокие по шкале «маскулинность-феминность» о протекании психической преимущественно по мужскому
В контрольной группе стремление подростков к взаимодействию с окружающими при высоком уровне Следует отметить, что в группе диагностированы экстравертированность респондентов, а хорошая защищенность к стресс-факторов обычных ситуаций, базирующаяся на в себе, оптимистичности и Вместе с тем, отметить, что у подростков группы низкий невротизации личности, а низкий уровень . Низкие оценки по «застенчивость» свидетельствуют об отсутствии или крайне наличии тревожности, неуверенности. В целом у контрольной группы отметить эмоциональную хорошее умение собой, что значительно вероятность проявления поведения.
Рис.3. Результаты диагностики состояний и свойств, имеющих значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (контрольная группа)
Сравнивая в контрольной и экспериментальной следует отметить, что с Интернет-аддикцией от своих сверстников эмоциональной сферы, к депрессиям и проявлениям интровертированы, закрыты и общительны.
Рис.4. Сводные результаты диагностики состояний и свойств, имеющих значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения
Для диагностики мотивов подростков тест юмористических (Приложение 3). Сводные диагностики представлены в 3.
Таблица 3.
Подгруппа |
ШКАЛЫ |
|||||||||
Агрессия-самозащита |
Межполовые взаимоотношения |
Вредные привычки |
Деньги |
Мода |
Карьера |
Семейные неурядица |
Социальные неурядица |
Отсутствие таланта в искусстве, творческом деле |
Человеческая глупость |
|
Экспериментальная |
11,4 |
11,8 |
17,5 |
13,2 |
6,5 |
7,4 |
7,5 |
8,7 |
7,4 |
8,7 |
Контрольная |
11,9 |
11,0 |
4,7 |
12,9 |
10,6 |
12,3 |
9,5 |
8,7 |
8,5 |
9,8 |
Данные представленные в 3 позволяют говорить о что в мотивационном профиле экспериментальной группы сферы: «вредные (17,5), «межполовые (11,8) и «агрессия-самозащита» Следовательно, можно о преобладании мотивов алкогольных напитков, напряжения с помощью средств, вступление в отношения, разрядка от неудовлетворенности; самосохранение.
в порядке убывания мотивы: личное благосостояние; познание, к истине как самостоятельной самоутверждение в обладании знаниемсоциальное благополучие; благополучие; поиск гармонии, эстетическая достижение высокого в обществе, получение признания за счет и социального продвижения по лестнице; самоподача, самоутверждение за счет внешними атрибутами успеха.
Рис.5. Мотивационный профиль (экспериментальная группа)
В мотивационном подростков контрольной доминируют сферы: (12,9), «карьера» «агрессия-самозащита» (11,9). можно говорить о мотивов личного благосостояния, достижения положения в обществе, широкого признания за профессионального и социального по служебной лестнице и
В порядке убывания мотивы: вступление в отношения, разрядка от неудовлетворенности; самоподача, самоутверждение за счет внешними атрибутами успеха; познание, к истине как к самостоятельной самоутверждение в обладании знанием; семейное социальное благополучие и красоты, гармонии, ценность.
Рис.6. Мотивационный профиль (контрольная группа)
Сравнивая профили контрольной и групп отметим, что у с аддикцией в мотивационной доминирует мотив привычки», в то время как у их этот мотив крайне низкую
Рис.7. Мотивационный профиль
Результаты диагностики позволяют сделать следующие выводы. Мотивация подростков экспериментальной группы, в отношении зависимости, возможна связана с эмоциональной неустойчивостью, низкой потребностью в общении, что во многом обусловлено интровертированностью подростков этой группы.
Результаты диагностики сделать следующие Мотивация подростков группы, в отношении возможна связана с неустойчивостью, низкой в общении, что во многом интровертированностью подростков группы.
Контрольная напротив, имеет на взаимодействие с окружающими, устойчивы, менее
§ 2.3. Рекомендации для и родителей, для работы с страдающими компьютерной
Полученные в результате литературных источников, позволили нам выработать рекомендации подросткам, и педагогам с целью компьютерной зависимости Часто причиной компьютерной зависимости у становятся неуверенность в и отсутствие возможности В таких случаях должны поддержать и помочь ему разобраться с проблемами. Абсолютно критиковать отпрыска, слишком много за компьютером. Это может углубить проблему и подростка от родителей. подросток страдает завистью, нужно понять его и в какой-то разделить его интерес к играм. Это не только подростка с родителями, но и его доверие к ним, а подросток с большей будет следовать родителей и с большим делиться с ними проблемами. Критика отроком, как отказ понять его интересы и вызывает замкнутость и в случаях агрессию. мерой предотвращения зависимости любого является правильное При этом важно не подростков в их действиях запрещать те или иные а объяснять, почему то или занятие или увлечение для не желательно. Рекомендуется доступ к играм и основанным на насилии. В то же если подросток все же с такой информацией в доступной форме ему, почему информация для него и почему он не должен узнать ее. Категорический того или иного информации безо объяснений только интерес ребенка к информации, а существование сделает невозможным проблемы между и ребенком.
Подростки в самовыражении. За не имением средств выражения мыслей и энергии они к компьютеру и компьютерным которые создают реальности безграничных лишенной ответственности. иллюзия оказывает действие на психику и нарушает его связь с и сверстниками. Для того избежать возникновения к компьютеру нужно круг его интересов и Этого можно например, при обращения на спорт или различные искусств (музыка, и пр.). Говоря о компьютерной зависимости, обратить внимание на то, что должно сводиться по части к тому, что - это лишь часть а не самый главный за хорошее поведение. на настоящий момент способом не дать оказаться в зависимости от - это привлечь его в процессы, не с компьютерной деятельностью, электронные игры и не стали заменой Показать взрослеющему что существует масса развлечений помимо которые не только пережить острые но также тренируют и нормализуют психологическое Задача педагога – организовать досуг таким образом, оградить его от негативного информационных технологий, в том и компьютера.
В случаях, родители и педагоги не могут справиться с проблемой, обратиться к в специализированные центры. бывает так, что за компьютерной зависимостью скрываться совсем проблемы. Это неуспешность в реальной жизни, общаться, так называемая неадаптированность. Такой комфортно чувствует именно в виртуальной И тогда в первую нужно обращать именно на психологические подростка.
Из всего следует вывод о сложный и длительный профилактики компьютерной основывается на сочетание методов и средствах Процесс заключает в поэтапность работы родителей с подростками. В профилактики компьютерной необходимо сочетать формы и методы мероприятий.
Методические необходимо учитывать при компьютерной зависимости, для чтобы не только организовать процесс я, но и чтобы оно эффективно яло подростков и способствовало личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В изучения аддиктивного личности в курсовой была предпринята изучить взаимосвязь подростков с аддиктивным Для реализации этих была определена исследования – выявить мотивации подростков с поведением.
Для достижения цели были задачи: изучена литература по проблеме дано представление об и аддиктивном поведении, психологическая характеристика склонной к аддиктивности, механизм развития поведения в подростковом .
В практической части с целью доказательства о том, что мотивация с аддиктивным поведением во определяется личностными такими как: уровень тревожности, эмоциональной сферы, коммуникабельность было и проведено эмпирическое В рамках практического работы были задачи: диагносцированы пристрастия подростков к определены первостепенные состояний и свойств для процесса социальной и регуляции поведения, мотивационная сферу
Результаты проведенного позволяют сделать о том, что подростки с аддикцией отличаются от сверстников нестабильностью сферы, склонностью к и проявлениям агрессии, , закрыты и мало
Сравнивая мотивационные контрольной и экспериментальной отметим, что у подростков с в мотивационной сфере мотив «вредные в то время как у их сверстников мотив имеет низкую выраженность.
По исследования нами сформулированы адресованные педагогам и следую которым профилактировать т предотвращать последствия Интернет-зависимости.
образом, цель достигнута, задачи гипотеза подтверждена.
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Н.И.: Зависимость от компьютерной реальности // XIII психиатров России: съезда) / Н.И. К.Ю. Галкин. - М., 2011. - С. 286
В.В.: гемблинга в Интернет-зависимости в среде / В.В. , В.В. Барцалкина, Дуденкова. - М., Эксмо 2010.- С. 120
Асмолов А.Г.: Психологическая Интернет-зависимости личности / Асмолов, Н.А. А.В. Цветков // Мир 2004. № 1. – С. 38
В.В. Актуальность направления «Аддиктология» / Барцалкина // Материалы научно-практической конференции с участием «Аддиктивное профилактика и реабилитация» / Под В.В. Барцалкиной, Флоровой, В.В. . М., 2011. – С. 18
Т.Ю.: Факторы развития компьютерной у лиц молодого возраста / Больбот // Укр. Рос. психоневрологии. - - Т. 12, вып. 4 С. 80
Буровая : Социально-психологические аспекты / В.В. Буровая. - М., 2015. – С. 251
Войскунский Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А.Е. // Психологический - 2014. - № 1. - С. 100
Л.С. Психология / Выготский. - М.: Эксмо 2012. – С. 612
Егоров : К вопросу о новых аспектах аддиктологиы / А.Ю // В кн .: Наркология и аддиктология. Сб. тр. / Под. ред. В.Д. Менделевича. Школа. 2014. С. 88
Ершова Т.И.: Трудный / Т.И. Ершова, Микиртумов. – М., Феникс, – С. 300
Змановская Е.В.: Девиантное поведение личности и группы: / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников // Учебное пособие.- СП.: Питер, 2012 – С. 352
Интернет: на личность // Психология Хрестоматия / Сост. Сельченок., Бабаева Войскунский А.Е., О.В. - Мн .: Харвест, - С. 222
Карабин Особенности межличностного в сети "Internet" / Карабин // Актуальные психологии. Т. 1. Социальная Психология управления. психология. - М., 2012. - 5. – С. 47
Кон И.С. ранней юности / Кон. – М., Знание, С. 450
Короленко Ц.П. поведение: Общая и закономерности развития / Короленко // Обозрение и медицинской психологии В.М. Бехтерева. - - №1. - С. 45
Короленко Донских Т.А. путей к катастрофе: поведение в современном / Короленко Ц.П., Т.А. - Новосибирск: Сиб. отделение, 2015. – С. 222
Л.В. Психогигиена Вопросы психологической и психопрофилактики: учеб. . / Л.В. Куликов - СПб .: 2014. – С. 464
Лабунская Экспрессия человека: и межличностное познание: Уч. . / В.А. Лабунская. - Феникс, 2015. – С. 608
А.Е. Подростковая / А.Е. Личко. – М., 2009. – С. 512
Лоскутова : Интернет-зависимость как форма аддиктивных расстройств: Дис…. мед. наук. 2004. – С. 187
Методика измерения уровня Интернет - аддикции К. Янг // http://psylab.info/Тест_Кимберли-Янг_на_интернет-зависимость
Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И.Фаренберг, Х.зарг, Р.Гампел) // http://www.gurutestov.ru/test/368
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 320
Отличная И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» / И.В. Отличная // Психологический журнал. 2012. Т. 22. № 1. С. 117
Посохова В. Особенности жизненного планирования Интернет-зависимой молодежи / В. Посохова // Психологические перспективы.-2014-Вып.6. – С. 289
Психиатрических энциклопедический словарь / И.А. Стоименов, М.И. Стоименова, П.И. Коево и др. - М .: МАУП, 2013. – С. 1200
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М., Знание, 2014. – С. 750
Словарь практического психолога / авт. сост. И.Д. Бобровский. – Минск, 2015. – С. 400
Тест юмористических фраз. Опросник ТЮФ (В.С. Бабина (Болдырева), А.Г. Шмелев). Методика диагностики мотивационной сферы личности. http://psycabi.net/testy/389-test-yumoristicheskikh-fraz-oprosnik-tyuf-v-s-
Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., Полис, 2015. – С. 356
Шапар Б.В. Психологический толковый словарь. / Шапар Б.В. - Х., Харвест, 2014. – С. 640
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М., Знание, 2010. – С. 600
Юрьева Л.Н.: Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. - Днепропетровск: Пороги, 2016. – С. 196
Приложение 1.
Результаты диагностики Интернет-аддикции (методика К. Янг)
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
1 |
22 |
15 |
56 |
29 |
68 |
43 |
76 |
2 |
68 |
16 |
22 |
30 |
32 |
44 |
34 |
3 |
20 |
17 |
63 |
31 |
74 |
45 |
82 |
4 |
70 |
18 |
21 |
32 |
30 |
46 |
30 |
5 |
31 |
19 |
72 |
33 |
62 |
47 |
86 |
6 |
84 |
20 |
20 |
34 |
85 |
48 |
94 |
7 |
25 |
21 |
82 |
35 |
23 |
49 |
34 |
8 |
24 |
22 |
75 |
36 |
64 |
50 |
68 |
9 |
78 |
23 |
25 |
37 |
23 |
51 |
28 |
10 |
92 |
24 |
63 |
38 |
70 |
52 |
89 |
11 |
75 |
25 |
58 |
39 |
40 |
53 |
29 |
12 |
30 |
26 |
36 |
40 |
84 |
54 |
94 |
13 |
89 |
27 |
32 |
41 |
96 |
55 |
20 |
14 |
42 |
28 |
84 |
42 |
82 |
56 |
65 |
Приложение 2.
Результаты диагностики состояний и свойств подростков, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (многофакторный личностный опросник FPI)
Экспериментальная группа
№ |
ШКАЛЫ |
|||||||||||
Невротичность |
Спонтанная агрессивность |
Депрессивность |
Раздражительность |
Общительность |
Уравновешенность |
Реактивная агрессивность |
Застенчивость |
Открытость |
Экстраверсия-интроверсия |
Эмоциональная лабильность |
Маскулинность-феминность |
|
1 |
7 |
7 |
5 |
6 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
2 |
7 |
7 |
2 |
9 |
9 |
6 |
4 |
4 |
4 |
7 |
6 |
2 |
3 |
6 |
8 |
3 |
8 |
8 |
4 |
4 |
3 |
3 |
6 |
5 |
4 |
4 |
8 |
7 |
4 |
7 |
9 |
5 |
8 |
2 |
4 |
5 |
6 |
3 |
2 |
6 |
8 |
5 |
8 |
8 |
6 |
7 |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
4 |
7 |
7 |
6 |
9 |
7 |
8 |
9 |
3 |
3 |
6 |
6 |
2 |
3 |
9 |
8 |
7 |
7 |
6 |
7 |
7 |
2 |
5 |
7 |
8 |
1 |
2 |
6 |
9 |
8 |
7 |
8 |
5 |
5 |
3 |
6 |
6 |
7 |
3 |
5 |
8 |
9 |
9 |
6 |
9 |
4 |
8 |
2 |
4 |
6 |
6 |
4 |
6 |
5 |
8 |
10 |
7 |
9 |
9 |
7 |
4 |
3 |
5 |
4 |
2 |
1 |
9 |
7 |
11 |
6 |
8 |
5 |
6 |
3 |
4 |
8 |
8 |
3 |
2 |
8 |
6 |
12 |
7 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
6 |
7 |
4 |
1 |
6 |
8 |
13 |
7 |
7 |
8 |
5 |
3 |
8 |
8 |
5 |
2 |
1 |
7 |
9 |
14 |
6 |
6 |
7 |
6 |
4 |
4 |
9 |
6 |
5 |
3 |
8 |
7 |
15 |
6 |
9 |
5 |
7 |
2 |
6 |
9 |
4 |
4 |
2 |
9 |
8 |
16 |
7 |
7 |
6 |
8 |
3 |
5 |
6 |
4 |
3 |
2 |
8 |
7 |
17 |
9 |
8 |
4 |
7 |
1 |
6 |
5 |
3 |
1 |
4 |
6 |
8 |
18 |
6 |
9 |
5 |
7 |
1 |
3 |
6 |
2 |
2 |
5 |
4 |
7 |
19 |
6 |
8 |
4 |
7 |
2 |
4 |
7 |
3 |
2 |
4 |
9 |
9 |
20 |
7 |
8 |
4 |
6 |
2 |
5 |
8 |
5 |
2 |
4 |
8 |
7 |
21 |
8 |
8 |
5 |
9 |
3 |
5 |
8 |
5 |
2 |
3 |
7 |
8 |
22 |
7 |
7 |
6 |
8 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
2 |
5 |
7 |
23 |
7 |
9 |
8 |
9 |
6 |
3 |
4 |
6 |
3 |
1 |
6 |
7 |
24 |
8 |
9 |
6 |
6 |
2 |
7 |
9 |
8 |
2 |
5 |
5 |
8 |
25 |
9 |
7 |
7 |
6 |
4 |
8 |
7 |
4 |
1 |
4 |
6 |
7 |
26 |
6 |
8 |
8 |
5 |
6 |
4 |
5 |
7 |
3 |
3 |
7 |
9 |
27 |
6 |
8 |
9 |
7 |
7 |
6 |
6 |
6 |
4 |
5 |
9 |
8 |
28 |
5 |
9 |
8 |
8 |
8 |
4 |
7 |
4 |
2 |
4 |
8 |
7 |
29 |
8 |
7 |
7 |
8 |
6 |
3 |
6 |
3 |
2 |
3 |
7 |
6 |
30 |
6 |
6 |
7 |
9 |
5 |
2 |
8 |
6 |
2 |
2 |
7 |
5 |
31 |
7 |
8 |
5 |
9 |
6 |
1 |
6 |
7 |
2 |
2 |
9 |
9 |
32 |
9 |
8 |
4 |
8 |
6 |
1 |
6 |
5 |
2 |
2 |
5 |
8 |
Результаты диагностики состояний и свойств подростков, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения (многофакторный личностный опросник FPI)
Контрольная группа
№ |
ШКАЛЫ |
|||||||||||
Невротичность |
Спонтанная агрессивность |
Депрессивность |
Раздражительность |
Общительность |
Уравновешенность |
Реактивная агрессивность |
Застенчивость |
Открытость |
Экстраверсия-интроверсия |
Эмоциональная лабильность |
Маскулинность-феминность |
|
1 |
4 |
3 |
5 |
4 |
7 |
8 |
4 |
2 |
7 |
7 |
4 |
7 |
2 |
6 |
2 |
5 |
3 |
9 |
8 |
3 |
4 |
6 |
6 |
3 |
7 |
3 |
4 |
2 |
4 |
4 |
8 |
7 |
4 |
4 |
8 |
8 |
3 |
7 |
4 |
3 |
7 |
3 |
3 |
7 |
6 |
5 |
4 |
7 |
6 |
2 |
8 |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
8 |
9 |
4 |
3 |
6 |
4 |
1 |
9 |
6 |
4 |
3 |
6 |
4 |
8 |
5 |
2 |
3 |
5 |
9 |
1 |
7 |
7 |
5 |
2 |
4 |
3 |
9 |
7 |
5 |
4 |
7 |
7 |
4 |
8 |
8 |
4 |
2 |
7 |
3 |
7 |
6 |
4 |
5 |
8 |
8 |
2 |
8 |
9 |
5 |
4 |
6 |
4 |
9 |
5 |
3 |
4 |
9 |
4 |
3 |
9 |
10 |
3 |
3 |
8 |
2 |
8 |
9 |
3 |
2 |
9 |
9 |
1 |
7 |
11 |
2 |
4 |
8 |
5 |
8 |
8 |
1 |
1 |
9 |
8 |
1 |
7 |
12 |
2 |
3 |
4 |
1 |
7 |
6 |
4 |
2 |
8 |
9 |
4 |
6 |
13 |
8 |
2 |
4 |
3 |
9 |
6 |
2 |
2 |
7 |
6 |
2 |
9 |
14 |
2 |
3 |
3 |
3 |
8 |
4 |
3 |
4 |
6 |
7 |
4 |
8 |
15 |
3 |
2 |
2 |
1 |
8 |
5 |
1 |
2 |
8 |
8 |
2 |
7 |
16 |
4 |
1 |
1 |
2 |
9 |
6 |
2 |
4 |
6 |
6 |
3 |
8 |
17 |
4 |
2 |
2 |
4 |
7 |
5 |
3 |
3 |
7 |
8 |
3 |
8 |
18 |
2 |
2 |
4 |
3 |
8 |
4 |
3 |
3 |
9 |
4 |
4 |
7 |
19 |
2 |
4 |
5 |
5 |
8 |
4 |
3 |
2 |
8 |
6 |
2 |
8 |
20 |
7 |
6 |
4 |
6 |
9 |
2 |
5 |
4 |
6 |
5 |
2 |
8 |
21 |
2 |
3 |
3 |
1 |
9 |
3 |
6 |
5 |
5 |
8 |
3 |
6 |
22 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
1 |
4 |
4 |
7 |
4 |
1 |
9 |
23 |
3 |
5 |
1 |
3 |
7 |
5 |
5 |
4 |
8 |
3 |
3 |
7 |
24 |
4 |
4 |
2 |
3 |
7 |
6 |
6 |
3 |
6 |
9 |
2 |
8 |
Приложение 3.
Результаты диагностики мотивационной сферы подростков (ТЮФ)
Экспериментальная группа
№ |
ШКАЛЫ |
|||||||||
Агрессия-самозащита |
Межполовые взаимоотношения |
Вредные привычки |
Деньги |
Мода |
Карьера |
Семейные неурядица |
Социальные неурядица |
Отсутствие таланта в искусстве, творческом деле |
Человеческая глупость |
|
1 |
10 |
10 |
18 |
14 |
6 |
8 |
8 |
12 |
8 |
6 |
2 |
12 |
14 |
14 |
12 |
8 |
10 |
8 |
10 |
4 |
8 |
3 |
14 |
12 |
16 |
16 |
6 |
9 |
8 |
8 |
5 |
6 |
4 |
8 |
8 |
15 |
18 |
2 |
5 |
10 |
12 |
8 |
14 |
5 |
10 |
10 |
18 |
12 |
4 |
8 |
10 |
12 |
8 |
8 |
6 |
12 |
11 |
21 |
12 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
12 |
7 |
14 |
10 |
16 |
12 |
6 |
8 |
8 |
14 |
6 |
6 |
8 |
10 |
10 |
18 |
18 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
14 |
12 |
24 |
14 |
10 |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
10 |
16 |
14 |
13 |
16 |
4 |
8 |
6 |
5 |
4 |
14 |
11 |
12 |
16 |
16 |
12 |
5 |
5 |
6 |
6 |
12 |
10 |
12 |
14 |
12 |
17 |
14 |
6 |
8 |
8 |
4 |
5 |
12 |
13 |
18 |
14 |
19 |
12 |
8 |
5 |
4 |
4 |
8 |
8 |
14 |
12 |
12 |
20 |
14 |
6 |
6 |
6 |
10 |
6 |
8 |
15 |
8 |
8 |
24 |
14 |
4 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
16 |
9 |
18 |
18 |
8 |
6 |
10 |
6 |
9 |
6 |
10 |
17 |
4 |
16 |
18 |
12 |
10 |
8 |
8 |
6 |
9 |
9 |
18 |
15 |
12 |
24 |
12 |
4 |
8 |
6 |
6 |
8 |
5 |
19 |
14 |
14 |
20 |
8 |
8 |
6 |
6 |
8 |
10 |
6 |
20 |
10 |
12 |
18 |
12 |
8 |
6 |
8 |
6 |
12 |
8 |
21 |
8 |
8 |
16 |
19 |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
7 |
22 |
12 |
12 |
12 |
10 |
10 |
6 |
10 |
8 |
8 |
12 |
23 |
12 |
12 |
14 |
8 |
8 |
10 |
6 |
10 |
10 |
10 |
24 |
8 |
14 |
14 |
10 |
10 |
8 |
6 |
10 |
10 |
10 |
25 |
10 |
10 |
18 |
14 |
6 |
8 |
8 |
12 |
8 |
6 |
26 |
12 |
14 |
14 |
12 |
8 |
10 |
8 |
10 |
4 |
8 |
27 |
14 |
12 |
16 |
16 |
6 |
9 |
8 |
8 |
5 |
6 |
28 |
8 |
8 |
15 |
18 |
2 |
5 |
10 |
12 |
8 |
14 |
29 |
10 |
10 |
18 |
12 |
4 |
8 |
10 |
12 |
8 |
8 |
30 |
12 |
11 |
21 |
12 |
8 |
6 |
6 |
6 |
6 |
12 |
31 |
14 |
10 |
16 |
12 |
6 |
8 |
8 |
14 |
6 |
6 |
32 |
10 |
10 |
18 |
18 |
6 |
6 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Результаты диагностики мотивационной сферы подростков (ТЮФ)
Контрольная группа
№ |
ШКАЛЫ |
|||||||||
Агрессия-самозащита |
Межполовые взаимоотношения |
Вредные привычки |
Деньги |
Мода |
Карьера |
Семейные неурядица |
Социальные неурядица |
Отсутствие таланта в искусстве, творческом деле |
Человеческая глупость |
|
1 |
6 |
8 |
4 |
14 |
8 |
12 |
14 |
12 |
8 |
14 |
2 |
8 |
12 |
4 |
12 |
14 |
18 |
10 |
10 |
4 |
8 |
3 |
5 |
12 |
4 |
16 |
12 |
16 |
12 |
8 |
9 |
6 |
4 |
4 |
6 |
4 |
18 |
8 |
10 |
16 |
12 |
8 |
14 |
5 |
6 |
8 |
4 |
12 |
12 |
18 |
12 |
12 |
8 |
8 |
6 |
8 |
12 |
6 |
12 |
14 |
20 |
6 |
4 |
6 |
12 |
7 |
10 |
8 |
4 |
12 |
8 |
12 |
8 |
14 |
12 |
12 |
8 |
8 |
12 |
4 |
18 |
12 |
14 |
8 |
8 |
8 |
8 |
9 |
14 |
8 |
2 |
14 |
12 |
16 |
6 |
8 |
10 |
10 |
10 |
16 |
12 |
5 |
16 |
8 |
14 |
6 |
5 |
4 |
14 |
11 |
12 |
14 |
3 |
12 |
14 |
12 |
5 |
6 |
12 |
10 |
12 |
14 |
8 |
5 |
14 |
12 |
6 |
8 |
12 |
9 |
12 |
13 |
18 |
10 |
6 |
10 |
6 |
8 |
12 |
10 |
12 |
8 |
14 |
12 |
12 |
4 |
14 |
12 |
14 |
10 |
10 |
4 |
8 |
15 |
8 |
10 |
4 |
14 |
8 |
14 |
12 |
12 |
8 |
10 |
16 |
15 |
14 |
4 |
8 |
12 |
14 |
8 |
9 |
6 |
10 |
17 |
16 |
12 |
4 |
12 |
12 |
12 |
8 |
6 |
9 |
9 |
18 |
15 |
9 |
3 |
16 |
8 |
12 |
8 |
6 |
12 |
11 |
19 |
24 |
12 |
5 |
7 |
10 |
12 |
8 |
8 |
8 |
6 |
20 |
15 |
11 |
6 |
12 |
12 |
8 |
10 |
6 |
12 |
8 |
21 |
18 |
16 |
7 |
19 |
8 |
8 |
5 |
5 |
8 |
6 |
22 |
9 |
13 |
8 |
9 |
12 |
9 |
14 |
6 |
8 |
12 |
23 |
12 |
14 |
9 |
8 |
10 |
7 |
10 |
10 |
10 |
10 |
24 |
12 |
12 |
4 |
10 |
10 |
10 |
12 |
10 |
10 |
10 |
1 Алтухов Н.И.: Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // XIII съезд психиатров России: (материалы съезда) / Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин. - М., Знание, 2011. - С. 285-286.
2 Шапар Б.В. Психологический толковый словарь. / Б.В. Шапар - Х., Харвест, 2014. – С. 640
3 Короленко Ц.П.: Семь путей к катастрофе: деструктивной поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, Т.А. Донских - Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 2015. – С. 222
4 Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддиктологиы / А.Ю. Егоров // В кн .: Наркология и аддиктология. Сб. науч. тр. / Под. ред. проф. В.Д. Менделевича. Казань: Школа. 2014. С. 80-88.
5 Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 90-100.
6 Змановская Е.В.: Девиантное поведение личности и группы: / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников // Учебное пособие.- СП.: Питер, 2012 – С. 352
7 Посохова В. Особенности жизненного планирования Интернет-зависимой молодежи / В. Посохова // Психологические перспективы.-2014-Вып.6.-С.150-157.
8 Психиатрических энциклопедический словарь / И.А. Стоименов, М.И. Стоименова, П.И. Коево и др. - М .: МАУП, 2013. – С. 1200
9 Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – М., Сити-пресс, 2009. – С. 512
10 Словарь практического психолога / авт. сост. И.Д. Бобровский. – Минск, 2015. – С.78.
11 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 285-305.
12 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 297-298.
13 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 295.
14 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М., Знание, 2010. – С. 219.
15 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М., Знание, 2010. – С. 221.
16 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 297.
17 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 300.
18 Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М., Знание, 2015. – С. 304.
19 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М., Знание, 2014. – С. 93.
20 Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М., Знание, 2009. – С. 202.
21 Словарь практического психолога / авт. сост. И.Д. Бобровский. – Минск, 2015. – С. 186.
22 Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение: Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. - 2014. - №1. - С. 8-15.
23 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М., Знание, 2014. – С. 124-125.
24 Личко А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – М., Сити-пресс, 2009. – С. 512