СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИБКОСТЬ ТЕЛА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ НАПРАВЛЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИБКОСТЬ ТЕЛА.

Мартышева Е.А. 1
1Институт физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ, Екатеринбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность.

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.

Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.

Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте, связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации – гибкостью.

Гибкость – это интегральная оценка подвижности звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений, благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил. Различают также общую и специальную гибкость. Общая характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной и пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения. Гибкость зависит от: строения суставов, эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.

В ходе проведения данной работы была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Проблему развития гибкости рассматривали многие ученые, изучали вопросы развития гибкости у школьников, проводили исследования с юными спортсменами. Однако, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.

Объектом моего исследования является процесс развития гибкости.

Предметом исследования - средства и методы развития и совершенствования гибкости.

Цель данного исследования – раскрыть понятие гибкости и методику ее развития.

В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Раскрыть понятие гибкости, используя научно-методическую литературу по теме исследования.

3. Рассмотреть методику воспитания гибкости.

В основе методики средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения. Упражнения этого типа называются упражнения в растягивании или растягивающие упражнения, благодаря их выполнению, амплитуда движений доводится до индивидуально предельной – такой, при которой мышцы и связки растягиваются до возможного максимума. В большинстве своем это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. В одних из них основными растягивающими силами служат напряжения мышц, в других – внешние силы. В связи с этим упражнения в растягивании подразделяют на активные и пассивные

Есть большой выбор методов развития гибкости, потому что есть огромное разнообразие выполнения упражнений. И выбор метода зависит от различных индивидуальных характеристик, таких как : пол, возраст, анатомические особенности и т.д. Для каждого человека выбор метода индивидуален.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по несколько повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточным для восстановления работоспособности.

Как уже было сказано ранее, в зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов, дозировки нагрузок при его применении может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. В том и другом случает, могут быть как активные, так и пассивные напряжения мышц.

В качестве развития и совершенствования используют также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).

Методика развития гибкости с помощью статических упражнений получила название «стретчинг». Стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.

В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.

Существуют различные варианты стретчинга.

Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1-5с, затем расслабление мышцы 3-5с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60с.

Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом. Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.

Проведя данное исследование , можно сказать, что развитие гибкости имеет большое значение не только во многих видах спорта, но и в жизнедеятельности человека. От уровня развития гибкости в определенной мере зависит, насколько человек способен эффективно осуществлять данную двигательную деятельность. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления скоростных, силовых и координационных способностей, приводит к снижению экономичности работы, вызывает скованность движений и часто является причиной повреждения связок и мышц. При проведении занятий, направленных на развитие гибкости, все эти факторы необходимо учитывать.

В данном исследовании, я выполнила поставленные мною задачи. Соответственно, мне удалось раскрыть понятие гибкости и методику ее развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М. : Просвящение, 1990. – 287 с.

2. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья [Текст] / С. Н. Власенко. – Минск, 1992. – С.34.

3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2003. – С.121.

Просмотров работы: 1344