К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организацию.
Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития.
Эффективность спортивной подготовки, а особенно в техническом компоненте, связана с важным свойством опорно-двигательного аппарата способности к мышечной релаксации – гибкостью.
Гибкость – это интегральная оценка подвижности звеньев тела. Различают две формы её проявления: активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений, благодаря своим мышечным усилиям; пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил. Различают также общую и специальную гибкость. Общая характеризует подвижность во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности. Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В общем виде их можно классифицировать не только по активной и пассивной направленности, но и по характеру работы мышц. Различают динамические, статические, а также смешанные стато-динамические упражнения. Гибкость зависит от: строения суставов, эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики, возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма движения, предварительного напряжения мышц.
В ходе проведения данной работы была изучена научно-методическая литература по теме исследования. Проблему развития гибкости рассматривали многие ученые, изучали вопросы развития гибкости у школьников, проводили исследования с юными спортсменами. Однако, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
Объектом моего исследования является процесс развития гибкости.
Предметом исследования - средства и методы развития и совершенствования гибкости.
Цель данного исследования – раскрыть понятие гибкости и методику ее развития.
В соответствии с предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Раскрыть понятие гибкости, используя научно-методическую литературу по теме исследования.
3. Рассмотреть методику воспитания гибкости.
В основе методики средствами воздействия на гибкость являются физические упражнения. Упражнения этого типа называются упражнения в растягивании или растягивающие упражнения, благодаря их выполнению, амплитуда движений доводится до индивидуально предельной – такой, при которой мышцы и связки растягиваются до возможного максимума. В большинстве своем это гимнастические упражнения, избирательно воздействующие на звенья тела. В одних из них основными растягивающими силами служат напряжения мышц, в других – внешние силы. В связи с этим упражнения в растягивании подразделяют на активные и пассивные
Есть большой выбор методов развития гибкости, потому что есть огромное разнообразие выполнения упражнений. И выбор метода зависит от различных индивидуальных характеристик, таких как : пол, возраст, анатомические особенности и т.д. Для каждого человека выбор метода индивидуален.
Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по несколько повторений в каждой, и интервалами активного отдыха между сериями, достаточным для восстановления работоспособности.
Как уже было сказано ранее, в зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов, дозировки нагрузок при его применении может быть весьма разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. В том и другом случает, могут быть как активные, так и пассивные напряжения мышц.
В качестве развития и совершенствования используют также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.).
Методика развития гибкости с помощью статических упражнений получила название «стретчинг». Стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.
Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятия как средство развития гибкости и повышения эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятия болей и предотвращения судорог.
Существуют различные варианты стретчинга.
Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-силовое упражнение) продолжительностью 1-5с, затем расслабление мышцы 3-5с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60с.
Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а сама пауза для занимающихся может заполняться медленным бегом или активным отдыхом. Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц.
Проведя данное исследование , можно сказать, что развитие гибкости имеет большое значение не только во многих видах спорта, но и в жизнедеятельности человека. От уровня развития гибкости в определенной мере зависит, насколько человек способен эффективно осуществлять данную двигательную деятельность. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления скоростных, силовых и координационных способностей, приводит к снижению экономичности работы, вызывает скованность движений и часто является причиной повреждения связок и мышц. При проведении занятий, направленных на развитие гибкости, все эти факторы необходимо учитывать.
В данном исследовании, я выполнила поставленные мною задачи. Соответственно, мне удалось раскрыть понятие гибкости и методику ее развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов. – М. : Просвящение, 1990. – 287 с.
2. Власенко, С. Н. Гибкость – важный фактор здоровья [Текст] / С. Н. Власенко. – Минск, 1992. – С.34.
3. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2003. – С.121.