ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Педагогическое общение должно быть личностно-развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

¨ обмен информацией между учителем и учащимися;

¨ понимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

¨ мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

¨ взаимодействие и организация совместной деятельности;

¨ разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

¨ удовлетворенность участников общения.

Педагогическое общение – это важнейший инструмент создания атмосферы равенства, справедливости, понимания, которая должна царить в отношениях педагога с учениками. Важным остается и тот факт, что учитель сам должен осознавать то, что от его поведения и его действий зависит то, какими будут его отношения с учениками. Учитель должен отдавать себе отчет в том, что именно он организует образовательный процесс, что именно от него, в первую очередь, зависит то, как выстроятся его отношения с учениками. Интересы учителя в первую очередь должны быть ориентированы на учеников, на их развитие и дальнейшее становление. В противном случае, неправильные действия учителя могут привести к возникновению конфликтов в педагогическом общении.

Педагогическое общение не всегда корректно. Зачастую именно в педагогическом общении возникают разного рода конфликты.

Наиболее крупными исследователями в данной сфере являются А.А. Леонтьев, Н.Е. Щуркова, М.М. Рыбакова.

М.М. Рыбакова исследует типичные конфликтные ситуации между учителями и учениками. Она выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают в них учителя, поскольку считает, что источником большинства конфликтов являются сами учителя.

В своих исследованиях А.А. Леонтьев рассматривает общение учителя с учащимися. Насколько он их понимает, как говорит с ними, слушает их, во многом зависит успешность обучения и воспитания. А.А. Леонтьев показывает те качества и умения учителя, без которых невозможно создать благоприятные условия для педагогического общения.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и, как правило, имеют длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

Итак, в сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Педагогический конфликт отличается от остальных конфликтов. Соответственно, он имеет ряд особенностей, присущих только ему. Приведем некоторые из них:

· профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

· участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

· разница возраста и жизненного опыта участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

· различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

· присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

· профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

· всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Подводя итог, можно сказать, что взаимодействие учителя с учеником происходит через разрешение педагогических ситуаций, которое поможет избежать в дальнейшем возникновения конфликта. Причинами данного конфликта могут быть ситуации, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности, по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее, ситуации, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей. Итак, учителю необходимо анализировать поступки ученика в индивидуальном порядке, так как один и тот же поступок может быть продиктован совершенно разными мотивами. Причиной конфликта так же может служить неправильная оценка поведения и неумелое разрешение педагогом ситуации. Подобные конфликты часто приобретают личностный характер.

Список литературы:

1) «КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» Куватова Р.Б., Головнева Е.В

2) «Введение в педагогику. Учебное пособие» Дука Н.А.

3) «Основы Педагогической Коммуникации. Учебно-Методическое Пособие» Максимова А.А.

Просмотров работы: 956