Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентаций – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок), занимающих сравнительно высокое положение в иерархической структуре регуляции деятельности личности.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения. Человек строит свою систему ценностных ориентаций по иерархической схеме: разные события, предметы и явления имеют для личности различную степень значения, ценности и важности. В определении ценностных ориентаций личности важную роль играет мотивация, история, культура, а также приобретаемый опыт. Есть ценности, которые сложились исторически и присущи данной культуре, а есть те, которые человек сформировал на основе прожитого лично им.
Четкой классификации ценностей и ценностных ориентаций личности нет. Самым распространенным деление ценностных ориентаций личности в психологии является деление на материальные и духовные ценности. Человеку присущи и те, и другие, но у каждого они преобладают в различной степени.
Существует также деление ценностных ориентаций на групповые и индивидуальные. Групповые ценности – это направленная деятельность группы, коллектива, общества, где большинство членов разделяют данную политику ценностей. Индивидуальные ценности формируются человеком в процессе личностного развития.
Наиболее распространенной в наше время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу: общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико, все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, ценности организованы в системы, истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич различает два класса ценностей – терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности – как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей производит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.
Обеспечение ценностного воспитания молодёжи и расстановка правильных ценностных приоритетов наиболее эффективно будет осуществляться в целостной системе, которая будет охватывать все сферы жизни молодого человека: образовательный процесс, дополнительное образование, его досуг. Системой такого воспитания и образования по праву можно считать кадетские школы и в частности ГОУ ТО «Первомайская кадетская школа», основной целью которой является интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Для достижения этой цели в учреждении интенсифицируется учебно-воспитательный процесс, широко внедряются в образовательную практику инновационные педагогические технологий, информационно-коммуникационные технологии, интеграция общего и дополнительного образования.Кадетское образование – уникальная образовательная система, воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями ГОУ ТО «ПКШ».
Основной задачей учреждения является развитие в подрастающем поколении таких ценностей, как гражданственности, патриотизма – важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. Сегодня приоритетами кадетского образования являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.
Проведенное исследование среди кадетов 8-х классов (57 человек) с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича показало, что важнейшими терминальными ценностями кадеты считают счастливую семейную жизнь (41%), здоровье (39%), материально обеспеченная жизнь (12%), интересная работа (7%), наличие хороших и верных друзей (1%).
Среди инструментальных ценностей на первое место были поставлены воспитанность (33%), образованность (33%), ответственность (21%), смелость в отстаивании своего мнения (7%), терпимость (6%).
Таким образом, кадетское образование и воспитание способствует развитию у молодого поколения необходимых ценностных ориентаций, отвечает современным общественным требованиям в воспитании молодого поколения и является одним из способов аксиологического воспитания молодежи, от которой зависит будущее всего общества.