В прозе особенно широко была воплощена тема Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева и образ его сподвижника Салавата Юлаева. Писателям исторического жанра фольклор необходим был не только как фактическая или фактологическая и сюжетообразующая основа, средство лепки образов, но и как источник народного мнения о событиях давно минувших лет. «...Самое существенное, что мы черпаем в фольклоре, это знание того, каково было отношение народа к данному историческому персонажу или к отдельным историческим фактам», – отмечает С. П. Злобин, автор первого романа о национальном герое башкир Салавате Юлаеве.
Одной из самых значительных тем русской литературы второй половины ХХ века была тема Великой Отечественной войны. Очень много произведений были посвящены героическим подвигам и храбрым поступкам солдат. Ратные подвиги бойцов и командиров Башкирской дивизии, стойкость и мужество их в борьбе за свободу и независимость Отечества нашли широкое отражение в русской литературе. В произведениях, отражающих участие башкирского народа в Великой Отечественной войне, героизм воинов - потомков Салавата писатели рассматривают как проявление в новых исторических условиях славных боевых традиций прошлого. В период войны писатели часто обращались к образу Салавата Юлаева и подвиги воинов из Башкирии, бесстрашно сражавшихся с гитлеровцами, зачастую связывали с легендарными подвигами национального героя башкирского народа.
Во второй половине ХХ века внимание многих художников слова приковали к себе события, связанные с открытием богатых нефтяных залежей на территории Башкортостана. Так, в произведении И. В. Сотникова «Люблю тебя, жизнь» показан процесс формирования ученого-нефтяника в образе Загидуллы Сюняева. В романе «Время не останавливается» характеры нефтянников раскрываются не только в процессе технологических поисков, но и во взаимоотношениях с окружающими и личном восприятии происходящих событий современниками. Многих писателей привлекает ландшафт башкирского края. Особенно зримо представлена природа Башкортостана в прозе Г. Кацерика и Б. Павлова. В рассказе «Старая борть» Г. Кацерика, посвященном древнему промыслу башкир – пчеловодству, совершается экскурс по бортьевым угодьям Бурзянского района, а в рассказе «Аю», повествующем охоту героев на медведя, описан животный и растительный мир башкирских лесов. Изображая богатую природу края, авторы поднимают актуальные проблемы современности и, в первую очередь, экологическую.
В русской литературе ХХ века о Башкортостане важное внимание уделяется частной жизни современника, его внутреннему миру. Такое явление характерно для прозы Р. Паля, А. Филиппова, А. Докучаевой и др. Так, в рассказе А. Филиппова «Чистейшие мелодии курая» описывается необычная история любви Зарипа и Миннигуль. Мужчина, имеющий семью и детей, свои искренние чувства к полюбившейся ему женщине передает лишь игрой на курае: «Какая же сила выплескивает из обычной лесной травы эти пленительные звуки, переворачивающие всю душу. В ней и тоска по чему-то светлому, вековая боль и извечная надежда на счастье».
Значительное место занимает в литературе этого периода тема деревни. Судьбам тружеников села посвящены многие произведения И. Ф. Слободчикова. Так, в повести «Кош-Елга» показан этап формирования характеров молодых людей во время лесозаготовки в уральской тайге.
Таким образом, башкирская тема в творчестве русских писателей второй половины ХХ века раскрывается многопланово и рельефно отражает актуальные проблемы общества того времени. Интернациональный пафос, многонациональная галерея образов, сочетание русских и башкирских национальных этнокультурных традиций в сюжетно-композиционной структуре придают этим произведениям философскую глубину и познавательность, знакомят российского читателя с жизнью башкирского края, способствуют развитию межнациональных культурных и литературных связей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Башкирия в русской литературе. В 6-ти тт. Т.5. / Составление, предисловие, биографические справки, комментарии М. Г. Рахимкулова и С. Г. Сафуанова. Уфа, 2001. 614 с.
Рахимкулов М.Г. От Горького до наших дней. Часть вторая. ХХ век. Уфа: Китап, 2013. 352 с.
Пиксанов Н. К. Областные культурные гнёзда: историко-краеведческий семинар. Введение в изучение темы для культурно-краеведных работ, систематическая библиография, руководящие вопросники. М.; Л., 1928. 148 с.
Кульсарина И.Г. Особенности художественной репрезентации башкирской действительности в творчестве русских писателей ХХ века // Актуальные вопросы университетской науки. Сборник научных турдов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. Вып.2. С.234-243.
Кульсарина И.Г. Этнокультурные традиции башкирского народа в творчестве русских писателей ХХ века // Человек. Культура. Общество: материалы научно-практического семинара, посвященного 30-летию со дня основания кафедры этики, культурологии и связей с общественностью БашГУ. Уфа, 2016. С. 180-183.
Кучумов И.В. Образ Башкирии в русской культуре и русская региональная идентичность // Уфимский журнал. Уфа, 2015. С. 6-10.
Руденко С.И. Башкиры. Уфа: Китап,2006 – 373 с.