Лидер (от англ. leader – «ведущий») ─ лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества. В психологической науке существует два более подробных толкования термина: во-первых, это индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной; во-вторых, лицо, за которым признается право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. И если в первом случае лидер служит образцом для подражания, во втором случае его авторитет основан на способности объединять других для достижения интереса сообщества. В самом широком смысле лидерство можно определить как процесс влияния на других в направлении достижения определенной цели. Относительно происхождения лидерства между психологами до сих пор ведутся споры, так как нет четкого ответа на вопрос «Лидерами рождаются или становятся?». Некоторые исследователи считают, что кто-то от рождения обладает характерной спецификой, которая и делает его лидером, другие придерживаются мнения, которое заключается в том, что лидерство – черта приобретенная, то есть сформированная за счет правильного сочетания образовательных программ. Так или иначе, но проблема формирования лидерских способностей через реализацию определенной модели всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков.Современная наука выделяет три основных подхода к изучению лидерства, каждый из которых основан на конкретной теории:
Теория черт лидера (Р. Стогдилл, Р. Манн) исходит из того, что лидерами люди рождаются. Сторонники этой теории утверждают, что ряд врожденных специфических свойств и характеристик позволяют человеку занять господствующее положение в любой ситуации и взять на себя роль ведущего, т. е. лидера. Однако теория не признана убедительной и доказательной. По данным Е. Дженнингс, почти в каждой группе есть члены, превосходящие лидеров по уму, способностям, однако они не имеют статуса лидера.
Теория лидерства как функции группы исходит из того, что феномен лидерства есть результат внутригруппового развития. То есть все члены группы в той или иной степени участники этого процесса, а лидер ─ это член группы с наибольшим статусом, который наиболее последовательно придерживается норм и ценностей группы (Р. Крачфилд, Д. Креч, Г. Хоманс).
Теория лидерства как функции ситуации в настоящее время самая распространенная. Основной тезис: лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов и ситуаций. К такому определению исследователей привели наблюдения над тем, как одни и те же лица в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные социальные и межличностные роли (Р. Бейлс, Т. Ньюком, А. Харе)
Интересна типология лидерства, предложенная Б.Д. Парыгиным, по трем основаниям:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель, выдвигающий задачу; исполнитель, организатор, "мозговой центр"; лидер, совмещающий в себе все эти функции);
по стилю руководства (авторитарный, демократический и смешанный тип лидерства);
по характеру деятельности (лидер может быть универсальным и ситуативным)
Эту классификацию дополняет Н.П. Аникеев:
по внутриколлективным функциям:
─ инструментальный (или функциональный) лидер, способствующий достижению групповой цели, ориентирующийся на деловую сторону жизни коллектива;
─ эмоциональный лидер, способствующий созданию благоприятного психологического климата, ориентированный на организацию благожелательных взаимоотношений;
─ смешанный тип лидера, способный реализовать обе указанные выше функции
По сфере взаимоотношений:
─ формальный (или официальный) лидер, выбранный или назначенный на лидерские позиции: староста, комсорг, капитан команды и т.д., официально отвечающий за деятельность данного коллектива;
─ неформальный (или неофициальный) лидер, который обладает общепризнанным авторитетом, хотя и не занимает официальных руководящих позиций;
─ лидер, являющийся и формальным, и неофициальным одновременно
Будущим учителям полезно помнить, что лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, и лидер, призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены. Лидер выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.
Для конкретизации лидерства в создающейся группе важно рассмотреть, что представляет собой любая общность сверстников. Это совокупность межличностного эмоционального контакта, совместной деятельности, внутригрупповых отношений и т.д. Первоначально, каждый подросток обретает некоторые навыки социального взаимодействия в школе, однако в студенческой среде ситуация осложняется. Возникает необходимость в большей степени подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными и т.д. В процессе формируется сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи, что дает студенту чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Каждый член группы в соответствии со своими деловыми и личностными качествами, вкладом в общее дело, развитостью чувства долга и ответственности, благодаря признанию группой его заслуг и способности оказывать влияние на окружающих занимает определенное положение в системе групповой организации. Групповая структура с этой точки зрения представляет собой своеобразную иерархию статусов ее членов.
Основными критериями проявления лидерства у студентов являются: с внутренней стороны ─ психологическая готовность конкретной личности к лидерству; с внешней стороны ─ реальное проявление лидерских качеств в деятельности и взаимодействии с коллективом. Эти критерии позволяют объективно увидеть результативность процесса становления лидерских качеств у студентов.
Опираясь на анализ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и общих квалификационных требований к специалистам, можно выделить ряд черт, предусматривающих определенный уровень развитости лидерских качеств:— интеллектуально-творческое проявление себя, то есть готовность к выполнению профессиональных задач, способности генерировать новые идеи в альтернативу стандартным решениям, умениях практически оценивать ситуацию, обоснованно и целесообразно использовать информацию, обращать внимание на главное;— организаторская составляющая ─ способность самостоятельно принимать решения, добровольно брать на себя ответственность за решение групповой задачи, управлять собой, обладать психологической готовностью к работе в команде, находить индивидуальный подход к людям; — исполнительские составляющие ─ готовность к длительному выполнению работ с высокой эффективностью, способности находить нестандартное решение и адекватно оценивать достигнутые результаты, навыки рациональных действий в обращении с информацией, способность действовать целенаправленно, по чёткому алгоритму действий с упорным стремлением достичь поставленной цели;— социально-коммуникативные навыки, включающие способность вести людей за собой, умение гасить конфликты при разрешении групповой задачи и находить общий язык с разными людьми, чувствовать и понимать эмоции других.
Студенты, обладающие лидерскими способностями, испытывают постоянную потребность в коммуникативной и в организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в новом коллективе. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли бы их потребность. Люди с высокими коммуникативными способностями легко и с удовольствием вступают в контакт с незнакомыми людьми, являются приятными собеседниками и все люди для них друзья.Различают формальное и неформальное лидерство. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональное отношение. "Неформальное" лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Поэтому в студенческих группах официальный лидер, занимающий руководящие должности, не всегда бывает самым авторитетным человеком в коллективе. Иногда его выдвигают не столько сами студенты, сколько преподаватели. Если же староста не будет являться одновременно и "неформальным" лидером, то человек, пользующийся большим авторитетом у одногруппников, будет разлагать коллектив и эффективность организации и самой результативности деятельности упадет. Нередко возникает конфликт между формальным и неформальным лидером.
В настоящее время работа по формированию лидерских качеств у студентов значительно активизировалась. Разработаны различные тесты, тренинги, упражнения для развития лидерских качеств, повышения лидерского потенциала. Однако самый эффективный путь — это развитие студенческого самоуправления, которое обладает огромным спектром возможностей для воспитания перспективного профессионала, способного к смелым независимым инновационным решениям. Стремление и готовность студентов принимать активное участие в решении учебно-воспитательных задач, стоящих перед университетом, формирует самостоятельное мышление, социальную активность, организаторские и коммуникативные способности, что, несомненно, важно для формирования профессиональной культуры будущего специалиста. Включенность в самоуправленческую деятельность и является той благоприятной средой, в условиях которой и возможно развитие свободной, самоценной личности. Лидерство в системе студенческого самоуправления отличается богатством различных ролевых позиций, обусловленных разнообразием программ его реализации и характера полномочий. Поэтому вовлечение студентов в общественную деятельность оказывает большое влияние на развитие лидерских способностей.
В нашем университете студенты имеют возможность включатся в волонтерскую, исследовательскую, творческую, спортивную, художественную деятельность. Такой широкий спектр видов деятельности стимулирует развитие лидерских качеств.
Список литературы
Выготский, Л.С. Педагогическая психология. АСТ, Москва, 2004 (Дата обращения: 06.03.2017).
Дрыгина И.В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образовательном процессе вуза, 2006 (Дата обращения: 06.03.2017).
Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. СПб.: Питер, 2013 (Дата обращения: 06.03.2017).
Лидерские качества [Электронный ресурс]// https://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 06.03.2017).