Целью исследования явилось определение авто- и гетеростереотипов о тюркоязычных народах у якутских студентов.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
- выявить общие представления о тюркских народах;
- проанализировать полученные данные авто- и гетеростереотипов якутских студентов.
Объект исследования: якутские студенты в количестве 60 человек, в возрасте от 18 до 23 лет.
Предмет исследования: авто- и гетеростереотипы о тюркоязычных народах.
В работе выдвигается гипотеза о неоднородности авто- и гетеростереотипов якутских студентов о тюркоязычных народах.
В своей гипотезе мы исходили из предположения, что якуты - тюркский народ и черты личности, присущие собирательному образу всех тюрков будут схожи с автостереотипами. Тогда как гетеростероетипы о представителях отдельных этносов, входящих в тюркскую языковую группу, будут различаться.
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Опросник для выявления характерных черт личности, присущих тюркским народам.
2. Семантический дифференциал для измерения сходств и различий к тюркским народам.
3. Шкала социальной дистанции (Э. Богардус)
Для выявления статистических различий применялись W-критерий Вилкоксона и Н-критерий Краскела-Уоллеса.
Респондентами были отобраны 20 качеств, максимально отражающих черты тюркских народов. Качества носили преимущественно положительную модальность: понимающий, сильный, открытый, добрый, гордый, справедливый, терпеливый. Из отрицательных - упрямый, расслабленный. Далее предлагалось оценить каждую этническую группу по данным качествам. Выявлены различия в оценке тюрков вообще и представителей тюркских народов по отдельности. Наибольшие различия проявились в описании личностных качеств тюрков и личностных качеств азербайджанцев (Z= - 4,433, р≤ 0,01), а так же турок (Z= - 4,390, р≤ 0,01). Тогда как между качествами якутов и тюрков в целом, различий нет (Z= - 0,545, р≤ 0,59). Наблюдается более позитивная оценка личностных качеств тюрков и своего народа, как представителя тюркского этнонима.
Наименьшей социальной дистанцией якутские студенты наделили казахов, наибольшей - турков (Н=170,92 р≤ 0,01). Таким образом, социальная приемлемость межэтнического взаимодействия с казахами является более предпочтительной (РСП=22,2 ≥18,7). Остальные народы не вошли в группу социальной приемлемости.
Авто- и гетеростереотипы у якутских студентов о тюркскоязычных народах характеризуются неоднородностью. Атрибутивные процессы относительно тюркских народов вообще носят более позитивный характер, чем к конкретным тюркским этносам. Между якутским этносом и другими тюркскими народами существуют социальная дистанция. Наиболее социально приемлемым, с точки зрения якутских студентов, являются межэтнические контакты с представителями казахского этноса. Между тюрками и якутами - различий не обнаружено, что может свидетельствовать о самоидентификации с тюрками. При сравнении автостереотипов и гетеростереотипов наблюдается более позитивная оценка своего народа и тюрков в целом, чем отдельных тюркоязычных народов. В данном случае, для поддержания группой позитивной идентичности используется специфический механизм межгруппового восприятия - внутригрупповой фаворитизм, заключающийся в тенденции благоприятствовать собственной группе и её членам при сравнении с другими сопоставляемыми с ней группами.
Литература
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С.134 – 158.
Андреева Г.М. Социальная психология Г.М. Андреева. - М., 2007.
Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. С.242 – 250.