ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Дроздов Н.А. 1, Ефимов И.О. 2
1Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)
2Московский государственный университет путей сообщения имени Императора Николая II (МГУПС(МИИТ)), Институт пути, строительства и сооружений (ИПСС), кафедра «Менеджмент качества»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Занимаясь планированием повышения эколого-экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, необходимо принимать во внимание, что реалии современного финансово-хозяйственного планирования предусматривают, что управление плановыми программами, а также расчет показателей эффективности проводится при помощи информационного продукта, что является более эффективным и незаменимо при управлении деятельностью такой крупной компании как ОАО «РЖД» [1]. Поэтому целью данной статьи является выбор программных компонентов для осуществления процесса планирования эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Достижение заявленной цели предполагает достижение ряда следующих задач:
  • Обзор имеющихся типов программных продуктов, используемых в поддержке планирования и управления;

  • Выбор типа программного продукта, наиболее подходящего для решения задач планирования повышения эколого-экономической эффективности предприятий железнодорожного транспорта;

  • Обзор основных функций программного продукта, знакомство с интерфейсами;

  • Предложения по созданию программного продукта, позволяющего оценить эффективность планируемых природоохранных мероприятий по сформированному критерию эффективности планирования.

Прежде чем приступить к описанию средства реализации комплексного плана повышения эколого-экономической эффективности, перечислим основные требования, которые, на наш взгляд, предъявляются к информационному продукту по управлению эколого-экономическим планированием на железнодорожном транспорте[2]:

  • Простота и надежность;

  • Удобный пользовательский интерфейс;

  • Возможность интеграции с пакетом сторонних приложений;

  • Относительная ценовая доступность внедрения;

  • Относительная мобильность и возможность адаптации под задачи пользователя.

Ниже представлен алгоритм осуществления процесса управления планированием на предприятии посредством информационного продукта (см. рис. 1).

Рис. 1. Управление планированием на предприятии посредством информационного продукта

Для выбора конкретного направления программных продуктов, отвечающих критериям, заявленным выше, произведем анализ направлений программных продуктов, имеющихся на рынке, и выберем то, которое в наибольшей степени удовлетворяет заявленным требованиям [3].

На сегодняшний день среди различных типов программных продуктов, в которых реализованы различные функции планирования, представлены следующие: корпоративные информационные системы; системы управления проектами; системы управления бизнес-процессами.

Приведем описание каждого типа программных продуктов, затем представим информацию о них в сравнительной таблице, которая позволит нам выбрать тип программного продукта, который наиболее подходит под решение указанных задач.

Корпоративные информационные системы – КИС (Oracle, 1C, Галактика) – это масштабируемые системы, предназначенные для комплексной автоматизации всех видов хозяйственной деятельности больших и средних предприятий, в том числе корпораций, состоящих из группы компаний, требующих единого управления. Объединяет систему управления персоналом, материальными, финансовыми и другими ресурсами компании, используется для поддержки планирования и управления компанией, для поддержки принятия управленческих решений ее руководителями.

Основные принципы, на которых должна быть построена корпоративная информационная система: интеллектуальность (управление организацией — регистрация и накопление информации); интегрированность (сквозное прохождение документов через различные службы); модульность (возможность поэтапного внедрения системы); доступность; открытость (возможность взаимодействовать с другими программами); адаптивность (мощность механизма настроек).

Системы управления проектами – СУП (MicrosoftProject, MASProject, Mavelink)– это набор организационных и технологических методов и инструментов, которые поддерживают управление проектами в организации и помогают повысить эффективность их реализации. Среди основных функций программных продуктов данного типа можно выделить такие, как повышение эффективности сотрудников компании при работе над проектами, предоставление участнику проекта понятного инструмента для выполнения задач проекта и доступа ко всей необходимой для их выполнения информации, построение сетевых графиков проектов, риск-менеджмент, планирования финансовой деятельности компании и т.д.

Системы управления бизнес-процессами – СУБП (ELMA, BusinessStudio) – технологическое программное обеспечение для поддержки концепции управления бизнес-процессами. Это системы, рассматривающие бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям, и полагающиеся на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счёт моделирования бизнес-процессов с использованием формальных нотаций, использования программного обеспечения моделирования, симуляции, мониторинга и анализа бизнес-процессов, возможность динамического перестроения моделей бизнес-процессов силами участников и средствами программных систем.

Теперь представим данные программные продукты в сравнительной таблице, определим наиболее подходящий под заявленные функции и представим функционал работы данного продукта (см. табл. 1).

Таблица 1 - Сравнение типов информационных продуктов на предмет их удовлетворения указанным требованиям

Требование к продукту

КИС

СУП

СУБП

Простота и надежность

-

+

+

Удобный пользовательский интерфейс

+

+

+

Возможность интеграции с пакетом сторонних приложений

-

+

-

Относительная ценовая доступность внедрения

-

+

+

Относительная мобильность и возможность адаптации под задачи пользователя

+

+

+

Таким образом, оценив все факторы, делаем вывод, что системы управления проектами являются наилучшим вариантом программного продукта для управления планированием повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта являются системы управления проектами. Рассмотрим основные возможности и интерфейс такого программного продукта на примере Microsoft Project.

Microsoft Project имеет широкий набор инструментов для информационного сопровождения процессов планирования. Среди основных функций программы, которые могут быть использованы при планировании повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта. Среди них: возможность распределения ресурсов; возможность назначения планируемых природоохранных мероприятий; возможность управления рисками планирования; возможность построения сетевых графиков; возможность построения диаграмм Ганта и пр. [4].

Все данные задачи представлены в удобном интуитивно понятном интерфейсе, который привычен пользователям Microsoft Office (см. рис. 2).

Рис. 2. Интерфейс программного продукта по управлению проектами

Наибольший интерес в программном продукте по управлению проектами представляют такие возможности, как построение диаграмм Ганта и сетевых графиков.

Диаграмма Ганта – тип ленточной диаграммы, который иллюстрирует календарный график ведения плановых мероприятий. По сути, является отражением процессов реализации тех или иных плановых мероприятий во времени. В планировании повышения эколого-экономической эффективности диаграммы Ганта помогут выстроить очередность планируемых природоохранных мероприятий, согласовать природоохранные мероприятия графиком поступления ресурсов, которые необходимы для их осуществления, назначить календарные сроки реализации тех или иных мероприятий. Пример диаграммы Ганта для планируемых мероприятий по охране атмосферного воздуха представлен ниже (см. рис. 3).

Рис. 3. Диаграмма Ганта для планируемых мероприятий по охране атмосферного воздуха

На диаграмме Ганта на рисунке 4 перечислены основные природоохранные мероприятия, распланированные поквартально на три года. Отметим, что программный продукт дает возможность планировать время выполнения для любых мероприятия вплоть до одного часа. Помимо диаграмм Ганта существуют также сетевые модели, которые также позволяют планировать время.

Сетевая модель (график) – это динамическая модель производственного процесса, отражающая технологическую зависимость и последовательность выполнения комплекса работ, связывающая их свершение во времени с учетом затрат ресурсов и стоимости работ. Сетевые графики значительно облегчают процесс планирования, более четко обозначая последовательность задач: в какой именно очередности выполняются те или иные мероприятия [5]. С помощью сетевых графиков, представленных в программном продукте по управлению проектами можно отследить выполнение планов различного уровня для природоохранных мероприятий. Латинскими буквами и цифрами рядом со стрелками обозначены запланированные мероприятия и единицы времени на выполнение каждого из них. В вершинах (кружках) указаны номер вершины в правильной нумерации, начало и завершение события, а также резерв времени (см. рис. 4).

Рис. 4. Сетевой график планирования мероприятий

В случае оценки эффективности планируемых природоохранных мероприятий целесообразно использовать интерфейс, созданный в среде Lazarus (см. рис. 5).

Рис. 5. Интерфейс среды Lazarus

Для обоснования эффективности природоохранных мероприятий по разработанному нами критерию эколого-экономической эффективности предлагается использовать отдельный программный продукт, написанный на языке Delphi и имеющего графический интерфейс. По нашему мнению, такой вариант является наиболее приемлемым, поскольку имеется возможность создать подходящий под конкретные задачи интерфейс и функциональное обеспечение [6].

Таким образом, был произведен разбор компонентов каждого типа программного продукта, проанализированы достоинства и недостатки каждого. В выбранном нами типе программного продукта были выяснены основные функциональные возможности, уточнена возможность их

использования в планировании повышения эколого-экономической эффективности деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Список литературы:

  1. Кузина Е.Л., Беспалов В.И., Кузина М.А. Эколого-экономическая оценка природопользования на железнодорожном транспорте: монография. - Ростов н/Д, Рост.гос. строит. ун-т, 2012. – 146 с.

  2. Дроздов Н.А., Тагильцева Ю.А. Повышение эффективности природопользования на железнодорожном транспорте // Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество. – Сб. трудов V Всерос. научно-практ. конф. научных, научно-педагог. работников и аспирантов, посвящ. 20-летию ЮУИУиЭ. – 2015. – С. 37-42.

  3. Компаниченко А.Ю., Дмитриченков С.Ю. Особенности реализации современных АРМ // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2016. – № 1. – С. 190-192.

  4. Чашин М.О. Совершенствование процедур планирования в системах управления проектами // Научные записки молодых исследователей. – 2014. - № 4.

  5. Гасанбеков С.К., Лубенец Н.А. Сетевое планирование как инструмент управления проектами // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – том 5. - № 1 (19).

  6. Бобаренко Д.В., Компаниченко А.Ю. Разновидности программных продуктов и проблематика их построения // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. – 2016. – № 1. – С. 170-172.

10

Просмотров работы: 296