СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА УСЛУГ

Максимов Д.А. 1, Петрухина Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Услуги – это достаточно широкий спектр деятельности разнообразных предприятий практически всех видов. Кроме того, данное направление хозяйственной деятельности является особенно весомым на этапе перехода в постиндустриальный уклад жизни, что диктуется глобальными трендами и не зависит от конкретных страновых или региональных условий. Данные условия играют роль только в определении структуры производимых услуг. Но в целом эта структура иллюстрирует направление развитие (страны, региона, агломерации). Поэтому изучение динамики рынка услуг на региональном уровне является актуальным с точки зрения исследования развития экономики региона как части страновой экономики.

Краснодарский край характеризуется благоприятными условиями для развития рынка услуг, поскольку находится в выгодном для этого географическом положении: юг европейский части страны. Краснодарский край активно принимает туристов, поэтому рекреационный бизнес развит на достаточно высоком уровне. Кроме того, регион является очень густонаселенным по сравнению со многими другими регионами страны, что само по себе оказывает влияние на спрос и обусловливает активное развитие рынка услуг. Краснодарский край находится на 9 месте среди 85 регионов страны 1. Кроме того, это самый густонаселенный регион ЮФО. Плотность населения в Краснодарском крае составляет 73,05 чел./м2, а общая численность - 5 513 804 чел. (3,76% от общей численности населения страны).

Соответственно, рынок услуг также является в высокой степени развитым. Так, на конец 2015 г. он составлял 5,03% от общего объема платных услуг населению по РФ. Для сравнения, в 2011 г. этот показатель был равен 3,87%. Это говорит об упреждающем росте рынка услуг региона по сравнению с рынком услуг в целом по стране.

Рис. 1. Динамика объема платных услуг, оказанных населению, млн. руб.2

Итак, объем платных услуг возрастает с 2011 г. по 2015 г. на 190995 млн. руб., что составляет динамику 89,13%, тогда как в целом по России рынок платных услуг за период с 2011 по 2015 г. вырос на 43,3%.

Кроме общей динамики, показательным будет анализ структуры услуг и сравнение структуры и структурной динамики рынка услуг Краснодарского края с общестрановой структурой.

Таблица 1. Объем платных услуг населению Краснодарского края по видам3

 

2011

2012

2013

2014

2015

Объем платных услуг – всего

214282

241536

315014

360832

405277

в том числе:

27573

34185

47209

54842

61581

бытовые

транспортные

35514

39651

52492

61421

63815

связи

34594

37526

44841

49074

55743

жилищные

5924

6672

7656

8804

11873

коммунальные

44420

48744

65925

74394

82139

культуры

3141

3692

4812

5560

6103

туристские

3394

3845

4355

5290

6470

гостиниц и аналогичных средств размещения

18959

20588

30081

34393

36717

физической культуры и спорта

1247

1567

1983

2375

2970

медицинские

8048

9476

11727

12904

14707

санаторно-оздоровительные

6647

7503

9142

11078

13212

ветеринарные

415

566

702

864

1106

системы образования

11147

12615

18283

20732

23499

прочие виды услуг

13260

14907

15805

19100

25342

Наиболее возрастающим направлением услуг в Краснодарском крае являются: сектор бытовых услуг (прирост за период с 2011 по 2015 г. составляет 123,34%), ветеринарные (прирост за период составляет 166%), услуги предприятий физической культуры и спорта (прирост за период составляет 138,17%), услуги организаций системы образования (прирост за период 110,81%) и жилищные (прирост за период 100,42%). Несмотря на туристический статус региона, прирост услуг предприятий сферы туризма несколько ниже лидирующих направлений (он составил за период с 2011 по 2015 г. 90,63%). То же касается смежной отрасли: услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (прирост 93,67%). Санаторно-оздоровительные услуги по своему объему показывают прирост на уровне 98,77, что связано со спецификой сферы услуг по организации отдыха Краснодарского края и большой доле в их структуре санаторно-оздоровительных предприятий, а также с преобладающим уровнем спроса потребителей именно на данного вида отдых.

В целом, показывая рост, предприятия сферы туристско-рекреационных услуг развиваются не настолько динамично, как лидирующие направления. Это связано с тем, что туристский бизнес является сезонным, и периоды «высокого» сезона сменяются периодами «низкого», что и обусловливает неравномерность потребления услуг предприятий туристско-рекреационной сферы, в то время, как прочие виды бизнеса, связанного с предоставлением платных услуг, не настолько сильно подвержены сезонным колебаниям).

Наименее динамично развиваются транспортные услуги и услуги предприятий связи (прирост составляет 79,69% и 61,13% соответственно). Это – достаточно высокий показатель, поскольку динамика не просто положительна, но и существенна.

Общий прирост объема платных услуг в Краснодарском крае за период с 2011 по 2015 гг. составил 89,13%.

Но общий прирост за период не является полностью репрезентативным, поскольку более четкую картину изменения структуры рынка услуг может дать только анализ структурной динамики.

Если анализировать общую тенденцию, то наибольший прирост объема оказанных услуг приходится на 2013 г. С 2011 по 2012 г., а также с 2014 по 2015 г. наблюдается более низкий уровень прироста, хотя динамика сохраняется положительной. При этом, в различных отраслях она имеет неровный характер. Так, сфера жилищных услуг возросла в объеме более всего в 2015 г. на фоне общей тенденции снижения во многих других отраслях. Это же относится к ветеринарным, туристским, частично услугам предприятий физической культуры и спорта, и в особенности – к прочим услугам (включающим в себя услуги правового характера, социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам и др.).

Таблица 2. Прирост объема платных услуг, предоставленных предприятиями Краснодарского края, % 4

 

2011

2012

2013

2014

2015

Объем платных услуг – всего

15,15

12,72

30,42

14,54

12,32

в том числе:

         

бытовые

16,32

23,98

38,1

16,17

12,29

транспортные

9,3

11,65

32,39

17,01

3,9

связи

11,94

8,48

19,49

9,44

13,59

жилищные

15,86

12,63

14,75

14,99

34,86

коммунальные

21,07

9,73

35,25

12,85

10,41

культуры

18,22

17,54

30,34

15,54

9,77

туристские

19,17

13,29

13,26

21,47

22,31

гостиниц и аналогичных средств размещения

12,48

8,59

46,11

14,33

6,76

физической культуры и спорта

32,38

25,66

26,55

19,77

25,05

медицинские

21,92

17,74

23,75

10,04

13,97

санаторно-оздоровительные

23,34

12,88

21,84

21,18

19,26

ветеринарные

20,99

36,39

24,03

23,08

28,01

системы образования

13,47

13,17

44,93

13,39

13,35

прочие виды услуг

13,02

12,42

6,02

20,85

32,68

Значительное снижение показывают: транспортная, коммунальная, культурная, гостиничная сферы. Данная динамика связана со спецификой спроса в данных отраслях, а также с перераспределением рынка (так, предприятия культуры сокращают объем предоставленных услуг в связи с переориентировкой спроса потребителей на активные виды отдыха и ростом потребления медиапродуктов, что автоматически сокращает спрос на посещение кинотеатров и театров). При этом наиболее востребованы услуги предприятийфизической культуры и спорта, что связано с «культом» здорового образа жизни (в целом, тенденция очень положительная).

Услуги предприятий системы образования пользуются стабильным спросом и увеличиваются в объеме стабильными темпами, если не считать резкого «скачка в 2013 г. То же можно отметить и в туристской сфере (здесь, правда, темпы прироста опережают ретроспективные и не имеют резкого «скачка», характерного для 2013 г.).

Сравним структуру объема реализации платных услуг в Краснодарском крае и в целом по РФ, чтобы выявить региональные особенности спроса.

Рис. 2. Сравнительная структура объема платных услуг населению в Краснодарском крае и в целом по РФ, % 5

Можно отметить основные различия в сфере гостинично-ресторанных, санаторно-оздоровительных жилищных, медицинских и бытовых услуг, а также небольшие различия в отношении прочих видов услуг.

По РФ в целом в 2015 г. в общем объеме оказанных платных услуг доля гостинично-ресторанного сектора составляет 2,3%, в то время, как по Краснодарскому краю – 9,06%. То же исанаторно-оздоровительныеуслуги (3,26% в структуре услуг в Краснодарском крае и 1,4% в среднем по РФ).Это связано с туристическим статусом региона. Бытовые услуги в Краснодарском крае составляют 15,19% от общего объема, что превышает среднероссийский показатель (10,9%).

Спрос же на медицинские услуги выше в среднем по РФ (6,6% простив 3,63% в Краснодарском крае). То же можно сказать и про транспортные услуги (15,75% от объема по Краснодарскому краю и 18,4% по РФ), а также услуги связи (13,75 и15,9% соответственно).

Другие виды услуг варьируют не столь значительно и показывают схожесть структуры спроса на рынке услуг.

Таким образом, развитие рынка услуг в Краснодарском крае показало схожесть региональной тенденции с общестрановой: рост объемов услуг, наличие спроса почти без влияния на него негативных факторов в экономике и потенциально намного более сильного влияния позитивных факторов (экономического роста). Такой устойчивый прирост спроса на услуги говорит о том, что региональный рынок услуг находится под влиянием глобального тренда постиндустриального общества: увеличения роли сферы услуг в экономике.

При этом следует учесть, что анализировался спрос удовлетворенный, без учета потенциального спроса, что могло бы незначительно изменить картину потенциального рынка услуг как по Краснодарскому краю, так и в целом по РФ. Данный вопрос является предметом дальнейшего изучения для прогнозирования рынка услуг в перспективе. Это дало бы ответ на вопросы направлений развития регионального рынка услуг населению и помогло бы предприятиям сориентироваться в векторах развития своего бизнеса, снизив предпринимательские риски. Структуру отложенного (неудовлетворенного) спроса можно было бы исследовать на основании исследования объемов и динамики сбережений населения в совокупности с результатами выборочных опросов.

Список использованных источников

  1. Ахинов, Г. А. Экономика общественного сектора: учебник / Г. А. Ахинов, И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 331 с.

  2. Годин, А. М. Статистика: учебник / А. М. Годин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 451 с.

  3. Социально - экономическая статистика: учебник / ред. М. Р. Ефимова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 391 с.

  4. Статистика: Практикум: учеб. пособие для бакалавров; допущено МО и науки РФ / ред. И. И. Елисеева. - М.: Юрайт, 2014. - 511 с.

  5. Экономическая статистика: учебник / [А. Р. Алексеев и др.]. – Москва: Инфра–М, 2011. – 666 с.

  6. Официальный сайт Государственной службы статистики Краснодарского края: http://krsdstat.gks.ru/

  7. Официальный сайт Государственной службы статистики РФ: http://www.gks.ru

  8. Информационный демографический портал: http://www.statdata.ru/nasel_regions

1 Информационный демографический портал: http://www.statdata.ru/nasel_regions

2 Составлено автором на основании данных Государственной службы статистики РФ и Краснодарского края

3 Данные Государственной службы статистики Краснодарского края http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsdstat/resources/

4 Составлено автором на основании данных Государственной службы статистики Краснодарского края

5 Составлено автором на основании данных Государственной службы статистики РФ и Краснодарского края

Просмотров работы: 378