ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Хренова Т.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время одним из направлений совершенствования образовательного процесса является решение проблемы информационного обеспечения учебных дисциплин, что будет способствовать подготовке квалифицированных, конкурентоспособных кадров, готовых к эффективной работе по специальности и к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Рассмотрим, как решается проблема информационного обеспечения учебных дисциплин на примере Чкаловского техникума транспорта и информационных технологий (ЧТТИТ).

При формировании информационного обеспечения учебных дисциплин могут использоваться следующие источники информации:

  1. библиотека образовательного учреждения;

  2. электронные библиотечные системы;

  3. исследовательская деятельность преподавателя, участие в конференциях и конкурса, как студентов, так и преподавателя;

  4. нормативные документы, регламентирующие деятельность по формированию информационного обеспечения учебных дисциплин;

  5. электронные образовательные ресурсы;

  6. прочие источники, находящиеся в сети Интернет и др.

Формирование информационного обеспечения учебной дисциплины является одной из важнейших составляющих деятельности преподавателя. Качество информационного обеспечения зависит от педагогического опыта, профессионального мастерства преподавателя. В качестве источника информации преподаватель может использовать библиотеку образовательного учреждения.

Библиотека является помощником преподавателя при формировании информационного обеспечения учебной дисциплины. Основная задача библиотеки – предоставить преподавателям и студентам качественное информационное обеспечение.

В структуре Чкаловского техникума транспорта и информационных технологийрасполагается одна библиотека, в которой имеется абонемент, читальный зал, который оборудован пятью компьютерами с выходом в сеть Интернет.

Библиотека располагает учебной, учебно-методической, справочной, художественной литературой и периодическими изданиями. Общий книжный фонд библиотеки насчитывает 19000 экземпляров, из них 16 000 – это учебная литература. Фонд формируется в соответствии с учебными планами и программами, картотекой книгообеспеченности и информационными запросами преподавателей и студентов.

Условия предоставления библиотекой информационных ресурсов определяются правилами пользования библиотекой, режимом учебного процесса, планом развития техникума.

Библиотека своевременно комплектуется учебной, учебно-методической, научно-популярной, справочной литературой. Каждый обучающийся обеспечен не менее, чем одним учебным печатным изданием по каждой дисциплине. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, включает официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

Студенты и преподаватели используют периодические издания для самообразования, написания рефератов и докладов, как дополнительный источник информации при курсовом и дипломном проектировании, для проведения классных часов. Несомненно, периодические издания обладают большей по сравнению с книгами, оперативностью в доведении до пользователя новых сведений.

Для того, чтобы провести анализ информационной обеспеченности, библиотекарь проводит опрос преподавателей и студентов, а также информирует их о новых поступлениях в библиотеку.

Электронной библиотечной системы, базы данных электронных образовательных ресурсов, которая бы постоянно пополнялась новыми изданиями, в ЧТТИТ пока нет. Качественное информационно-библиотечное сопровождение учебного процесса невозможно без расширения автоматизации основных направлений деятельности библиотеки: ведение электронного каталога; поиск и отбор изданий; комплектование и учет фонда и т.д.

В настоящее время библиотека планирует внедрить автоматизированную систему для колледжей, потому что электронный каталог поможет обеспечить более эффективное и качественное обслуживание читателей, расширит спектр предлагаемых услуг при поиске информации, уточнении, доработке требований.

Коллектив библиотеки и преподаватели подруководством администрации стремятся к тому, чтобы информационное обеспечение образовательного процесса максимально соответствовало требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

Исследовательской деятельностью может заниматься, как преподаватель, так и студент. Исследовательскую деятельность мы рассматриваем как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение педагога и студента.

Исследовательская деятельность преподавателя и студента осуществляется ради решения какой-либо проблемы, результаты которой преподаватель может использовать, как источник информации для формирования информационного обеспечения учебной дисциплины.

Стоит отметить, что преподаватель для того, чтобы заниматься со студентами исследовательской деятельностью, должен сам обладать исследовательскими навыками и быть способным к научной деятельности и постоянному саморазвитию.

Преподаватель при формировании и разработке информационного обеспечения учебной дисциплины, прежде всего, руководствуется федеральным государственным образовательным стандартом, локальными актами образовательного учреждения, особенностью специальности или профессии, а также уровнем подготовки аудитории, которой будут читаться лекции.

В качестве источника информации для формирования и разработки информационного обеспечения учебной дисциплины могут использоваться федеральные образовательные порталы, поисковые системы, с помощью которых можно найти многие другие источники информации, например, статьи, справочники, энциклопедии, словари, ученики и др.

Таким образом, перед преподавателем встает важнейшая практическая задача – проектирование информационного обеспечения учебной дисциплины, грамотное профессиональное решение которой будет способствовать повышению качества образования.

Просмотров работы: 262