НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Захарова Н.И. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сохранение, укрепление и культура здоровья дошкольников - одна из главных задач развития страны. Здоровый образ жизни сегодня - не просто дань моде, это необходимость. Здоровый, физически активный человек, продуктивен в интенсивном ритме жизни, он менее подвержен влиянию стрессовых и других негативных факторов, поэтому так важно с раннего детства формировать у детей понимание правил здорового образа жизни. Более того, важно рассказать о закономерностях и преимуществах здорового образа жизни: планомерном распорядке дня, правильном питании, регулярной физической активности.

По закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.51), «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников», а также по Указам Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. был создан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - далее ФГОС ДО (Приказ Министерства образования РФ №1155 от 17.10.2013), который формирует представления о здоровом образе жизни у дошкольников рассматриваемые в образовательной области «Физическое развитие» (п. 2.6. ФГОС ДО). Здоровье в рамках ФГОС дошкольного образования, направленно на укрепление физического и психического здоровья; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Именно стандарт как нормативный правовой документ призван обеспечить возможность достижения необходимого и достаточного уровня развития каждого ребенка независимо от национальных, территориальных, имущественных и других различий для последующего успешного обучения на следующем уровне системы непрерывного образования России.

По данным публичного доклада директора Департамента образования Администрации города Сургута. Т. Н. Османкиной на 2016 год «О состоянии и перспективах развития образования города Сургута», охват дошкольников ежегодными профилактическими осмотрами остается стабильным на протяжении последних лет и составляет 99,9%. Анализ данных комплексной оценки состояния здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения города, показал, что количество здоровых детей (с первой группой здоровья) практически не изменилось с 15,5% в 2013 году до 15,7 % в 2015 году. Отмечается снижение количества детей, имеющих вторую группу здоровья на 7,1%, и рост количества детей, имеющих хронические заболевания, на 6,9%. Число детей с третьей группой здоровья (имеющих хроническую патологию) составило 11,7%. В 2015 году отмечается снижение количества детей со средним уровнем физического развития на 4,4% за счет роста детей с высоким уровнем физического развития на 3,0%.

По мнению Н.М Амосова, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Дошкольный период является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании здорового образа жизни. Главным в воспитании детей является то, что дети должны быть здоровыми. Они быстрее устанавливают все необходимые умения и навыки, они лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к ним требования. Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармонического физического развития ребенка привить культуру здоровья. Поэтому о качестве образования, особенно когда речь идет о дошкольном образовании, можно говорить тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьесохраняющая составляющие.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования В.В. Колбанова, Ю.Ф. Змановского, В.Г. Алямовской, А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, П. Ф. Лесгафт, Д. В. Хухлаева Е.О. Смирновой и др. Анализ работ В.А. Деркунской, С.А. Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А. Князевой, И.М. Новиковой, Э. Я. Степаненкова и др. На основании этих исследований можно утверждать, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к сохранению своего здоровья, бережному отношению к своему организму как ценности. Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных организаций.

Исследователями - валеологами установлено, что основным показателем и результатом здорового образа жизни является здоровье человека. Понятие «здоровье» имеет множество определений в трудах различных учёных. (Н. М. Амосов, И. И. Брехмана, В. П. Петленко, А. М. Щедрина, Ю. П. Лисицына, В. В. Колбанова и других учёных). Отсутствие единства в трактовке понятия здоровья приводит к неоднозначности толкований здорового образа жизни.

До недавнего времени здоровье, как проблема исследовалось преимущественно учёными - медиками и понималось в узком смысле, как отсутствие болезней. Анализ различных точек зрения отечественных исследователей позволяет выделить сущностные характеристики здоровья.

Так, в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения, даётся следующее определение понятия здоровья - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов.

По утверждению Ю. П. Лисицына здоровье, это состояние, которое позволяет человеку вести нестеснённую в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, вести здоровый образ жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие;

В. В. Колбанов определяет здоровье, как непрерывную последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершённой саморегуляции, поддержанию гомеостаза, совершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использовании резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций, в том числе рождения и воспитания потомства.

Анализ различных трактовок понятия здоровья показал, что это понятие сложное и представляет собой систему рядя элементов. К числу основных элементов большинство авторов (Н. М. Амосов, В. В. Колбанов, Б. А. Воскресенский и др.) традиционно относят физическое, психическое, социально-нравственное здоровье.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Социально нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Проблема формирования здоровья у дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

Для полноценного представления о здоровом образе жизни важно проанализировать соотношение факторов, непосредственно влияющих на здоровье человека. Статистика утверждает, что здоровье ребёнка зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% от условий внешней среды, то есть экологии, на 10% от деятельности системы здравоохранения, а на 50% от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов таких, как (Э. Н. Вайнер, В. В. Колбанов, Ю. П. Лисицин, И. И. Соковня - Семёнова, В. А. Деркунская, И. М. Новикова, Л. Г. Касьянова, В. П. Петленко и др.) показал, что под образом жизни большинство исследователей понимают устойчивый сложившийся в определённых общественно - экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющихся в нормах общения, поведения, складе мышления.

По утверждению Ю. П. Лисицина понятие здорового образа жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.

Здоровый образ жизни дошкольника определяется, как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье, как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровье созидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек. По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д. Культура здорового образа жизни включает в себя такие составляющие как отношение личности к себе, виды и факторы здоровья. Важно, чтобы в личности гармонично сочетались соматическое, психическое, физическое и нравственное здоровье. В единстве они образуют здоровье человека. Существенное влияние на него оказывают такие факторы как соблюдение режимов дня и питания, полезные привычки, двигательная активность. Однако культура здорового образа жизни определяется не только внешними, но и внутренними факторами. К последним целесообразно присоединит и отношение личности к себе. Исходя из этого, культура здорового образа жизни определяется как деятельность дошкольника, которая основывается на его устойчивых представлениях о здоровье как общечеловеческой ценности, сформированных привычках поведения как здорового человека, умениях и навыках осуществления здорового стиля жизни. В литературе, посвящённым проблемам здоровья человека, освящаются социологические проблемы и психофизиологические аспекты здорового образа жизни (В. В. Корченов, Т. А. Петухова), научно-теоретические и методические основы здоровоого образа жизни (Е. Ю. Барзелович, Э. Н. Вайнер, И. А. Виноградов, В. Ю. Волков, Д. И. Изуткин, Е. Ф. Колокольцев, Ю. С. Ланев, Г. Н. Соловьев и др.). Авторы, пишущие на тему о здоровом образе жизни, включают в здоровый образ жизни разные составляющие, но большинство из них считают базовыми:

- правильно организованную двигательную деятельность,

- рациональное закаливание,

- оптимальный режим дня,

- сбалансированное питание,

- удовлетворительный психологический климат в семье и детском саду,

- обеспечение безопасности жизнедеятельности,

- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды,

- бережное отношение к окружающей среде, к природе,

- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций,

- формирование понятия «не вреди себе сам».

Таким образом, дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред.А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.- 464 с.

  2. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/

  3. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: Н.В. Микляева; Микляева Ю. В. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн». - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55845 –Загл. с экрана

  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего профессионального обюразования [электронный ресурс]. - доступ-http:// www.firo.ru/ wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf

Просмотров работы: 716