Физическая культура и спорт являются носителями индивидуальных и общественных ценностей, которые могут быть использованы для укрепления общего здоровья человека и служить задачам совершенствования его общественной деятельности. С точки зрения теории управления физическая культура и спорт выступают специфическим объектом человеческой деятельности, направленной на эффективную и планомерную работу для обеспечения потребностей граждан в физическом самосовершенствовании. В отечественной управленческой и специальной литературе широко применяется общий термин «физическая культура и спорт». В таком случае в рамках данного явления выделяется специфическая часть, трактуемая как «спорт».
В рамках нашего исследования буду рассматривать термины «спорт» и «массовый спорт» как понятия близкие, но не тождественные.
Целью исследования: изучить основные тенденции развития спорта в мире.
Задачи:
Рассмотреть мировые тенденции развития профессионального спорта
Выявить направления реализации антидопинговой политики
Отразить направления развития массового и паралимпийского спорта
Дать понятие и значение спортивной работы
Выявить проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в России.
Предмет работы развитие мирового спорта. Объект - направления развития профессионального, массового и паралимпийского спорта. Исторически сложились два основных подхода к развитию профессионального спорта: коммерческо-спортивный и спортивно-коммерческий, между которыми есть существенная разница.
Справедливость результатов спортивных соревнований всегда становится предметом обсуждения общественности. Несмотря на разногласия, которыми обычно сопровождаются такие споры, факт того, что применение запрещённых средств и методов, искусственно улучшающих результаты спортсменов, переводит соревнования в другую плоскость — «плоскость, где противоборствует не уровень подготовленности спортсменов, а уровень развития фармакологической промышленности и медицинской науки» не вызывает сомнения ни у кого.
Использование допинга не только ведет к неравенству условий соревновательного соперничества между спортсменами, употребляющими и не употребляющими стимуляторы, но и содержит в себе опасность для здоровья и жизни самих спортсменов.
На протяжении нескольких последних десятков лет количество употребления допинговых препаратов возросло в несколько раз. Это безусловно привлекло внимание международного сообщества и заставило прибегнуть к правовой регламентации данного вопроса.
Ключевую роль при осуществлении практического контроля за нераспространением допинга в спорте играет созданное 10 ноября 1999 года в Лозанне Всемирное антидопинговое агентство (World Anti-Doping Agency (WADA) — далее ВАДА)
В понятие массового спорта, с нашей точки зрения, входит деятельность людей, в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, и отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности.
С нашей точки зрения целью управления будет являться достижение в данном социальном пространстве состояния, отвечающего системе государственных показателей, которые, в свою очередь, определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения массовым спортом. Такое управление базируется на принципах материального обеспечения деятельности, системной заинтересованности граждан, оптимальности затрат, субсидиарности усилий (сочетании государственного, некоммерческого и коммерческого участия), иерархичности управления, паритетности управления, поощрения самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.
Для осуществления наиболее эффективной работы по управлению следует умело использовать различные методы управления. К основным методам относятся распорядительные, организационные, административные и хозяйственные. Их сочетание определяется распределением полномочий между различными уровнями власти - федеральным, региональным и местным.
Рациональная структура управления должна быть основой для определения числа необходимых работников, а не наоборот. Структура должна постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием развития самого объекта, при этом меняется набор и содержание функции. Определяющим фактором управления является сочетание государственной и общественной деятельности в изучаемой сфере. Взаимодействие в управлении различного уровня представителей органов и частных лиц характерно для организационной структуры управления массовым спортом. Ведущая роль в управлении отводится физкультурно-спортивным обществам. Отличаясь по конкретным целям и роли в обществе, они являются важной формой проявления активности граждан.
Паралимпийские виды спорта включают в себя наиболее престижные состязания для людей с инвалидностью, причем отбор на них проходит в процессе проведения целого ряда региональных, национальных и международных соревнований.
Развитию физической культуры и спорта сегодня уделяется особое внимание, как одному из главных приоритетов политики государства. Однако приоритеты государства отдаются спорту высших достижений, а ситуация с финансовым обеспечением массового спорта радикально не поменялась, несмотря на то, что именно в детстве закладывается образ жизни, который в дальнейшем определяет качество жизни человека.
Государственная поддержка физической культуры и спорта в широком смысле — это система финансово-экономического, организационно-правового и социального обеспечения эффективного функционирования и развития сферы физической культуры и спорта.