Актуальность данной темы несомненна, ведь здоровье людей во многом зависит от осанки, которая, в свою очередь, активно формируется у детей в ранние школьные годы. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия на него факторов физической и социальной среды. Именно поэтому воспитание осанки является настолько необходимым.
Объект исследования. Физическое воспитание школьников. Предмет исследования. Коррекция дефектов осанки у школьников младших классов.
Цель исследования. Выявить влияние корригирующей гимнастики на формирование правильной осанки школьников младших классов.
Задачи исследования: - проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- дать определение правильной осанки; - проанализировать дефекты осанки;
- изучить причины нарушения осанки.
От умения правильно держать свое тело зависит не только внешний вид людей, но и их здоровье. Нарушение осанки неблагоприятно сказывается на физическом развитии организма, особенно на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.
Всего встречаются четыре типа осанки:
- нормальная осанка;
- гиперлордоз;
- кифоз;
- плоская спина.
Есть несколько классификаций причин нарушения осанки. Многие из причин пересекаются и могут одновременно относиться как к одной, так и к другой классификации. Причины нарушения осанки бывают внутренние и внешние, врожденные и приобретенные [1]. Под внутренними причинами нарушения осанки имеется в виду:
- разная длина ног, из-за этого возникает перекос позвоночника;
- различные заболевания: рахит, туберкулёз и др.;
- дефекты зрения и слуха, чтобы лучше видеть и слышать человек принимает неправильное положение осанки.
Под внешними причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни человека:
- режим дня;
- гиподинамия.
Под врожденными причинами нарушения осанки имеется в виду, например, нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков. К приобретенным причинам нарушения осанки относятся:
- различные заболевания: к примеру, рахит, туберкулёз и др.;
- полученная травма (это может быть перелом позвоночника);
- сидячая работа с постоянно наклоненной головой;
- плоскостопие также вызывает нарушение осанки.
Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом (для каждого вида нарушения осанки характерно свое положение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей):
- нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника: сутулость, круглая спина, кругловогнутая спина;
- нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника: плоская спина, плосковогнутая спина;
- нарушение осанки во фронтальной плоскости: сколиоз.
Осанка формируется по механизму образования временных связей, приводящих путем длительных и частых повторений к образованию условных рефлексов, обеспечивающих удержание тела в покое и в движении.
Профилактика дефектов осанки должна быть направлена на устранение причин, вызывающих эти нарушения, систематическое развитие и укрепление мускулатуры спины, брюшного пояса и других мышц тела [2].
Ведущая роль в реабилитации больных с нарушениями осанки принадлежит лечебной физической культуре, т.к. основой лечения нарушения осанки (особенно начальной степени) является тренировка мышечного корсета ребёнка.
В результате анализа научно-методической литературы по проблеме влияния корригирующих упражнений на формирование правильной осанки у школьников младших классов были выявлены параметры правильной осанки, изучены дефекты осанки и причины её нарушения.
Библиографический список:
1. Брэгг П.Ч. Стержень здоровья-позвоночник / П.Ч. Брэгг // Газета «Знахарь», 2005. 4 с.
2. Шарманова С.Б. Формирование правильной осанки в процессе физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / С.Б. Шарманова. Челябинск: УралГАФК, 1999. 101 с.