ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТА В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ОСВЕЩЕННОСТИ РАБОЧЕГО МЕСТА ВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДСКОГО МАРШРУТНОГО ТРАНСПОРТА В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

Батина А.В. 1, Шкитова А.П. 1, Личман А.В. 1, Климетенко Т.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для жизнедеятельности человека показатели освещенности являются очень важным аспектом, так как восприятие мира для человеческого зрения связано именно со светом. При недостаточном освещении рабочий плохо видит окружающие предметы и плохо ориентируется в производственной обстановке.

Рисунок 1 – Освещенность как фактор, влияющий на организм человека

На рисунке 1 показано влияние фактора освещенности на организм человека.

Важно отметить, что не только уровень освещенности, а все аспекты качества освещения играют роль в предотвращении несчастных случаев. Можно упомянуть, что неравномерное освещение может создавать проблемы адаптации, снижая видимость. Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения. Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников.

Для оптимизации условий труда имеет большое значение освещение рабочих мест. Задачи организации освещённости рабочих мест следующие:

– обеспечение различаемости рассматриваемых предметов;

– уменьшение напряжения и утомляемости органов зрения.

Производственное освещение должно быть равномерным и устойчивым, иметь правильное направление светового потока, исключать слепящее действие света и образование резких теней [1].

Рациональное освещение помещений и рабочих мест - один из важнейших элементов благоприятных условии труда. При правильном освещении повышается производительность труда, улучшаются условия безопасности, снижается утомляемость.

Одним из важнейших элементов условий труда является освещение. Правильно выполненная система освещения играет существенную роль в снижении производственного травматизма, уменьшая потенциальную опасность многих производственных факторов, создает нормальные условия работы, повышает общую работоспособность.

Освещение характеризуется количественными и качественными показателями. Количественными являются световой поток, сила света, освещенность, яркость, коэффициент отражения. Качественными показателями, определяющими условие зрительной работы, являются фон, контраст объекта с фоном, ослепленность, степень дискомфорта, коэффициент пульсации освещенности.

Освещённость – это величина отношения светового потока к площади, на которую он падает. Причём падать он должен на эту плоскость именно перпендикулярно. Измеряется в люксах, lux (лк). Один люкс равен отношению одного люмена к одному квадратному метру поверхности.

Основная задача освещения на производстве — создание наилучших условий для видения и обеспечения максимальной производительности. Эту задачу возможно решить только осветительной системой, отвечающей следующим требованиям [2]:

– освещенность на рабочем месте должна соответствовать гигиеническим нормам. Увеличение освещенности рабочей поверхности до определенного предела улучшает видимость объекта, увеличивает скорость различения предметов и повышает производительность труда;

– яркость на рабочей поверхности и в пределах окружающего пространства должна распределяться по возможности равномерно, так как при переводе взгляда с ярко освещенной на слабо освещенную поверхность и наоборот глаз должен адаптироваться, что вызывает его утомление. Равномерному распределению яркости способствует светлая окраска потолка, стен, оборудования;

– резкие тени на рабочей поверхности должны отсутствовать, так как они способствуют неравномерному распределению яркости, искажают форму и размеры объектов и вызывают утомление зрения, а наличие подвижных теней, кроме того, способствует возникновению травм;

– блесткость (прямая иди отраженная) должна отсутствовать в поле зрения. Прямая блесткость создается поверхностями источников спета, и ее уменьшение осуществляется снижением яркости источников света, изменением защитного угла светильника и увеличением иысоты подвеса светильников. Отраженная блесткость создается поверхностями с большими коэффициентами отражения и отражением но направлению к глазам. Ее ослабление обеспечивается подбором рационального направления светового потока на поверхность и заменой блестящих поверхностей матовыми;

– освещение должно создавать спектральный состав света, близкий к естественному, обеспечивающий правильную передачу и восприятие света.

Методической основой проведения измерений освещенности на рабочих местах водителей пассажирского автомобильного транспорта является национальный стандарт ГОСТ Р 54944-2012 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности» [3]. Данный национальный стандарт устанавливает методы определения минимальной, средней и цилиндрической освещенностей, коэффициента естественной освещенности в помещениях зданий и сооружений и на рабочих местах.

Перед измерением освещенности от искусственного освещения следует провести замену всех перегоревших ламп и чистку светильников.

Измерение освещенности при рабочем и аварийном освещениях следует производить в темное время суток, когда отношение естественной освещенности к искусственной составляет не более 0,1.

При измерениях освещенности необходимо соблюдать следующие требования:

- на измерительный фотометрический датчик не должна падать тень от человека;

- измерительный прибор не должен располагаться вблизи сильных магнитных полей.

Освещенность на рабочем месте определяют прямыми измерениями в плоскости, указанной в нормах освещенности, или на рабочей плоскости оборудования.

Измерения проводились с применением люксметра Ю116 [4], предназначенного дли измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом, источники которого расположены произвольно относительно светоприемника люксметра.

На рисунке 1 приведен внешний вид прибора люксметра Ю 116.

1 - насадка-гайка с пометкой «К»; 2 - насадка-светофильтр с пометкой «М (10)»; 3 - насадка-светофильтр с пометкой Р (100); 4 - насадка-светофильтр с пометкой Т (1000); 5 - селеновый фотоэлемент; 6 - измерительный прибор (гальванометр)

Рисунок 1 – Внешний вид люксметра Ю 116

Технические характеристики люксметра приведены в таблице 1.

Таблица 1 – Технические характеристики люксметра Ю 116

Характеристика

Значение

Диапазон измерений освещенности

0-100000 люкс

Основная относительная погрешность измерений

не более 10%, наименьшая погрешность – при температуре окружающей среды 20°C

Класс точности

10

Продолжение таблицы 1

Время непрерывной работы прибора

не менее 8 часов

Питание

батарея типа «Крона», 9 В

Условия эксплуатации

рабочая температура от -10°C до +35°C; влажность до 80%

Габариты

210×125×85 мм

Масса

без футляра – 0,85 кг; в футляре – 1,75 кг

В период с 17 декабря 2016 по 18 декабря 2016 года была проведена серия измерений уровня освещенности в кабинах пассажирских транспортных средств следующих марок:

- ПАЗ 3205 – 1 автомобиль;

- Hyunday County – 1 автомобиль;

- Mercedes Sprinter – 1 автомобиль.

Внешние климатические условия:

- температура воздуха окружающей среды: минус 27 С;

- температура воздуха в кабине: 14 С;

- относительная влажность воздуха: 75%;

- скорость ветра: 0-1 м/с.

Измерения освещенности были проведены на следующих маршрутах:

- «Оренбург – п. Чкалов»;

- «Оренбург – п. Бердянка»;

- «ТЦ «Армада» - п. Солнечный» № 61.

Таким образом, нами были получены следующие результаты, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 – Результаты измерений освещенности

Марка автобуса

Время суток

Приборная панель

Около окна с водительской стороны

Уровень щитка приборов

Около окна справа

Посередине кабины

В салоне автобуса

Хендай

Конти

с 08:00

до 08:20

3

15

4

10

5

6

с 14:00

до 14:20

45

60

40

70

50

40

с 21:00

до 21:20

3

7

3

9

6

6

Мерседес

Спринтер

с 08:00

до 08:20

4

10

3

10

5

6

с 14:00

до 14:20

60

80

50

75

60

50

Продолжение таблицы 2

 

с 21:00

до 21:20

3

8

5

9

6

6

Паз 3205

с 08:00

до 08:20

2

9

5

9

4

3

с 14:00

до 14:20

40

70

100

80

60

30

с 21:00

до 21:20

2

9

4

6

5

3

По СанПиН 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» требования к освещению кабины автомобиля должны быть следующими [5]:

1) Освещенность кабины, создаваемая светильниками общего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.

2) Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что присутствуют отклонения от требований по освещенности (выделены жирным шрифтом в таблице 2) кабины автомобиля в темное время суток (утром и вечером), и необходима разработка мероприятий по улучшению данного параметра, либо введение ежемесячных компенсационных надбавок и доплат водителям пассажирских ТС.

Список использованных источников

1 Влияние освещенности на организм человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fguz-sakha.ru/portfolio-view/osveshenie. – 05.03.2017

2 Требования к освещенности производственных помещений и рабочих мест [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ohrana-bgd.narod.ru/edaproiz_75.html. – 05.03.2017

3 ГОСТ Р 54944-2012. Здания и сооружения. Методы измерения освещенности. – Введ. 2013–01–01. – Москва: Стандратинформ, 2013. – 4 с.

4 Люксметр Ю 116 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lab-metr.ru/lyuksmetr_yu-116.html. – 05.03.2017

5 СанПиН 4616-88. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей N 4616-88 от 05.05.88. – 5 с.

Просмотров работы: 614