МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Бондарева Е.В. 1, Еркомайщвили И.В. 2
1Институт физической культуры, спорта и молодежной политики УрФУ
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Благоприятным возрастом для развития скоростно-силовых способностей является возраст от 15-17 лет. В старших классах можно заниматься любым видом спорта. Этот возраст даёт хорошую возможность целенаправленно развивать силу, в том числе в целом преимущество остаётся за теми видами спортивных занятий, которые максимально восполняют «двигательный голод», уменьшают стресс, укрепляют сердечно-сосудистую систему, поднимают иммунитет. Корректирование осанки, достижения лёгкости в движениях, вера в себя − это минимум, что могут дать скоростно-силовые упражнения. Все органы начинают работать лучше. Правильно спланированные занятия способствуют всестороннему и гармоничному развитию человека, что особенно важно для формирующегося организма.

С помощью скоростно-силовых упражнений можно повысить упругость мускулатуры, увеличить активную мышечную массу, сократить избыток жировой ткани, усилить и укрепить соединительные и опорные ткани, улучшить осанку, фигуру, а также поднять уровень таких физических качеств, как сила, быстрота, выносливость.

Актуальность исследования состоит в необходимости определения особенностей развития скоростно-силовых способностей старших школьников, что позволит на базе полученных данных разработать общую направленность в построении учебных занятий.

Объектом является процесс физического воспитания.

Предметом являются средства и методы развития скоростно-силовых способностей школьников старших классов.

Цель – проанализировать средства и методы развития скоростно-силовых способностей школьников старших классов.

Задачи:

  1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.

  2. Дать общую характеристику скоростно-силовым способностям.

  3. Изучить средства и методы развития скоростно-силовых способностей старших школьников.

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, проявляется относительно спокойно и равномерно в протекании отдельных органах и системах. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия, как в строении, так и в функциях организма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек [5].

В 15-17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом[1].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные трудности в физическом воспитании [4].

Факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых качеств: собственно мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические, физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.

К скоростно-силовым способностям так же относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. [3]

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Основными средствами скоростно-силовой подготовки являются упражнения с различными отягощениями (с помощью собственного веса и веса партнера, со штангой, гантелями, набивными мячами, жгутами и т.п.), характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при которых значительная сила проявляется в возможно меньшее время.

Основные средства:

1.Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.;

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела;

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция и др.);

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц;

Дополнительные средства:

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки в гору, по рыхлому песку, бег против ветра и т.п.);

2. Упражнения с использованием сопротивления других предметов (эспандеры, жгуты и т.п.);

3. Упражнения с противодействием партнера.

В практике физического воспитания используется большое количество методов, направленных на воспитание различных видов силовых способностей. Наиболее распространенные из них:

– метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги максимального веса);

– метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа);

– метод динамических усилий состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью(максимальная скорость выполнения с помощью непредельного отягощения);

– «ударный» метод характеризуется выполнением специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45-75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину);

– метод статических (изометрических) усилий, т.е. силовые упражнения, при которых напряжение мышц достигается без движения

участвующих в упражнении частей тела; – статодинамический метод характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического;

– метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы;

– игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. [2]

В ходе проделанной работы мы проанализировали методику развития скоростно-силовых способностей. Изучили научно-методическую литературу по теме исследования, и убедились в том, что недостаточно информации по теме методов развития скоростно-силовых способностей.Дали общую характеристику скоростно-силовым способностям. Определили факторы, влияющие на развитие скоростно-силовых качеств это: собственно мышечные, центрально-нервные, личностно-психические, биомеханические, биохимические.

Наиболее эффективными средствами развития скоростно-силовых способностей являются: упражнения с весом внешних предметов, упражнения, отягощенные весом собственного тела, упражнения с использованием тренажеров общего типа, рывково-тормозные упражнения, упражнения с противодействием партнера, упражнения с использованием окружающей среды, упражнения с использованием сопротивлений других предметов.

Для развития скоростно-силовых способностей используют следующие методы: метод максимальных усилий, метод непредельных усилий, метод динамических усилий, «ударный» метод, метод статических усилий, статодинамический метод, метод круговой тренировки, игровой метод.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников / И.В. Еркомайшвили. Екатеринбург, 2004. - 118с.

  2. Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников / С.Я. Лайзане. - М.:

Просвещение, 2004. 268 с.

  1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с.

  2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. – 480 с.

  3. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе / Ю.А. Янсон. Ростов н/д «Феникс», 2004. – 624 с.

Просмотров работы: 2264