Современная образовательная парадигма, определившая в качестве приоритетного личностно ориентированный подход в профессиональном образовании, предполагает подготовку компетентного специалиста, обладающего профессионально важными личностными качествами, с одной стороны, и способного к социальной адаптации – с другой.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
На сегодняшний день проектная технология является актуальной еще и потому, что формирует все ключевые компетенции: - ценностно-смысловую; - общекультурную; - учебно-познавательную; - информационную; - коммуникативную; - социально-трудовую; - компетенцию личного самосовершенствования.
Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке субъекта, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – совокупность личностных качеств субъекта (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [2].
Проектная компетентность – это интегративная характеристика субъекта, выражающаяся в способности и готовности человека к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах.
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперѐд) - это комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения.
Метод проектов (от греч. – путь исследования, познания) – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов [5].
Проектное обучение - обучение, построенное приоритетно на основе метода проектов. Это обучение в проекте и с помощью проекта. Разработкой нового направления образования, основанного на формировании проектного способа взаимодействия с миром, занимаютсяДж.К. Джонс, В.Ф. Сидоренко, Г.Л. Ильин, В.Д. Симоненко, М.Б. Павлова, Дж. Питт и другие. Интегрированное содержание, уровневый способ обучения, использование системы проектов – все это позволяет включить обучаемых в процесс «от идеи до реализации» и способствует более полному освоению современной научной картины мира. На основе метода проектов связывается познавательная и преобразовательная деятельность учащихся, повышается уровень усвоения знаний. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы практической деятельности. Содержание проектного обучения интегрирует теоретический и практический материал из различных сфер познания, что позволяет обучающимся приобретать опыт преобразовательной деятельности. (Матяш Н.В.,д.психол.н., проф.,заведующая кафедрой психологииБрянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского) [3].
Проектная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях. В зависимости от дидактических целей и задач в образовательном процессе может происходить формирование проектной компетентности (в ФГОС проектная деятельность включена в структуру профессиональной деятельности), она объединяет в своей структуре и общекультурные, и профессиональные компетенции [6].
В современной образовательной среде востребованность проектирования как метода образования и одновременно потенциала человеческой личности связана с тем, что постепенная замена научно-технократической ориентации на ценностно-смысловое самоопределение педагогов и приоритета гуманистической ориентации послужила основанием для поиска нового облика образовательного пространства, который соответствовал бы социальному и государственному заказу и потребностям всех субъектов образовательного процесса [3].
Мировая практика и российский опыт свидетельствуют об эффективности проектных технологий в образовании. Проектная работа является культурно-творческой формой деятельности, в процессе которой происходит формирование способности к осуществлению осознанного и ответственного выбора личности.
Проектная компетентность характеризует способность специалиста применять знания, умения и личностные качества, обеспечивающие готовность к выполнению проектной деятельности и ее успешность, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результат этой деятельности.
Так же, данная компетентность является показателем личностного развития в результате овладения проектной деятельностью на содержательно-процессуальном и операциональном уровнях.
Представим модель проектной компетентности, где представлены составляющие компетентности и проектные действия в процессе освоения проектной компетентностью обучающимися.
Таблица 1.
Модель проектной компетентности будущих педагогов
№ |
Составляющие компетентности |
Проектные действия |
1. |
Умение проектировать деятельность |
1.1.Анализ и обработка информации 1.2.Формулировка проблемы 1.3. Постановка цели проектной деятельности 1.4.Планирование проектной деятельности 1.5.Проектирование конечного продукта |
2. |
Умение организовать и регулировать проектную деятельность |
2.1. Реализация проектной деятельности 2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности 2.3. Оценка проектной деятельности |
3. |
Умение применять в проектной деятельности предметные знания и способы деятельности |
3.1. Владение предметным содержанием проекта 3.2. Использование предметных способов действий |
4. |
Умение осуществлять коммуникативные действия в проектной деятельности |
4.1.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 4.2.Защита проектного результата |
Как видно из таблицы, для овладения проектной компетентностью необходимо проектировать, организовывать, реализовывать и осуществлять коммуникативные действия.
Таким образом, процесс формирования проектной компетентности носит сложный, многоступенчатый характер. Становление студента в качестве субъекта профессиональной деятельности происходит в процессе интериоризации внешних регуляторов (профессиональных норм и принципов) во внутриличностный план, в результате чего формируется система профессиональных ценностных ориентаций и субъектная позиция будущего специалиста, как система его взглядов и установок в отношении собственного личностного и профессионального саморазвития.
Список литературы:
1. Антюхов А.В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. -2010.-№ 10.
2. Зимняя И.А. Ключевые Компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
3. Иванова, Л. В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя / Л. В. Иванова // Науковедение (интернет-журнал). – 2014.– Вып. 4.
4. Соловьёва, Ю. А. Социально ориентированная проектная культура студентов: понятие и значение в формировании профессиональной компетентности выпускника вуза / Ю. А. Соловьёва // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.
5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб.пособие для студ.учреждений высш.проф.образования.-М.: Издательский центр «Академия», 2012.-160с.
6. Филимонюк, Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки: автореф. … д-ра пед, наук / Л. А. Филимонюк. – Махачкала, 2008.